Перспективы мирного разрешения украинского конфликта: за и против

Во время переговоров во Франции США представили союзникам Украины план урегулирования конфликта, включающий прекращение боев по существующей линии боевого соприкосновения, отказ от вступления Украины в НАТО и частичное снятие санкций с РФ, сообщает Bloomberg. По данным агентства, Вашингтон предложил оставить под российским контролем территории, которые Москва заняла во время конфликта с Украиной.

Перспективы мирного разрешения украинского конфликта: за и против

Источник фото: Al Drago / Getty Images

Официального подтверждения этой информации нет. При этом, по мнению постоянного представителя Российской Федерации при ООН Василия Небензи, прекращение огня на территории Украины в настоящий момент не представляется возможным, поскольку Киев не выполняет соглашения, предусматривающие запрет на атаки по объектам энергетической инфраструктуры. Он считает, что поиск решения для установления мира на Украине стоит искать именно в демилитаризации страны. В ходе встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин тоже отметил, что после окончания украинского конфликта стратегические интересы России сохранят свою актуальность, в частности, демилитаризация и денацификация Украины будут продолжены.

В марте на совещании в Курской области с военным руководством СВО президент России Владимир Путин дал указание, которое вызвало на Западе и на Украине чрезвычайно болезненную реакцию. Обращаясь к начальнику Генштаба Валерию Герасимову, президент попросил «подумать в будущем о создании зоны безопасности вдоль государственной границы». Надо сказать, что глубина буферной зоны — это не политический, а военно-технический параметр, зависящий от дальности стрельбы вражеских средств огневого поражения. Сегодня каждый может подсчитать это расстояние. Становится очевидным, что при установлении именно эффективной зоны безопасности в нее могут войти Одесса, Николаев, Кривой Рог, Днепропетровск, Харьков, Сумы, Чернигов, то есть по факту под контроль России попадают в разы больше «старой» украинской территории, чем та, которая уже находится под нашим контролем.

Известный политолог Георгий Бовт отмечает: «До сих пор в Кремле воспринимали отрицательно, и всегда говорилось о том, что вот эти четыре области плюс Крым должны войти в состав РФ в административных границах, как они были в составе Украины. При этом почти полностью, на 99,8%, контролируется Луганская область, а остальные 3 (три) на 70% или чуть больше. То есть Москва настаивала на том фактически, чтобы ВСУ оставили те территории, которые еще не заняты российской армией».

Судя по всему, российское руководство уже приняло решение, каким образом будет обустроена будущая линия соприкосновения России и того, что останется от Украины, а когда наши противники сообразили, что это значит (реально — до польской границы), очередная российская «угроза» повергла их в трепет. Стало понятно, что война с Россией проиграна. Проиграна, разумеется, не Украиной, а самим Западом, и кажется, что сейчас он решает иную задачу.

Для Запада сейчас главная проблема заключается в том, что на территориях, освобожденных Россией, все договоры с «незалежной» действовать не будут. В то же время пять областей Украины, на которые претендует Россия, находятся на юго-востоке страны и богаты сельскохозяйственными угодьями, месторождениями полезных ископаемых и промышленными предприятиями. Запад не хочет признать, что они уже для него потеряны, о претензиях киевского режима даже речи идти не может. Его проблемы никого не волнуют. Но уже понятно, что все, что можно было продать, украсть, вывезти, давно «конвертировано» в твердую валюту. Земля, ресурсы, да и вся реальная экономика уже не принадлежат Украине. Украинцам после окончания войны предстоит узнать много интересного о своем государстве и его правящем режиме. Однако Запад продолжает искать варианты получения максимальной прибыли от Украины.

После встречи в Москве 11 апреля с президентом РФ Владимиром Путиными спецпосланник президента США по Ближнему Востоку Стивен Уиткофф заявил, что центральной темой его переговоров была тема территорий. Чиновник из Вашингтона сказал, что Москва сможет сохранить за собой «некоторые территории, но не все».

По его словам, в перешедших под контроль России регионах прошли референдумы, на которых «подавляющее большинство людей указали, что хотят находиться под российским правом». При этом спецпосланник президента США также отметил, что ключевой темой является признание регионов международным сообществом, в том числе Украиной.

