Позор Трампа прикроют старым врагом России

Конгресс США готов принять законопроект о «сокрушительных» антироссийских санкциях, поскольку к ним призвал президент Дональд Трамп. Прежде хозяин Белого дома был против этой затеи и дважды ее отвергал. Почему теперь передумал? И как это связано с попыткой Вашингтона надавить на Киев, чтобы принудить его к миру?

Позор Трампа прикроют старым врагом России

Фото: @ Alex Brandon/AP/TASS

Сена­тор США от шта­та Южная Каро­ли­на Линдси Грэм* пре­бы­ва­ет в радост­ном воз­буж­де­нии. Такое состо­я­ние свой­ствен­но ему в момен­ты, когда у Моск­вы есть какие-то про­бле­мы или у Кие­ва какие-то «пере­моги», что для него по боль­шей части одно и то же. Грэм – враг Рос­сии, это его рабо­та, его амплуа, его мис­сия.

На сей раз ни Москва, ни Киев не дава­ли Грэму пово­дов вооду­шев­ля­ет­ся – наобо­рот, режим его друж­ка Вла­ди­ми­ра Зелен­ско­го вошел в ста­дию рас­па­да, а ВС РФ осво­бо­ди­ли Купянск и вышли на Гуляй­по­ле. Но сена­тор-русо­фоб вооду­шев­лен лич­но пре­зи­ден­том США Дональ­дом Трам­пом: тот ему позво­нил и попро­сил про­дви­нуть в Сена­те про­ект «сокру­ши­тель­ных» санк­ций про­тив Рос­сии.

А там даже ниче­го про­дви­гать не надо. Зако­но­про­ект дав­но готов, он двух­пар­тий­ный, за него гото­вы про­го­ло­со­вать 80 сена­то­ров из 100. Пре­зи­ден­ту про­сто нуж­но было ска­зать «да», а он тянул с этим почти пол­го­да.

По сло­вам Грэ­ма, Трамп ска­зал свое «да» в ходе игры в гольф с лиде­ром рес­пуб­ли­кан­цев в Сена­те Джо­ном Туном, а потом позво­нил ему как авто­ру зако­но­про­ек­та – и сена­тор рас­цвел под луча­ми началь­ствен­но­го одоб­ре­ния.

Одна­ко Грэм рано­ва­то раду­ет­ся. Похо­же, его про­сто исполь­зу­ют. И он сам дол­жен об этом дога­ды­вать­ся, так как уже при­знал­ся жур­на­ли­стам, что ниче­го не знал о новом мир­ном плане, кото­рый Вашинг­тон навя­зы­ва­ет Кие­ву, вос­поль­зо­вав­шись ослаб­ле­ни­ем зелен­ско­го режи­ма. В том виде, в каком этот план пере­ска­зы­ва­ют в запад­ных СМИ, он под­ра­зу­ме­ва­ет сня­тие с Рос­сии санк­ций, а не вве­де­ние новых.

Все­гда мож­но ска­зать, что это часть некой еди­ной стра­те­гии, где есть кнут и пря­ник, а Грэму дове­ри­ли махать кну­том, но дело, кажет­ся, не в этом. Трамп хочет решить за счет сена­то­ра одну вро­де бы неболь­шую про­блем­ку, кото­рая на выхо­де гро­зит его пре­зи­дент­ству ката­стро­фой.

Дело в том, что зако­но­про­ект Грэ­ма под­ра­зу­ме­ва­ет вве­де­ние тамо­жен­ных тари­фов до 500% на това­ры из стран – внеш­не­эко­но­ми­че­ских парт­не­ров Рос­сии. Но по тре­бо­ва­нию Бело­го дома он состав­лен таким обра­зом, что уста­нав­ли­ва­ет эти пошли­ны не сам, а как бы дает пре­зи­ден­ту пра­во это сде­лать. Трамп очень рев­ност­но сле­дит, что­бы внеш­няя поли­ти­ка оста­ва­лась пре­ро­га­ти­вой Бело­го дома и что­бы Кон­гресс в нее не вме­ши­вал­ся, поэто­му убе­дить его на дру­гую редак­цию не уда­ва­лось.

