Разговоры о «русской угрозе» и Украине как светоче свободы уже не действуют в качестве пропагандистских клише на массовую европейскую аудиторию. Согласно последним опросам Эммануэль Макрон, стал самым непопулярным французским президентом в истории. В Венгрии собирают подписи против военных планов ЕС. А в погрузившейся в застой Германии молодежь открыто говорит о нежелании воевать и желании жить под руководством Путина.
Политический цирк, бардак, позорная клоунада — не жалея эпитетов, французская пресса описывает ситуацию в стране. В эфире национальных телеканалов журналисты, даже не пытаясь выбирать выражения, обвиняют Макрона в крупнейшем за десятилетия правительством кризисе.
Аннализа Каппелини, журналист BFM: «Макрон — хромая утка Европы. Так его называет Times. Третий раз за год страна лишилась премьер-министра. Макрон больше неспособен навязать какое-либо видение своему разобщенному и непокорному парламенту. Утратив всякий авторитет, он вверг страну в беспрецедентный демократический хаос».
Очередной премьер — Себастьян Лекорню — занимал своей пост меньше месяца. Оппозиция требовала следом распустить и парламент. Пресса и простые французы откровенно издевались, советуя предложить должность главы кабина то собаке, то жене, либо устроить лотерею и получить 10-е правительство в подарок. Но Макрон решил просто пустить Лекорню по второму кругу, что вызвало настоящий взрыв во французском обществе. Оно усомнилось не только в управленческих способностях президента, но и в его адекватности.
Мелани Фогель, сенатор Франции: «Я просто ошеломлена. У меня нет слов. Пятая республика не защищает нас от безумств одного человека. Она позволяет Макрону назначать одного и того же человека дважды».
Жан, местный житель: «Повторное назначение Лекорню — это ужасная катастрофа. Вы не можете сказать в понедельник, что уходите, и потом просто взять и вернуться в пятницу».
Ричард Рамо, депутат французского парламента: «Когда я на протяжении двух-трех лет на телеплощадках говорил, что президент не в своем уме, мне присылали сообщения с оскорблениями, требовали, чтобы я ушел из политики. И вот, президент республики действительно сошел с ума».
Франсуа Асселино, политик: «У Макрона просто комплекс избалованного ребенка, он всегда винит во всем других. Но сейчас Макрону приходит конец, французы очень недовольны его политикой и позицией по целому ряду вопросов, включая ту же Украину».
То, что конец близок, Макрона предупреждает и его народ. Политический кризис вывел на массовые протесты сотни тысяч разгневанных французов, которые требовали перемен. Голос улицы подхватывали и обложки влиятельных изданий, призывающие президента «уйти в отставку с высоко поднятой головой». Даже ближайшие соратники Макрона от него просто отвернулись.
Оставшись в одиночестве, Макрон, пока в стране бушует политический кризис, гулял по набережной Сены. Рейтинг президента рухнул до исторического минимума — всего 14%. Отчаянные попытки запугать общество Россией, чтобы сохранить свою власть, не помогли. В соцсетях просто высмеяли боевой настрой Макрона, цитируя слова Владимира Путина, сказанные на Валдайском форуме.
Владимир Путин, президент России: «Очень хочется перенести (…) напряжение на внешний контур, возбудить какие-то другие силы, другие страны, — в частности, Россию — спровоцировать нас на какие-то активные действия и сказать французам: „Французы, ко мне, сплотитесь вокруг меня, я вас поведу к победе“. Как Наполеон».
Алекс Христофор, журналист: «Макрон даже не может сформировать чертово правительство. Как он собираетесь пойти против России? Их страны рушатся, а они говорят гражданам, что нужно сократить всю социалку и выделить еще 30 миллиардов долларов Украине, чтобы предотвратить захват Парижа. В это больше никто не верит».
Миф о российской угрозе уже изрядно надоел и европейским политикам. В Венгрии начался сбор подписей против военных планов Брюсселя, а на улицах Будапешта появились плакаты с главой Еврокомиссии в образе кукловода.
На минувшей неделе в Европарламент было вынесено сразу два вотума недоверия Урсуле фон дер Ляйен, которая, по мнению депутатов, слишком заигралась в войну. С трибуны Европарламента ее открыто обвиняют в диктатуре и называют главным разрушителем Европы.