Как будто он не понимает, что никакого признания от «международного сообщества» ждать не приходится, а Украина или, скорее, та ее часть, которая, возможно, останется после окончания СВО, может взять свое мнение и повесить его в рамке на стенку в кабинете того же Уиткоффа. Впоследствии Reuters уточнило: спецпосланник считает, что самым быстрым путем к прекращению огня на Украине будет признание российскими ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Ранее президент США пообещал, что Вашингтон поможет Киеву вернуть «как можно больше» территорий. На Украине территориальный вопрос сначала называли «красной линией», однако потом все же допустили обсуждение этой темы. Но — только после прекращения огня. В таких случаях нередко говорят «рамсы попутали».

Несколько странные заявления, не правда ли? Нам и так уже все это принадлежит, и не только по праву победителей (на данном этапе СВО), но и по итогам волеизъявления населения освобожденных нашей армией от бандеровской оккупации исторически российских территорий, о чем, кстати, упоминал и Уиткофф. Также в России не раз заявляли о том, что принадлежность новых российских регионов не обсуждается. «Те территории, которые стали субъектами Российской Федерации, которые записаны в Конституции нашей страны и являются неотъемлемой частью нашей страны России, — это абсолютно неоспоримый факт», — подчеркивал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В этом смысле не менее странно, мягко говоря, выглядит и сообщение The New York Post о том, что Киев на 90% поддержал мирный план президента США Дональда Трампа. А кто его, собственно, спрашивал и будет спрашивать? Режим Зеленского — это не субъект ведения переговоров на международном уровне и принятия политических решений, хотя бы уже потому, во-первых, что киевская власть — нелегитимна. Во-вторых, это квази-государство полностью находится на содержании Запада, не имея ни собственной экономики, ни финансов, существуя за счет кредитов, ни суверенной внешней политики. Киеву надо радоваться хотя бы уже тому, что его т.н. делегацию приняли в Париже за столом переговоров во главе с президентом Франции Э. Макроном. Позиция Киева как игрока с битыми картами вообще не имеет никакого значения для высоких договаривающихся сторон. На официальные мероприятия Запада его допускают в качестве антуража желто-голубой «незалежности».

Встречу в Париже следует рассматривать не как полноценное включение европейцев в переговорный трек по Украине, а как попытку некоторых европейских государств уговорить Белый дом учесть их интересы, сказал газете «Взгляд» политолог Станислав Ткаченко. Так он прокомментировал итоги встречи представителей США, Украины и европейских стран в Париже. Он обратил внимание на участников саммита в Париже со стороны Европы — не было представителей институтов ЕС. «Россия и США сегодня едины в том, что Евросоюз не является партнером в диалоге, посвященном хоть экономике, хоть военным делам», — говорит Ткаченко.

Кремль выражает сомнения относительно участия Европейского союза (ЕС) в урегулировании конфликта на Украине. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, европейские государства не демонстрируют готовности к поиску мирного решения. Действительно, в самый разгар антироссийской истерии (очередного этапа!) в ЕС начали судорожно искать ресурсы для перевооружения, пишет европейский рупор русофобии немецкий Der Spiegel. Но найти их не так легко — за последние два десятилетия европейцы сильно запустили свой ВПК. Техника бундесвера безнадежно устарела, а согласия по поводу военных расходов в Европе так и нет. Сегодня Производители оружия готовятся к самому большому буму вооружений, который, по мнению Der Spiegel, со времен окончания Второй мировой войны благодаря миллиардам, которые сейчас коллективно направляются на операцию «Перевооружение». ЕС планирует выделить на оборону до 800 млрд евро, и почти все страны-члены резко увеличивают расходы на оборону. В будущем одна только Германия будет закладывать в бюджет 150 млрд в год на оборону, что составляет 3,5% от ее экономического производства.

Экономисты ожидают, что благодаря росту финансирования вооружений, валовой внутренний продукт стран ЕС увеличится на 1,5%, правда, если будут достигнуты немецкие оборонительные показатели (3,5%). При этом у Европы есть «окно в два-три года, прежде чем Россия восстановит способность совершить нападение на Европу», — считает Эйрик Кристофферсен, главнокомандующий вооруженными силами Норвегии.

