Юрий Баранчик: Интервью Лаврова в Бразилии: Россия тоже может в «хорошего и плохого копа»

Интервью Лаврова в Бразилии: Россия тоже может в «хорошего и плохого копа»

Интервью главы МИД РФ бразильской «О Глобо» далеко не такое «проходное», каким могло показаться. Начнём с общеизвестного. Позиция России в апреле 2025 года практически полностью повторяет то, что Путин озвучивал в июне 2024 года. Основные принципы остались теми же.

Россия настаивает на закреплении новых территориальных реалий (т.е. признание контроля над новыми регионами).

Требует юридических гарантий нейтралитета Украины (отказ от НАТО).

Ставится задача снятия всех западных санкций.

Россия подчеркивает необходимость «неделимой безопасности» — концепцию, при которой никто не усиливает свою безопасность за счет других (это про расширение НАТО).

Но. Лавров сейчас гораздо больше делает акцент на мировом контексте — то есть на усилении БРИКС, фрагментации мировой экономики, дедолларизации. Это расширяет требования России: они теперь не только к Украине и Западу, но и к перестройке глобальной системы в целом. Позиция подана мягче в формулировках (дипломатичный язык о "готовности к переговорам", "важности диалога"), но суть требований остается прежней. Россия готова обсуждать прекращение конфликта только при учете своих ключевых условий.

Путин летом 2024 года говорил прямо и жестко, выдвигая конкретные требования к Украине и Западу, с акцентом на национальной безопасности России и защите новых территорий. Лавров весной 2025 года подает ту же суть в обтекаемых, дипломатичных формулировках (на то и дипломат), но смещая акцент на глобальный контекст: не только Украина, но и изменение всей архитектуры международных отношений.

Условно говоря, Путин-2024 это 80% Украины и 20% общемирового контекста, а Лавров-2025 – 50% Украины и 50% роли стран БРИКС, фрагментация мировой экономики, конец западной монополии. То есть Украина уже подана как часть более широкой глобальной борьбы. Переориентация риторики с "конфликта на Украине" на "перестройку глобальной системы" означает, что Россия готовится к затяжной борьбе, а не к быстрой победе. И это правильно. Москва не видит мирное соглашение по Украине как конечную цель. Она рассматривает нынешний кризис как часть процесса изменения глобального баланса сил.