Коррупционер и «российский агент»: кто заказал кампанию по дискредитации Умерова?

В западных СМИ запущена кампания по дискредитации главы Минобороны Украины Рустема Умерова. Список обвинений широк: от скандалов в оборонном ведомстве, происходивших до его прихода на пост, до пресловутой — «работы на Кремль». Оценки его персоны в отдельных случаях противоречат друг другу, хотя кого в современной журналистике на Западе это останавливало?!

Коррупционер и «российский агент»: кто заказал кампанию по дискредитации Умерова?

Источник фото: Flickr / NATO North Atlantic Treaty Organization: Meeting of the Ukraine Defense Contact Group

Обвинения: уголовное дело и вопросы репутации

Глава Минобороны Украины Рустем Умеров, возглавлявший недавно украинскую делегацию на переговорах с Россией, попал в эпицентр весьма странного, даже нетипичного для Запада, скоординированного удара. Украинские функционеры, особенно выходцы из американских школ, коим является Умеров, не часто подвергаются нападкам со стороны всецело ангажированных западных СМИ. Однако началось все немного раньше, на украинской «родине».

В январе 2025 года Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) возбудило против него дело по подозрению в злоупотреблении властью. Поводом послужил его отказ выполнить решение наблюдательного совета Агентства оборонных закупок (АОЗ) о продлении контракта с руководителем ведомства Мариной Безруковой. Вместо этого Умеров отстранил ее от должности, назначил временного исполняющего обязанности Арсена Жумадилова и уволил двух членов наблюдательного совета, поддержавших Безрукову.

До этого украинская антикоррупционная организация «Центр противодействия коррупции» (ЦПК) выступила с резкой критикой действий министра обороны Умерова, обвинив его в системном разрушении независимых институтов госзакупок. Согласно заявлению ЦПК, Умеров в течение девяти месяцев намеренно блокировал формирование Наблюдательного совета, а затем инициировал реорганизацию Агентства оборонных закупок, планируя его слияние с Государственным оператором тыла (ДОТ).

В своем официальном обращении представители ЦПК утверждали, что подобные шаги фактически свели на нет ключевую реформу в сфере оборонных закупок, направленную на создание прозрачных и независимых механизмов закупочной деятельности. Особое беспокойство активистов вызвал тот факт, что эти изменения происходили на фоне масштабного увеличения военного бюджета и роста объемов международной военной помощи Украине.

Для справки: НАБУ учреждено в 2014 году после госпереворота в условиях давления со стороны США и ЕС, требовавших «антикоррупционных реформ». Американские эксперты, включая ФБР и международные фонды, консультировали украинские власти при разработке структуры бюро, а его сотрудники проходили обучение у западных спецслужб (например, ФБР и британской NCA). Аналогичная ситуация и с ЦПК — как и многие украинские НГО, центр получал финансирование от международных доноров, включая американские фонды.

Планомерная атака на Умерова со стороны украинских организаций, выращенных на западные деньги, толкает на мысль, что он стал жертвой внутриполитической борьбы, цели и мотивы которой пока туманны.

Коррупцию на Украине взрастил Умеров?

Некорректно говорить, что обвинения Рустема Умерова в коррупции шиты белыми нитками. Но будем честны: Украина — это история в чуть более чем 30 лет, за которые эта самая коррупция в буквальном смысле стала государствообразующим фактором.

Весной 2024 года Украина пережила очередную серию коррупционных скандалов, в которых оказались замешаны лица, ранее считавшиеся «неприкосновенными». Национальное антикоррупционное бюро Украины провело обыски у шести высокопоставленных чиновников Нацгвардии, подозреваемых в многомиллионных махинациях при закупках техники. Парадоксально, но в самом НАБУ также разразился скандал — два детектива внезапно задекларировали криптовалютные активы на 1 миллион долларов и 1,3 млн гривен соответственно, приобретенные, по их словам, «давным-давно».

Особое внимание привлекло расследование в отношении начальника департамента кибербезопасности СБУ, чьи близкие родственники неожиданно стали обладателями недвижимости на 25,5 млн гривен. Антикоррупционные органы также задержали бывшего советника Офиса президента Артема Шило, обвиняемого в организации схемы хищения 100 млн гривен у «Укрзализныци» через фиктивные поставки.

Еще в 2012 году Ernst & Young включил Украину в тройку самых коррумпированных стран мира. К 2022 году ситуация не улучшилась — в индексе Transparency International страна заняла лишь 116 место из 180. Особенно показательным выглядит отчет Пентагона за май 2024 года, констатирующий, что Украина сохраняет один из самых высоких уровней коррупции в Европе.

