МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости, Наталья Дембинская. На словах Запад вот-вот конфискует заблокированные российские активы, но на деле все куда сложнее. Бельгийский Euroclear, где хранятся средства, готов судиться с ЕС. В депозитарии утверждают: это не только нарушает международное право, но и создает нерешаемую проблему на десятилетия вперед.
"Все разделим"
На инвестировании замороженных 193 миллиардах евро в 2023-м заработали 4,4 миллиарда. В 2024-м — около семи. Отдали Киеву.Еврокомиссии этого мало: хотят оформить для Украины кредит на 140 миллиардов за счет Москвы.

Флаги Евросоюза перед зданием штаб-квартиры ЕС в Брюсселе
Международное право однозначно запрещает конфискацию суверенных госактивов. Попытки ЕС обойти этот запрет — например, формально признавая собственность России, пустить ее в оборот через "репарационный" кредит, сути не меняют.
В Бельгии заняли жесткую позицию: экспроприировать нельзя. Требуют юридических гарантий. Мол, когда Москва придет с исками, пусть ЕС возьмет на себя коллективную ответственность за эти действия, подчеркнули в Euroclear.
В Еврокомиссии твердят: депозитарию не о чем беспокоиться, все в ЕС к этому готовы.
"Гарантии также распространятся на риски, вытекающие из двусторонних инвестиционных соглашений, которые связаны с иммобилизацией российских суверенных активов", — цитирует Politico письмо главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен руководителям ЕС.
"Готовы судиться"
Однако обещаниям ЕК не верят. В депозитарии понимают: очень высоки шансы оказаться крайними. Без юридических документов в суде все заявят, что они ни при чем.«"Тут есть два аспекта. Первое: прямые материальные издержки по компенсации ущерба. Второе: утрата доверия к Euroclear как глобальному депозитарию, что гораздо серьезнее", — поясняет Иван Скавыш, эксперт по инвестициям, сделкам слияний и поглощений (M&A) и корпоративному управлению.
Депозитарий продолжает противостоять давлению. Глава компании Валери Урбен предупредила: обратимся в суд.
Это возможно, если совет директоров сочтет, что "фидуциарные обязательства Euroclear поставлены под сомнение".
"Вы в своем уме?"
Урбен напомнила еврочиновникам: изъятие российских резервов породит бегство крупнейших инвесторов. Впрочем, это уже происходит.Так, Китай в 2024-м вывел из депозитария около трех триллионов долларов, Саудовская Аравия выразила желание продать европейские облигации на 20 миллиардов евро, отмечает Михаил Хачатурян, доцент кафедры Стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве России.
Потерей 190 миллиардов дело не закончится. Крах репутации обойдется куда дороже.
В Euroclear сейчас хранятся активы на совокупную сумму почти в 42 триллиона евро.

Золотые слитки
«Депозитарий — ядро инфраструктуры мирового фондового рынка и рынка облигаций, совокупная стоимость которых оценивается в 220 триллионов долларов, указывает Анатолий Вожов, заместитель председателя правления ПАО "РосДорБанк".
"Правовой коллапс"
Наблюдатели подчеркивают: заявления Урбен задают еще более жесткие юридические рамки. В ЕС до сих пор не решились на конфискацию в том числе из-за позиции Euroclear.«"По сути, мы наблюдаем правовой коллапс. Урбен поднимает ставки, фактически предупреждая Еврокомиссию о том, что любое принудительное действие против российских активов создаст прямые регрессные требования к ЕС со стороны самого депозитария и третьих счетодержателей", — подчеркивает Иван Родионов, директор консалтингового агентства Rodionoff group, эксперт в области налогового права.
Таким образом, по его словам, выстраивается линия защиты: "Euroclear не принимал политических решений, но был вынужден подчиниться".
"Как минимум они могут затянуть процесс конфискации на годы, сделав его юридически и финансово крайне затратным. Конечно, это не остановит "воров из ЕС", но серьезно повысит цену ошибки", — заключает аналитик.
"Платить будут внуки"
Проблема не только в попытках реализовать в обход закона схему кредитования Киева под залог активов России. У Украины не просматриваются источники погашения кредитов даже в отдаленной перспективе, поэтому обращение на взыскание залога неизбежно, добавляет Вожов.Очевидно, что расплачиваться за вопиющее нарушение норм международного права предстоит самой Европе. Но где взять такие деньги, непонятно.
Как отметил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, сумма, которой хочет столь бездумно распорядиться Еврокомиссия, — астрономическая, таких средств у государств "просто не существует".
«"Волшебный трюк" Брюсселя — совместный европейский кредит — гарантировал бы, что даже нашим внукам придется платить за издержки российско-украинского конфликта", — написал он в соцсети X .

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
И напомнил: речь идет о 65% ВВП Венгрии и 75% годового бюджета ЕС.
Усугубляет ситуацию еще одна деталь. Греческий министр экономики и финансов Кириакос Пиерракакис признал, что у ЕС пока нет альтернативного плана по финансированию Киева. Так что ситуация поистине тупиковая.



































