Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с очень большой речью на полях ПМЮФ-2025.
Часть четвёртая:
В известном деле о судне «Уимблдон», известном классическом деле, Постоянная палата международного правосудия подчеркнула тогда, что право заключать договоры, содержащие международно-правовые обязательства, является атрибутом государственного суверенитета. В прошлом веке именно двусторонние международные договоры в сфере контроля над вооружениями удерживали мир от ядерной катастрофы и тотальной войны. Это удавалось и Соединённым Штатам, и Советскому Союзу в эпоху «холодной войны». Это должно иметь эффект и сейчас.Пока же общение государств идёт на языках и в терминах международного права, сохраняется как минимум надежда, что понимать друг друга мы будем лучше, но в будущем сможем достичь устойчивого мира.
Но не скрою, когда речь идёт о нынешнем украинском националистическом государстве, неизбежно возникают и другие вопросы: с кем в данном случае вообще нам можно договариваться о мире и почему, говоря об украинском кризисе, Киев упоминается значительно реже, чем Европа и Вашингтон? Что вообще с суверенитетом этого государства, как бы мы к нему ни относились? Объяснение этому — во втором уроке. Договариваться на языке международного права можно только с равноправными и договороспособными партнёрами.
От древних государств, через Вестфалию, через Устав Организации Объединённых Наций, международное право нащупывало форму мирного сосуществования и по спирали возвращалось к идее равноправных суверенных государств. Именно в те периоды, когда удавалось уравновесить друг друга и договориться о правилах общежития, мир получал короткую, как правило, к сожалению, передышку от затяжных войн.
Отсюда вывод: договариваться нужно с действительно самостоятельными, подчёркиваю, действительно самостоятельными и в полной мере независимыми государствами, причём вне зависимости от их размера, от размера территории или населения, потому что суверенитет не в этом проявляется. Напротив, любые соглашения с государственными марионетками обречены на провал. Учитывая это, важно с правовой точки зрения подойти к окончательному правовому регулированию и украинского конфликта.
Не раз говорилось, что среди основного набора действующих лиц украинского режима отсутствуют лица, которые уполномочены на заключение мирного договора. А это большая проблема.
Статья 8 Венской конвенции о праве международных договоров напоминает, что акт, который относится к заключению договора, совершённый неуполномоченным лицом, напомню, не имеет юридического значения, если он впоследствии не подтверждён над государством. А статья 46 Венской конвенции констатирует недействительность международных договоров, которые заключены с явным нарушением особо важных внутригосударственных процедур. Специальные ограничения полномочий по представлению государства, о которых известно другим сторонам международного договора, по сути, уничтожают этот договор по статье 47 той же самой конвенции.




