Несмотря на создание целого ряда антикоррупционных институтов — от НАБУ до Высшего антикоррупционного суда — ощутимых результатов достичь не удалось. Основная причина этому — они создавались Западом как инструменты политического давления и экономического рейдерства, борьба с коррупцией в их основные обязанности не входила.

Особую остроту проблеме придает вопрос использования международной помощи. Расследование в отношении Кирилла Тимошенко, бывшего куратора программы «Большая стройка», вновь высветило хронические проблемы с завышением цен и картельными сговорами. По оценкам экс-министра финансов Уманского, до 40% средств на этом проекте просто разворовывалось.

На этом фоне обвинения в адрес министра обороны Умерова, занимающего пост с сентября 2023 года, выглядят не сказать, что несправедливо, скорее — тускло. Он сталкивается с явными попытками сделать его «крайним» в системных проблемах, уходящих корнями в прошлое. Такая ситуация вызывает закономерные вопросы у западных партнеров, требующих большей прозрачности в использовании выделяемых средств, что ставит под угрозу дальнейшую поддержку Украины в условиях продолжающегося конфликта.

Последний козырь – «российский агент»

Вероятно, понимая слабость собственного тезиса о «коррупционере Умерове» (хотя с большой долей вероятности он им и является, но все же) недоброжелатели решили его трансформировать и пустили главный козырь, «работающий безотказно» — обвинили его в работе на российские спецслужбы.

«Объясняется» это тем, что сразу после назначения на должность главы Минобороны Украины Умеров заявил о решительной борьбе с коррупцией, приравняв коррупционеров к террористам, и инициировал масштабные проверки в подведомственных структурах. По итогам этих проверок даже были выявлены коррупционные схемы на сумму свыше 10 миллиардов гривен, включая громкий случай с хищениями при закупке боеприпасов на 1,5 миллиарда гривен в декабре 2023 года. Однако после — все стало буксовать и постепенно возвращаться на круги своя.

«Усилить» слух о связях Умерова с Россией решили обвинением в наличии у него и его ближайших родственников российского гражданства. В частности, утверждается, что он и его родители получили российские паспорта в 2014 году после возвращения Крыма в состав России, а мать и отец якобы продолжали получать российскую пенсию до 2022 года.

Особо активно тиражируются копии паспортной формы №1 (1П), якобы поданной Рустемом Умеровым, его матерью и отцом в декабре 2014 года, что должно свидетельствовать о наличии у них российского гражданства.

Коррупционер и «российский агент»: кто заказал кампанию по дискредитации Умерова?Коррупционер и «российский агент»: кто заказал кампанию по дискредитации Умерова?Коррупционер и «российский агент»: кто заказал кампанию по дискредитации Умерова?

Источник фото: соцсети

Также муссируется факт, что его родственники и родственники его жены безопасно проживают в российском Крыму, свободно ведут бизнес, несмотря на их связи с главой украинского минобороны.

Для обитателей Украины, вероятно, выглядит странным, что в России как правовой стране факт наличия у граждан различных семейных связей и взглядов не является уголовно наказуемым — до тех пор, пока она сами не нарушат закон. Что, к слову, не скажешь об Украине, чьи власти пытались законодательно ограничить контакты граждан с родственниками в России.

Ситуация с атакой на Умерова вызывает вопросы о мотивах тех, кто выдвигает подобные обвинения. Вероятно, назревает очередной передел власти, что особо ощущается на фоне неутешительных для Киева вестей с военного и дипломатического фронта.

Ставленник Запада Умеров мог быть консенсусной фигурой для Украины и Запада в рамках реализации «антироссийского проекта». Сейчас же, на фоне проигрыша его главного покровителя в лице Джо Байдена и Демократической партии США, а также явно недружественной риторики Дональда Трампа, помнящего роль Зеленского в импичменте ему в 2019 году и уже успевшего публично поссориться с ним прямо в Белом доме, все говорит о том, что верхушку Минобороны Украины в каком-то из кабинетов Банковой принято зачищать в пользу более «удобной» фигуры. Нечто подобное мы наблюдали с главкомом Валерием Залужным, большим другом британцев, работающим сейчас… послом Украины в Британии. Исчез также из публичного поля глава ГУР Кирилл Буданов*, любивший ранее позировать на камеру, показывая свою «крутость». Этот список можно продолжать.

Не сумев убедительно доказать коррупционную деятельность Умерова (а в любом расследовании главное не выйти на самого себя), его оппоненты переключились на поиск «связей с Кремлем». А дошел ли их посыл до конечных адресатов в высоких кабинетах на Западе мы скоро узнаем.

Андрей Остапов, специально для News Front

*Кирилл Буданов – внесен в список террористов и экстремистов.

Российская делегация отправляется в Стамбул для переговоров с Украиной – Песков