Вашингтон выбирает из трех военных целей в Латинской Америке

Президент США Дональд Трамп включил режим «плохого полицейского» в отношении не только Владимира Зеленского. Касательно «заднего двора США» – Латинской Америки – у него тоже много планов. Только, в отличие от ситуации на Украине, он не хочет прекращения боевых действий. Скорее, наоборот: готовится к военным ударам

Вашингтон выбирает из трех военных целей в Латинской Америке

Фото: @ Marcos Salgado/XinHua, Carlos Santiago/Keystone Press Agency, Andres Moreno/XinHua /Global Look Press

Цель номер один в Латин­ской Аме­ри­ке – это Вене­су­э­ла. Цель номер два – Колум­бия. Цель номер три – Мек­си­ка. Прав­да, пока это цели гипо­те­ти­че­ские.

«Маду­ро нанес США ужас­ный ущерб. Отправ­ка аме­ри­кан­ских воен­ных в Вене­су­э­лу не исклю­че­на». «Я с гор­до­стью уни­что­жил бы нар­ко­про­из­вод­ства в Колум­бии». «Уда­ры по Мек­си­ке, что­бы оста­но­вить нар­ко­тра­фик? Меня это устра­и­ва­ет». Все это было ска­за­но Трам­пом в ходе одно­го под­хо­да к прес­се.

Борь­ба с нар­ко­ма­фи­ей ста­ла пред­ло­гом для про­ве­де­ния всех трех воен­ных опе­ра­ций. Но США явно наде­ют­ся одер­жать имен­но поли­ти­че­скую побе­ду: сме­нить в трех госу­дар­ствах режи­мы на лояль­ные, а в край­нем слу­чае – выдрес­си­ро­вать нынеш­ние.

В наи­боль­шей без­опас­но­сти может чув­ство­вать себя Колум­бия, несмот­ря на крайне агрес­сив­ные заяв­ле­ния пре­зи­ден­тов двух стран в отно­ше­нии друг дру­га. Пен­та­гон уже нано­сит уда­ры по колум­бий­ским судам, пред­по­ло­жи­тель­но пере­во­зя­щим нар­ко­ти­ки. Но этим, веро­ят­но, дело и огра­ни­чит­ся. Вашинг­тон не ста­нет втор­гать­ся в стра­ну, кото­рая дол­гие годы была одним из самых близ­ких союз­ни­ков в реги­оне, а дождет­ся выбо­ров лета сле­ду­ю­ще­го года, кото­рые дей­ству­ю­щая власть, ско­рее все­го, про­иг­ра­ет.

Ины­ми сло­ва­ми, вме­сто того, что­бы про­во­ци­ро­вать колум­бий­цев к «объ­еди­не­нию вокруг фла­га», США будут спо­соб­ство­вать поли­ти­че­ско­му хао­су в Бого­те и даль­ней­ше­му паде­нию попу­ляр­но­сти пре­зи­ден­та и быв­ше­го крас­но­го пар­ти­за­на Густа­во Пет­ро. Эту пар­тию мож­но выиг­рать малой кро­вью.

В слу­чае с Вене­су­э­лой, наобо­рот, мир висит на волос­ке, но висит, надо при­знать, уже доста­точ­но дол­го, и все это вре­мя меж­ду Вашинг­то­ном и вене­су­эль­ским пре­зи­ден­том Нико­ла­сом Маду­ро идет какой-то торг.

Впо­ру пред­по­ло­жить, что Трамп, как любят гово­рить на Уолл-стрит, «сдаст назад» (пото­му что дела­ет так все­гда). Но, как сле­ду­ет из «уте­чек» в аме­ри­кан­ских СМИ, втор­же­ние все еще веро­ят­но: в Белом доме дума­ют, что поло­же­ние дел у Маду­ро ката­стро­фи­че­ское. Яко­бы нуж­но все­го лишь чуть-чуть его под­толк­нуть, что­бы покон­чить с дав­но доса­ждав­шим режи­мом и выпу­стить на миро­вой рынок вене­су­эль­скую нефть.

