Зеленский – Трамп: счёт 2:0

Зеленский в очередной раз подверг критике американского спецпосланника Уиткоффа: "он сознательно или несознательно – я не знаю – распространяет российские нарративы. В любом случае это не помогает. И я не вижу у него мандата обсуждать украинские территории. Территории – наши". Возникает закономерный вопрос – а чего это Зеленский такой смелый?

Многие наблюдатели комментируют поведение Зеленского в духе "слабоумие и отвага". Действительно, находясь в вооружённом конфликте с одной ядерной сверхдержавой, он вступает в конфликт с другой ядерной сверхдержавой, помощь которой является принципиально важной. Он точно нормальный?

По поводу того, нормальный ли Зеленский, мы судить не можем – не обладаем достаточной медицинской компетенцией. Но вот с точки зрения политико-дипломатической мы видим, что Зеленский переигрывает Трампа, несмотря на, казалось бы, несопоставимые ресурсы и возможности.

У Трампа были как минимум две цели: прекратить украинский конфликт и заключить соглашение о контроле над украинскими ресурсами.

Вторая идея возникла спонтанно, по предложению украинской стороны, но Трамп сразу повернул её не как инвестиции в разработку украинских полезных ископаемых, а как плату за предоставленную ранее помощь.

Чем всё обернулось, вы знаете – грандиозным скандалом в Овальном кабинете, который подорвал, скорее, позиции Трампа (ещё не было такого, чтобы глава какой-то страны четвёртого мира орал на президента США прямо в Белом доме). С тех пор прошло уже более полутора месяцев, и только 17 апреля был подписан меморандум, в котором США и Украина обязались рано или поздно подписать соглашение…

Чем это всё закончится, пока непонятно, но уже известно, что хотя США вывернулись с вопросом предоставления гарантий защиты Украины, финансовые претензии были существенно снижены. Сейчас уже шутят, что по итогам переговоров о контроле над украинскими ресурсами США окажутся должны Украине. Впрочем, по логике именно так и должно быть – США берут на себя разработку полезных ископаемых и выплачивают Украине ренту от полученных (или планируемых) прибылей.

Такая же ситуация с мирными соглашениями – они не были подписаны в течение 24 часов и не будут подписаны к 100 дням Трампа, которые истекают 30 апреля.

Очень показателен в этом итоге был итог переговоров 17 апреля между делегациями Украины и США, итоги которых были "с воодушевлением" восприняты украинской стороной в лице Андрея Ермака.

Ларчик открывается просто – стороны пришли к общему мнению относительно того, что прочный мир должен последовать после установления полного и безусловного прекращения огня. США при этом проглотили решение Украины продлить военное положение до 6 августа.

Казалось бы – самоочевидное суждение: сначала – прекращение огня, а потом… А потом будет так:

Во-первых, прекращение огня будет односторонним, потому что Украина – "жертва агрессии" и выполнять какие-либо соглашения не обязана. Этой логики украинское руководство неукоснительно придерживается с 2014 года. Да и сейчас видно – Украина продолжает наносить удары по энергетическим объектам на территории России, Россия старательно ведёт учёт и передаёт США, американская администрация хорошо хоть не принимает участия в информационных кампаниях украинской власти.

Во-вторых, прекращение огня будет действовать только до тех пор, как украинская сторона завершит перегруппировку сил для осуществления нового наступления.

Опционно возможно введение войск стран – членов НАТО, которые станут "живым щитом" в некоторых важных регионах (нанесение по ним российских ударов приведёт к эскалации, надежды на контролируемость которой связаны исключительно с нежеланием Трампа брать на себя ответственность за действия европейских союзников).

Так понятое прекращение огня, очевидно, ни к какому миру не приведёт. Это не говоря о том, что Киев не собирается вести переговоры относительно статуса территорий, которые уже вошли в состав России (собственно, именно об этом и говорит Уиткофф).

Почему планы Трампа провалились, в общем-то, понятно – американскому лидеру хотелось бы достичь компромисса, в котором обе стороны останутся неудовлетворёнными (в таком случае ими потом можно будет манипулировать). Особенно важно, чтобы Россия не получила односторонних преимуществ – Трампа и так считают чуть ли не "пророссийским", и ему совершенно нежелательно укреплять такое мнение. Сложность, как мы все понимаем в несопоставимости политического веса Украины и России – попытка выстроить равноценный компромисс всё равно будет в пользу Украины…

К тому же Трамп хочет обойти очевидный момент, связанный с тем, что какие-либо соглашения с участием нынешней киевской администрацией невозможны – Зеленскому дважды предоставлялся шанс урегулировать конфликт, которыми он пренебрёг. Почему он должен соглашаться сейчас, когда, в отличие от первых двух раз, у него есть мощный стимул продолжать войну?

Если российская сторона к компромиссу в принципе готова, хотя, разумеется, есть "красные линии", то украинское руководство рассматривает любые уступки как проявление слабости. В данном случае готовность к уступкам демонстрируют США, которые сначала ограничили доступ Украины к критически важным разведданным, а потом сняли ограничения. Исход же переговоров 17 апреля ещё более отчётливо показывает Зеленскому, что Трампа можно додавить.

В Вашингтоне это в общем-то понимают – последовало заявление госсекретаря Марко Рубио, который сообщил, что "если обе стороны серьезно настроены на мир, то мы хотим помочь, в противном случае мы пойдём дальше" и пригрозил Украине прекращением помощи.

В это заявление вряд ли кто-то поверит – конфликт слишком масштабный, что Трамп мог просто развернуться и уйти в закат. Угрозы тоже никого не пугают – США Украине помощь и так не оказывают, но от поставок оружия в Европу не откажутся, так же, как и от предоставления Украине услуг связи и разведданных. США же вполне может заменить Германия, при прошлой администрации предоставлявшая помощь очень ограниченную.

Российская сторона к обозначенным Трампом срокам относилась со здоровым скепсисом, но на само по себе посредничество Трампа возлагало определённые надежды. Разочарование со стороны России нанесёт Трампу ущерб значительно больший, чем недовольство Киева.

В общем, сейчас перед Трампом дилемма – то ли отказываться от попыток урегулирования конфликта, неся большие репутационные потери, то ли менять стратегию, фактически признав правоту российской стороны, что тоже приведёт к репутационным потерям. Незавидный выбор. Но никто и не обещал, что будет легко.

О том, как украинское руководство манипулирует слабостями нынешней вашингтонской администрации можно прочитать в статьеВасилия Стоякина "Зеленский по-прежнему уверен, что сумеет обмануть Трампа"