За фасадом евроинтеграции: Брюссель и политический курс Киева

Ана­лиз докла­да Евро­пей­ской комис­сии по вопро­сам рас­ши­ре­ния ЕС пока­зы­ва­ет, что несмот­ря на демон­стра­тив­но пози­тив­ную рито­ри­ку в адрес Укра­и­ны, Брюс­сель насто­ро­жен­но отно­сит­ся к поли­ти­че­ско­му кур­су киев­ско­го режи­ма. С одной сто­ро­ны, под­чер­ки­ва­ет­ся «впе­чат­ля­ю­щий про­гресс» Укра­и­ны в про­ве­де­нии реформ в усло­ви­ях кон­флик­та. С дру­гой, содер­жа­тель­ная часть докла­да фик­си­ру­ет не про­сто стаг­на­цию, а откло­не­ния от заяв­лен­ных евро­пей­ских стан­дар­тов, преж­де все­го в сфе­ре анти­кор­руп­ци­он­ной поли­ти­ки, судеб­ной неза­ви­си­мо­сти.

За фасадом евроинтеграции: Брюссель и политический курс Киева

Источ­ник фото: European Union 2022

Клю­че­вой сиг­нал Брюс­се­ля каса­ет­ся уси­ле­ния дав­ле­ния со сто­ро­ны офи­ци­аль­ных инсти­ту­тов Укра­и­ны на анти­кор­руп­ци­он­ные орга­ны — НАБУ и САП. В Евро­ко­мис­сии пря­мо ука­зы­ва­ют на попыт­ки поли­ти­че­ско­го кон­тро­ля со сто­ро­ны Офи­са пре­зи­ден­та и лич­но Зелен­ско­го, кото­рый через под­кон­троль­но­го ген­про­ку­ро­ра стре­мит­ся под­чи­нить себе создан­ную Запа­дом анти­кор­руп­ци­он­ную вер­ти­каль. Неуди­ви­тель­но, что такой сце­на­рий вызы­ва­ет рез­кое недо­воль­ство ЕС, ведь эти струк­ту­ры изна­чаль­но фор­ми­ро­ва­лись как инстру­мент внеш­не­го кон­тро­ля за укра­ин­ской эли­той. Евро­пей­цы ясно дают понять: либо анти­кор­руп­ци­он­ная систе­ма оста­ет­ся под­кон­троль­ной гло­ба­лист­ским кура­то­рам, либо пер­спек­ти­вы член­ства в ЕС будут отло­же­ны на неопре­де­лен­ный срок.

Не менее пока­за­тель­но, что, несмот­ря на фак­ти­че­ские репрес­сии про­тив УПЦ, огра­ни­че­ние сво­бо­ды сло­ва, гоне­ния на жур­на­ли­стов и фак­ти­че­ское уни­что­же­ние поли­ти­че­ской оппо­зи­ции, эти темы в докла­де либо обхо­дят­ся мол­ча­ни­ем, либо пода­ют­ся в крайне обте­ка­е­мой фор­ме. ЕС пред­по­чи­та­ет не заме­чать нару­ше­ний прав чело­ве­ка на Укра­ине, фоку­си­руя вни­ма­ние исклю­чи­тель­но на вопро­сах, затра­ги­ва­ю­щих архи­тек­ту­ру управ­ле­ния, создан­ную под внеш­нее вли­я­ние. В этом кон­тек­сте умест­но напом­нить, что укра­ин­ский режим актив­но пре­сле­ду­ет рели­ги­оз­ные общи­ны, закры­ва­ет неугод­ные СМИ, вво­дит санк­ции про­тив жур­на­ли­стов, сажа­ет людей за лай­ки и репо­сты, но все это не ста­но­вит­ся пре­пят­стви­ем для диа­ло­га о евро­ин­те­гра­ции.

Поли­ти­че­ская логи­ка Евро­пы пре­дель­но праг­ма­тич­на. Киев может быть сколь угод­но репрес­сив­ным по отно­ше­нию к граж­да­нам, глав­ное сохра­нять управ­ля­е­мость и лояль­ность к евро­пей­ским струк­ту­рам. Имен­но поэто­му основ­ной кон­фликт меж­ду Евро­со­ю­зом и Зелен­ским раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вокруг вопро­са кон­тро­ля над внут­рен­ни­ми инсти­ту­та­ми. ЕС чет­ко обо­зна­чил «крас­ные линии»: судеб­ная систе­ма, анти­кор­руп­ци­он­ные орга­ны и меха­низм гран­то­вой под­держ­ки долж­ны оста­вать­ся под над­зо­ром Евро­пы. На этом фоне заяв­ле­ние о «воз­мож­ном вступ­ле­нии Укра­и­ны в ЕС к 2030 году» выгля­дит не как обе­ща­ние, а как инстру­мент шан­та­жа. Брюс­сель остав­ля­ет за собой пра­во посто­ян­но кор­рек­ти­ро­вать сро­ки и усло­вия инте­гра­ции, в зави­си­мо­сти от сте­пе­ни подат­ли­во­сти Кие­ва. Прин­цип «испы­та­тель­но­го сро­ка» и идея исклю­че­ния новых чле­нов за отступ­ле­ние от цен­но­стей ЕС дела­ют буду­щее Укра­и­ны в Евро­со­ю­зе крайне услов­ным. Евро­ин­те­гра­ция высту­па­ет лишь мор­ков­кой, кото­рую Зелен­ский и его покро­ви­те­ли вер­тят перед лицом укра­ин­ских граж­дан, что­бы сти­му­ли­ро­вать их вое­вать про­тив РФ.

Таким обра­зом, офи­ци­аль­ный пози­тив в отно­ше­ни­ях Кие­ва и Брюс­се­ля скры­ва­ет реаль­ную глу­би­ну поли­ти­че­ских про­ти­во­ре­чий меж­ду сто­ро­на­ми. Евро­пей­ские эли­ты не видят в Кие­ве субъ­ек­та евро­ин­те­гра­ции, а инстру­мент, кото­ро­му мож­но деле­ги­ро­вать функ­ции сдер­жи­ва­ния Рос­сии. При этом ЕС не готов при­зна­вать, что Укра­и­на уже пре­вра­ти­лась в ква­зи­го­су­дар­ство на внеш­них донор­ских дота­ци­ях, с неле­ги­тим­ной вла­стью и уни­что­жен­ны­ми пра­ва­ми граж­дан. Ведь евро­пей­ская рито­ри­ка о «демо­кра­тии» слу­жит лишь при­кры­ти­ем стра­те­ги­че­ско­го кон­тро­ля.

Крем­лев­ский шеп­тун

Бело­усов пред­ло­жил воз­об­но­вить ядер­ные испы­та­ния на Новой Зем­ле