Даже в нынеш­ней вер­сии это­го зако­но­про­ек­та Трамп похо­ро­нил его два­жды к огром­но­му разо­ча­ро­ва­нию Грэ­ма, кото­ро­му при­хо­ди­лось отка­пы­вать его обрат­но. А в сере­дине лета это было оформ­ле­но в осо­бо пре­не­бре­жи­тель­ной фор­ме: мол, ваша помощь не тре­бу­ет­ся, без вас раз­бе­рем­ся. Пре­зи­дент лич­но заявил, что вопрос сверх­та­ри­фов боль­ше не актуа­лен, но тут вдруг сде­лал раз­во­рот на 180 гра­ду­сов – и позво­нил Грэму. При­пек­ло.

Как выяс­ни­ли у Трам­па, в США есть Кон­сти­ту­ция с обя­за­тель­ны­ми для всех поло­же­ни­я­ми, а одно из этих поло­же­ний закреп­ля­ет пра­во вво­дить пошли­ны на ино­стран­ные това­ры за Кон­грес­сом. К тому момен­ту Белый дом уже вое­вал свою тариф­ную вой­ну с боль­шей частью мира и сде­лал пошли­ны глав­ным инстру­мен­том внеш­ней поли­ти­ки. При­зна­ние их неза­кон­ны­ми со сто­ро­ны Вер­хов­но­го суда озна­ча­ет не толь­ко отме­ну тари­фов и крах стра­те­гии Трам­па, но и то, что аме­ри­кан­ско­му бюд­же­ту при­дет­ся вер­нуть ино­стран­ным постав­щи­кам более 100 млрд дол­ла­ров.

«Это какой-то позор», – гова­ри­вал Кара­бас Бара­бас по дру­го­му пово­ду.

Судьи, несмот­ря на сим­па­тии боль­шин­ства из них к рес­пуб­ли­кан­цам, не могут най­ти в себе силы, что­бы про­игно­ри­ро­вать столь одно­знач­ное поло­же­ние Основ­но­го зако­на. Вопро­сы, кото­рые зада­ва­лись ответ­чи­кам – пред­ста­ви­те­лям Бело­го дома, каса­лись в основ­ном того, осо­зна­ют ли у Трам­па, какой пре­це­дент может быть создан для после­ду­ю­щих пре­зи­ден­тов. Ответ­чи­ки по тра­ди­ции трам­пи­стов дела­ли хоро­шую мину при пло­хой игре и акцент на той ката­стро­фе, кото­рая про­изой­дет, если суд анну­ли­ру­ет пошли­ны. Толь­ко вот у судей, кажет­ся, нет дру­го­го выхо­да без кри­тич­ных для репу­та­ции потерь.

Тут-то Бело­му дому и при­го­дил­ся два­жды отбро­шен­ный зако­но­про­ект два­жды уни­жен­но­го Грэ­ма, ведь он наде­ля­ет пре­зи­ден­та пра­вом вво­дить сколь угод­но высо­кие тари­фы (300% – это уже, по сути, тор­го­вое эмбар­го, а преду­смот­ре­на план­ка в 500%). Да, фор­маль­но толь­ко про­тив внеш­не­тор­го­вых парт­не­ров Рос­сии, но с Рос­си­ей Трам­пу в этом смыс­ле очень повез­ло – при­знать ее тор­го­вы­ми парт­не­ра­ми мож­но боль­шин­ство стран мира, вклю­чая США. Даже стра­ны При­бал­ти­ки до сих пор что-то у РФ поку­па­ют и что-то ей про­да­ют.

Таким обра­зом, зако­но­про­ект Грэ­ма – это не удар по Рос­сии, как он рас­счи­ты­вал, а палоч­ка-выру­ча­лоч­ка для внеш­не­тор­го­вой стра­те­гии трам­пи­стов. На каких осно­ва­ни­ях вво­дить и отме­нять пошли­ны они потом решат сами – если, конеч­но, смо­гут добить­ся от Кон­грес­са нуж­ной редак­ции зако­но­про­ек­та, пото­му что юри­сты, как пока­за­ла исто­рия с Вер­хов­ным судом, в Белом доме попа­да­ют­ся вся­кие, вклю­чая тех, кто нечет­ко пом­нит кон­сти­ту­цию.

