Окопный ремейк: как тактика 1915-1917 гг. повторяется в СВО

Окопный ремейк: как тактика 1915-1917 гг. повторяется в СВО

©Александер Буонапартович Шлиффен-Македонский

История не просто повторяется — она ставит те же спектакли, но с новыми декорациями. Позиционная война 1915–1917 гг. на Русском фронте и СВО на Украине в 2022–2025 гг. — это поразительное dj vu, несмотря на 110 лет прогресса.

Позиционный тупик

1916: После Великого отступления русская армия зарывается в окопы от Балтики до Галиции. Многослойные укрепления, дефицит снарядов, фронт замер.

2025: Линия фронта на Украине стабилизировалась. Россия контролирует ~20% территории, но продвижение минимально — обе стороны в окопах, при этом даже без больших маневров несут потери по 5000-7000 солдат в неделю с обеих сторон (оценка Трампа*)

Кризис оперативного искусства

1916: Брусиловский прорыв стал исключением благодаря одновременным ударам на всем протяжении Юго-Западного фронта, но без резервов и логистики успех утонул в позиционном топтании.

2025: Прорывов нет. ВС РФ/ВФУ попеременно забирают/сдают хутора и деревни, но сегодня темпы наступления упали на 45% с конца 2024-го. Украина держит Восточный фронт, но маневры и контрудары ей тоже не даются. Скудость людских резервов и логистические заторы в снабжении войск тормозят обе стороны.

Тактические параллели

Штурмовые группы:

В 1916-м — ударные батальоны с гранатами и траншейными мортирками.

В 2025-м — мелкие группы с тепловизорами, дронами и квадрокоптерами для разведки и ударов.

Артиллерия:

Тогда — методический огонь из-за нехватки снарядов. Сейчас — точечные удары корректируемыми боеприпасами, но снабжение всё ещё ахиллесова пята.

Саммари:

ВС РФ/ВФУ снова столкнулись с вызовами ПМВ как то — позиционный тупик, кризис маневра, логистически безнадежные узлы. Но есть отличие — сегодня у России достаточные ресурсы для затяжной войны. Вопрос в том, удастся ли избежать ошибок 1917 года: деморализации и развала фронта? Технологии меняют средства доставки снарядов до цели, но суть войны остаётся прежней — Брусилова-то нет.

____________

*У нас принято считать, что Дональд берет цифры от балды. Однако на фронте в 1000 км по 5-7 убитых солдат с обеих сторон на каждый километр фронта как раз и дают ему искомые 5000-7000 потерь. Тем более, что для наблюдения за каждым квадратным метром поля боя у Дональда есть такие приборы! Но мы вам о них не расскажем.