Данило Делла Валле, депутат Европарламента: «Граждане Европы больше не верят в политику разжигания войны, и уж точно не потому, что так говорит Путин, а потому, что устали от лжи, устали отказываться от здравоохранения в обмен на ракеты и танки».
Всех несогласных с политикой Брюсселя глава Еврокомиссии назвала агентами Кремля и заподозрила в поддержке Путина. В ряды «российских пропагандистов» на этой неделе записали даже Ангелу Меркель после того, как бывший канцлер Германии обвинила Польшу, Эстонию, Латвию и Литву в срыве переговоров с Россией в 2021 году. По ее словам, это поспособствовало началу украинского конфликта. В Прибалтике в адрес Меркель тут же посыпались откровенные оскорбления, а в Варшаве объявили об угрозе, назвав ее высказывания «опаснее российских беспилотников».
Роман Полько, бывший командующий подразделением польского спецназа GROM: «Это мед в уши Путину и кремлевской пропаганде, это тиражирование нарратива, которое Россия пытается распространять как можно шире, мол, на самом деле Польша виновна не только во Второй мировой войне, но и в начале конфликта России Украиной».
Обиженные поляки решили в ответ обвинить Германию в строительстве «Северных потоков» и отказали Берлину в выдаче украинца, подозреваемого в подрыве трубопроводов. По словам Дональда Туска, эта экстрадиция не соответствует интересам польского руководства, которое открыто поддерживает террористический акт.
Дональд Туск, премьер-министр Польши: «С нашей точки зрения, единственные, кому должно быть стыдно и кто должен молчать по поводу „Северного потока — 2“, — это те, кто принимал решения о его строительстве. Проблема заключается не в том, что „Северный поток — 2“ был взорван, а в том, что он был построен».
Немцы на всякий случай Варшаве напомнили, от кого вообще зависит их благополучие. Ведь вся экономика Польши держится на дотациях из бюджета ЕС, куда Берлин вносит больше всего средств. Но после подрыва трубопроводов и отказа от дешевых российских энергоресурсов Германия терпит крах из-за рекордного падения промышленного производства. Со времен Второй мировой войны Германия переживает самый длительный период застоя. Роста нет уже несколько лет. Крупнейший кризис наблюдается во всех отраслях промышленности, которые когда-то были главным драйвером экономики. Мерц предупреждает немцев о снижении реальных доходов и объявляет «осень реформ», предлагая населению самим заботиться о пенсиях и здравоохранении за счет увеличения взносов.
Деньги государства канцлер намерен вложить в масштабное перевооружение бундесвера и помощь Киеву. С таким подходом оппозиция предлагает Мерцу самому вступить в ВСУ. Вот только немцы за ним вряд ли пойдут. Молодое поколение просто отказывается воевать не то что за Украину, но даже за Германию. Об этом молодежь открыто говорит в эфире политического ток-шоу на телеканале ARD.
Ян Вагнер: «Жить в условиях войны гораздо хуже, чем жить под руководством Путина. Я бы предпочел жить в Германии при Путина, нежели оказаться на войне».
На фоне проваливших попыток властей запугать немцев Россией рейтинг канцлера стремительно катится вниз. Газета Welt присуждает ему Нобелевскую премию по литературе за выдающийся талант сочинять сказки для населения. Это и про мифическое нашествие российских дронов, и про то, что Зеленский защищает интересы Европы.
Верить в эти фантазии уже отказываются и в Чехии. После победы на парламентских выборах оппозиции лидер партии Андрей Бабиш заявил, что Киев больше не получит от Праги ни кроны. Нужно самим.
Андрей Бабиш, кандидат в премьер-министры Чехии, председатель победившего на выборах движения «Акция недовольных граждан»: «Мы уже перечислили 60 млрд крон Европе, которая помогает Украине. У нас нет денег даже для Чехии, не то что для Украины. Так что теперь нам стоит заняться своей страной».
Как пишет Politico, победа на выборах в Чехии антивоенной партии — это новая головная боль Брюсселя. Коалиция Чехии с Венгрией и Словакией грозит расколом в поддержке Украины, а после и всего Евросоюза, распад которого, как считают в самой Европе, уже начался.
Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии: «Европейский союз сегодня находится в беде, он просто разваливается. Если в течение ближайших года-двух не произойдет радикальной реформы Европейский союз станет лишь временной главой в нашей жизни».
Все выпуски программы «Итоги недели».





