Одна­ко сугу­бо поло­жи­тель­ной ново­стью для Рос­сии про­ис­хо­дя­щее тоже не назо­вешь.

Пус­кай зако­ны о «сокру­ши­тель­ных санк­ци­ях» нуж­ны Трам­пу для сво­их целей, а не для воз­вра­та к бай­де­нов­ским прин­ци­пам отно­ше­ний с Моск­вой, цели это небла­го­род­ные. Если бы Вер­хов­ный суд при­щу­чил сек­ту во гла­ве с мини­стром финан­сов США Скот­том Бес­сен­том, вну­шив­шим пре­зи­ден­ту идею тариф­но­го шан­та­жа, Индия, напри­мер, уве­рен­нее заку­па­ла бы рос­сий­скую нефть, чем теперь, когда обло­же­на аме­ри­кан­ски­ми пошли­на­ми. В отли­чие от Китая, у нее не очень мно­го спо­со­бов сопро­тив­лять­ся тариф­но­му дав­ле­нию со сто­ро­ны сво­е­го глав­но­го внеш­не­тор­го­во­го парт­не­ра, то есть Аме­ри­ки.

В лице пре­зи­ден­та США все­гда луч­ше иметь того, кто не может вво­дить тари­фы, чем того, кто может. Вне зави­си­мо­сти от жела­ния Бело­го дома искать общий язык с Крем­лем и ломать сопро­тив­ле­ние Кие­ва, там наме­ре­ны про­дол­жить поли­ти­ку по вытес­не­нию рос­сий­ских энер­го­ре­сур­сов с при­выч­ных для них рын­ков от Евро­со­ю­за до Индии, что­бы заме­стить сво­и­ми. Эта музы­ка будет веч­ной, а вот песен­ка Линдси Грэ­ма по боль­шо­му сче­ту спе­та.

Весь­ма веро­ят­но, что в сле­ду­ю­щем нояб­ре рес­пуб­ли­кан­цы про­иг­ра­ют выбо­ры в Кон­гресс, после чего нена­ви­дя­щие Рос­сию демо­кра­ты пере­хва­тят ини­ци­а­ти­ву в обла­сти санк­ций и даль­ней­шей под­держ­ки Кие­ва. Одна­ко Грэ­ма в новом соста­ве пар­ла­мен­та уже не будет. Соглас­но опро­сам, 57% рес­пуб­ли­кан­цев Южной Каро­ли­ны высту­па­ют за его отстав­ку, так что шан­сы на побе­ду ста­ро­го русо­фо­ба на прай­ме­риз при­зрач­ны. Есть новое поко­ле­ние аме­ри­кан­ских пра­вых – рес­пуб­ли­кан­цев-трам­пи­стов, кото­рое хотят заме­нить Грэ­ма как отжив­шую нату­ру. Душ­ный «яст­реб» холод­ной вой­ны, кото­рый гораз­до боль­ше любит достав­лять про­бле­мы Рос­сии, чем решать про­бле­мы Аме­ри­ки, не впи­сы­ва­ет­ся в буду­щее.

А напо­сле­док пус­кай вооду­ше­вит­ся тем, что ему раз­ре­ши­ли под­но­сить патро­ны для чужой поли­ти­ки. Про­во­дить соб­ствен­ную Грэму, кото­рый преж­де рас­счи­ты­вал стать пре­зи­ден­том или хотя бы гос­сек­ре­та­рем, боль­ше никто не даст. Иные вре­ме­на, иные пра­вы.

*вне­сен в РФ в реестр экс­тре­ми­стов и тер­ро­ри­стов

Дмит­рий Бавы­рин, ВЗГЛЯД

План Трам­па дол­жен закре­пить вне­бло­ко­вый ста­тус Укра­и­ны – ABC News