То есть рас­чет на то, что кровь будет пусть не малой, но незна­чи­тель­ной. Доста­точ­но огра­ни­чен­но­го вме­ша­тель­ства, тогда как потен­ци­аль­ный выиг­рыш огро­мен.

Авиа­ре­гу­ля­тор США уже пре­ду­пре­дил авиа­ком­па­нии об опас­но­сти поле­тов над Вене­су­э­лой. По инфор­ма­ции The Washington Post и Reuters, уже в бли­жай­шие дни может начать­ся опе­ра­ция, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая похи­ще­ние Маду­ро и уста­нов­ле­ние кон­тро­ля за неф­тя­ны­ми место­рож­де­ни­я­ми Вене­су­э­лы, а так­же серию дивер­сий.

В Мек­си­ке ситу­а­ция осо­бен­но слож­ная. Если угро­за про­ве­де­ния воен­ной опе­ра­ции США будет реа­ли­зо­ва­на так­же там, без зна­чи­тель­ных жертв она никак не обой­дет­ся.

При этом имен­но Мек­си­ка явля­ет­ся основ­ным постав­щи­ком фен­та­ни­ла и опио­и­дов, что дав­но рас­це­ни­ва­ет­ся аме­ри­кан­ски­ми вла­стя­ми как угро­за наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. В дан­ном слу­чае борь­ба с нар­ко­ма­фи­ей сред­ства­ми Пен­та­го­на – в наи­мень­шей сте­пе­ни про­сто пред­лог для сме­ны вла­сти, хотя поме­нять власть в Мехи­ко Вашинг­тон тоже не отка­зал­ся бы.

Нынеш­ний пре­зи­дент Кла­удия Шейн­ба­ум, как и обе­ща­ла, про­дол­жа­ет внеш­нюю поли­ти­ку сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка и настав­ни­ка Андре­са Ману­э­ля Лопе­са Обра­до­ра. Офи­ци­аль­но – это поли­ти­ка ней­тра­ли­те­та. Но в отно­ше­нии США она ско­рее кон­фрон­та­ци­он­ная и часто направ­ле­на на мини­ми­за­цию вли­я­ния Вашинг­то­на на Мехи­ко.

Напри­мер, Шейн­ба­ум уста­но­ви­ла про­то­ко­лы, кото­рые запре­ща­ют пря­мое обще­ние ино­стран­ных послов с мек­си­кан­ски­ми мини­стра­ми, и про­ве­ла закон о бло­ки­ру­ю­щем кон­тро­ле за про­па­ган­дой, опла­чен­ной из-за рубе­жа, при­чем пред­по­сыл­кой для него ста­ла соци­аль­ная рекла­ма о вре­де мигра­ции, опла­чен­ная пра­ви­тель­ством США.

Но еще более непри­я­тен для США дру­гой ее закон, при­чем кон­сти­ту­ци­он­ный: он уси­ли­ва­ет пра­ви­тель­ствен­ный кон­троль за неф­тя­ны­ми ком­па­ни­я­ми.

Не ску­пит­ся гос­по­жа пре­зи­дент и на сло­вес­ные вызо­вы: бом­бар­ди­ров­ку аме­ри­кан­ца­ми Ира­на Шейн­ба­ум назва­ла «вели­чай­шей ошиб­кой чело­ве­че­ства», а под­дер­жан­ную Трам­пом опе­ра­цию Изра­и­ля в Газе «гено­ци­дом», хотя она еврей­ка по про­ис­хож­де­нию.

Как это часто быва­ет с нело­яль­ны­ми США лиде­ра­ми, лидер Мек­си­ки уже пере­жи­ла попыт­ку пере­во­ро­та под видом выступ­ле­ний народ­ных масс, ищу­щих сво­бо­ды и спра­вед­ли­во­сти. В сере­дине нояб­ря пре­зи­дент­ский дво­рец штур­мо­ва­ла тол­па, отде­лив­ша­я­ся от мно­го­ты­сяч­ной акции про­те­ста. Повод – убий­ство вид­но­го оппо­зи­ци­он­но­го поли­ти­ка Кар­ло­са Ман­зо, обви­няв­ше­го вла­сти в пота­ка­нии нар­ко­тор­гов­ле. Тре­бо­ва­ние – отстав­ка Шейн­ба­ум, кото­рую обви­ни­ли в кор­руп­ции и рабо­те на нар­ко­кар­те­ли. Точ­но так же в кор­руп­ции и рабо­те на нар­ко­кар­те­ли Трамп обви­нял пре­зи­ден­тов Вене­су­э­лы и Колум­бии.