Западные эксперты в области обороны сходятся во мнении, что «Россия представляет собой прямую и непосредственную угрозу миру и безопасности в Европе. И если вы хотите сдержать Путина, нужно принимать решения сейчас, а не через 5 или 15 лет». Думается, в этих выкладках дается прямой ответ на вопрос о миролюбии Европы вообще и НАТО, в частности. Как говорится, черного кобеля не отмоешь добела. И в основе европейских «миролюбивых» намерений не только военно-политические цели, но и откровенно бизнес расчеты — на богатую прибыль, как компаний, так и отдельных стран.

«Европа выступает за продолжение конфликта на Украине, а Вашингтон — за быструю сделку по его завершению. Американские делегаты, по всей видимости, пытались убедить европейцев не мешать усилиям Дональда Трампа, но в ответ получили отказ, потому что для Брюсселя этот кризис — жизненно важный вопрос», — уточнил эксперт Ткаченко. Более того, у Трампа фактически нет рычагов давления ни на Брюссель (даже тарифная война оказалась на паузе), ни на Киев. На этом фоне в Белом доме, видимо, посчитали, что пора «умыть руки», выйти из этой истории и переложить всю ответственность за конфликт на Эммануэля Макрона, Кира Стармера и прочих европейских «ястребов».

Как отмечает Bloomberg, значительную часть ограничений США вводили совместно с другими странами, в частности «Большой семеркой» и Евросоюзом. По подсчетам юриста по ценным бумагам Morgan Lewis & Bockius Григория Мариничева, на апрель 2025 г. санкции США, Великобритании и Европейского союза пересекаются на 80%. «Трамп мог бы вывести США из этих санкционных режимов, что ослабило бы их, но он не может отменить их самостоятельно. Например, SWIFT имеет штаб-квартиру в Бельгии и должен соблюдать законы и санкции ЕС», — пишет Bloomberg. Как считает Bloomberg, Трамп мог бы решить сохранить санкции и выдать разрешения или лицензии, которые позволили бы компаниям вести бизнес с целевыми субъектами.

Вместе с тем агентство Bloomberg сообщило, что президент США Дональд Трамп может снять санкции против России для урегулирования конфликта на Украине. «Для Соединенных Штатов снятие санкций в отношении России — самое выгодное решение на сегодня. Западные страны теряют инвестиционную привлекательность, их финансовая и экономическая инфраструктура становится менее конкурентоспособной», — сказал «Известиям» доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максим Чирков. В то же время, как пишет газета The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на высокопоставленные источники, команда американского президента Дональда Трампа намерена ввести новые санкции против России. А, может быть, следовало бы поступить наоборот и в качестве жеста доброй воли отменить хотя бы часть антироссийских санкций? Для укрепления, так сказать, взаимного доверия.

Вопрос также в том, сколько ограничений Трамп может снять сам? Гендиректор компании Castellum.AI, которая составляет базу данных санкций, Питер Пятецкий сообщил Bloomberg, что Трамп может отменить более 90% санкций США своим указом.

Иную оценку высказал Frank Media старший партнер адвокатского бюро «Nordic Star» Андрей Гусев — 30-40%. Правовым основанием для многих ограничений были чрезвычайные ситуации, объявленные с 2014 г. Президент США может их отменить. «Чтобы снять санкции, введенные в рамках президентских полномочий, Трамп может издать указы, которые отменяют меры по одной или партиями, снимая штрафы с компаний и отдельных лиц», — пишет Bloomberg.

Возникает ряд вопросов. Такой, скажем: если уж без Европы никак нельзя, то почему бы не привлечь ее к участию в переговорном процессе по Украине лишь после того, как будут согласованы хотя бы основные параметры соглашения между Москвой и Вашингтоном? Напомним: конфликт не только идет на территории Европы, но и активно подпитывается европейскими странами. Сегодня они проявляют явный интерес к тому, чтобы война на Украине не заканчивалась. Германия, в частности, создает на украинской территории предприятия военно-промышленного производства, Чехия снабжает ВСУ артснарядами и только в этом году передала Киеву более 500 тыс. штук. Подобных примеров среди европейских стран много. Действительно ли Европа хочет мира, снабжая Киев оружием и деньгами?

