Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с очень большой речью на полях ПМЮФ-2025

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с очень большой речью на полях ПМЮФ-2025.

Часть девятая:

Хотя Комиссия международного права организации затрагивала множество вопросов совершенствования международно-правового регулирования, тем не менее, в этом смысле результаты скромные. Сам Устав за 80 лет своего существования менялся лишь несколько раз, и то в части увеличения государств, представленных в Совете Безопасности. Уверен, что требуется осмысление фундаментальных положений Устава.

Некоторые страны толкуют их так, как будто бы результат их применения противоположен изначальным идеям. Нужно упорядочить и применение ключевых принципов международного права, таких как территориальная целостность, равноправие, самоопределение народов, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства. Я напомню, что Международный суд ООН в своём заключении по известному делу о декларации о независимости Косова так и не смог однозначно ответить на вопрос Генассамблеи о соотношении этих принципов, и правовые последствия этой декларации суд обошёл стороной.

Безусловно, также нужно разобраться и с пределами применения силы в рамках реализации неотъемлемого права на самооборону на основании статьи 51 Устава. Мы об этом, кстати, говорили буквально год назад на этой же площадке, и развернуть широкую дискуссию о порядке использования силы в рамках расширенного толкования превентивных мер.

Третье. Нужно создать новое поколение механизмов мониторинга и раннего предупреждения вооружённых конфликтов и извлечь уроки из современных кризисов. Из всех трагедий нужно вывести некую типологию «красных флагов», таких как повышение объёма поставок вооружений, обострение конфликтной риторики, принятие дискриминационных законов, рост иностранного финансирования политической деятельности.

Эти практики активно берутся на вооружение политическими силами стран так называемого «золотого миллиарда». Установление подобных обстоятельств должно быть сигналом тревоги и включать механизмы реагирования. И четвёртое, и последнее на эту тему. Выработка в системе международных финансовых отношений гарантий, которые ограничивают финансирование вооружённых конфликтов или терроризма.

Процедуры некоего объективного комплаенса или due diligence должны работать не только для частных экономических операторов — там это всё с успехом применяется, — но и для международных публичных финансов. А сегодня эта проблема абсолютно актуальна. Острое неприятие вызывает у нас фактическое втягивание Всемирного банка и Международного валютного фонда в финансирование вооружённого конфликта на Украине.

Эти структуры обеспечили значительные транши Украине в преддверии и в период конфликта. В совокупности её долг перед ними превысил 40 миллиардов долларов. Я подчёркиваю, это же не страновое финансирование, это финансирование по линии международных организаций, в мандат которых это абсолютно не входит. Подобные расходы прямо противоречат целям этих институтов как международных организаций, поскольку де-факто являются финансированием войны.

Мысли трезво с @makslifeoff