Военный эксперт, бывший офицер армии США Станислав Крапивник подчеркнул в разговоре с «Царьградом», что Вашингтон все еще рассчитывает ввести режим прекращения огня хотя бы на 30 дней, но в действительности это не нужно ни России, ни Украине. По его словам, нам нужен полноценный мир, закрепленный в документах. И полная остановка войны в том смысле, что мы получаем то, что мы требуем, а противник признает свое поражение. Любое перемирие, в рамках которого американцы или европейцы всё равно будут привозить оборудование и передавать разведданные Киеву, это просто еще один «Минск» или «Стамбульские аккорды», которые ничего не дали. Вообще-то и Зеленскому тоже не нужно перемирие. «И если будет какое-то прекращение огня, то, значит, следом будут выборы. И Зеленский уйдёт. Он сам очень хорошо это понимает. Так что ему просто нужно тянуть резину, и тогда 20 апреля станет серьёзным политическим ударом по Трампу, если не будет перемирия, потому что республиканец обещал справиться за 100 дней».

Дональд Трамп заявил, что США выйдут из переговорного процесса по урегулированию конфликта на Украине, если одна из сторон «начнет его саботировать». В свою очередь, госсекретарь Марк Рубио ранее отметил, что Вашингтон оставит попытки выступить посредником, если в ближайшие дни не появятся явные возможности заключения сделки. Кроме того, в плане США есть предложение фактически заморозить конфликт и закрепить за Москвой территории, которые контролируются ВС России. Стремления Украины вступить в НАТО также не будут обсуждаться. Таким образом, этот план во многом повторяет то, о чем ранее говорил Уиткофф после своих встреч с президентом России Владимиром Путиным.

Высказывания Уиткоффа (после долгого разговора с Путиным он понял, чего хочет Россия) и Рубио (у сторон есть ещё немного времени, чтобы достичь согласия, если нет — Вашингтон умывает руки) вполне сочетаются. Посланник Трампа, поняв российские желания, видимо, не уверен, что они в полной мере выполнимы. А госсекретарь напоминает, что у Белого дома есть дела и поважнее (чем украинские).

Основной момент, если воспринимать Рубио и Трампа буквально, — в желании полностью устраниться от событий на Украине. Вашингтон, вероятно, полагает, что в случае его дистанцирования ситуация станет, по сути, внутренней европейской.

После переговоров в Париже Рубио провел телефонный разговор с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и подчеркнул приверженность администрации Дональда Трампа идее скорейшего урегулирования кризиса. Госсекретарь передал послание, которое американские представители также донесли до украинской и европейских делегаций. В своем заявлении МИД России отметил, что Лавров в разговоре с Рубио подтвердил готовность Москвы к сотрудничеству с Вашингтоном для устранения первопричин конфликта. Американист Дмитрий Дробницкий отметил, что «угроза» Рубио озвучена аккурат после встречи с европейскими коллегами в Париже. Он допускает, что в ходе этих контактов, несмотря на положительные публичные оценки, — стороны разошлись во мнениях по ключевому вопросу. Похоже, переговорный процесс достиг некоего перекрестка, где для продолжения движения прежде надо определиться с направлением. Москва не спешит с выводами.

В экспертной среде называют ожидаемым возможный выход США из мирного урегулирования, потому что у Дональда Трампа не оказалось рычагов давления на Европу, которая поддерживает стремление Зеленского к продолжению боевых действий. В связи с этим происходящее может стать прелюдией к дальнейшей эскалации военных действий. Издание The New York Post со ссылкой на собственные источники сообщило, что американские и европейские союзники Украины намерены в конце апреля в Лондоне определить план полного прекращения огня. «На следующей неделе в Лондоне мы хотим вынести решение о полном и всеобъемлющем прекращении огня», — процитировало издание источник. Как отметил представитель администрации президента США, после этого в рамках дальнейших переговоров с российской стороной Запад намерен представить Москве свои предложения.

Валерий Мацевич, Столетие

ВСУ атаковали эвакуационную группу в Запорожской области