Попыт­ка аме­ри­кан­ских СМИ отне­сти это собы­тие к «рево­лю­ции зум­ме­ров», кото­рые преж­де снес­ли пра­ви­тель­ства в Непа­ле и на Шри-Лан­ке, явно гре­шит про­тив исти­ны, несмот­ря на юный воз­раст неудач­ли­вых «рево­лю­ци­о­не­ров».

«Рево­лю­ция зуме­ров» – тер­мин еще не ака­де­ми­че­ский, в отли­чие, напри­мер, от «араб­ской вес­ны». Но в таких слу­ча­ях речь идет о мас­со­вых выступ­ле­ни­ях моло­де­жи под лозун­гом борь­бы с кор­руп­ци­ей в стра­нах с авто­ри­тар­ной и непо­пу­ляр­ной вла­стью. Как бы ни хоте­лось кри­ти­кам в США, это все не про Шейн­ба­ум.

Она про­грес­сив­ная и очень попу­ляр­ная. На выбо­рах уста­но­ви­ла сво­е­го рода наци­о­наль­ный рекорд для пери­о­да сво­бод­но­го воле­изъ­яв­ле­ния в стране, при­чем выбо­ры состо­я­лись чуть боль­ше года назад, а пре­зи­ден­ты в Мек­си­ке изби­ра­ют­ся на один пяти­лет­ний срок. То есть ни о какой дик­та­ту­ре и речи идти не может.

Про­сто в Вашинг­тоне в яро­сти из-за того, что пред­ше­ствен­ник Шейн­ба­ум лишил США осо­бых пол­но­мо­чий и спец­пред­ста­ви­тель­ства для про­ве­де­ния соб­ствен­ных опе­ра­ций про­тив нар­ко­кар­те­лей. Рань­ше такие опе­ра­ции были нор­мой, при­чем севе­ро­аме­ри­кан­цы под­час не уве­дом­ля­ли о них мек­си­кан­ское пра­ви­тель­ство.

Воз­вра­ще­ние Мехи­ко моно­по­лии на внут­рен­нее наси­лие и суве­ре­ни­те­та в обла­сти пра­во­охра­ни­тель­ной дея­тель­но­сти – это тоже нор­ма.

Но, спра­вед­ли­во­сти ради, Лопес Обра­дор дей­стви­тель­но про­во­дил в отно­ше­нии кар­те­лей доволь­но стран­ную поли­ти­ку и высту­пал за стра­те­гию «объ­я­тия вме­сто пуль», когда про­бле­му нар­ко­тор­гов­ли пыта­ют­ся решить через соци­аль­ные про­грам­мы, а не сило­вые опе­ра­ции. В ито­ге дошло до того, что мек­си­кан­ские сило­ви­ки не ста­ви­ли пре­зи­ден­та в извест­ность о сво­их акци­ях в отно­ше­нии кар­те­лей.

Но этот вопрос – один из немно­гих, в кото­ром Шейн­ба­ум не в пол­ной мере после­до­ва­тель сво­е­го учи­те­ля: с кар­те­ля­ми посту­па­ет жест­че. В част­но­сти, она дала сило­ви­кам боль­ше пол­но­мо­чий и сде­ла­ла борь­бу с пре­ступ­но­стью одним из при­о­ри­те­тов, наря­ду с энер­ге­ти­кой и соци­аль­ной поли­ти­кой. В резуль­та­те коли­че­ство убийств в стране сокра­ти­лось на чет­верть за пол­го­да.

Уби­тый оппо­зи­ци­о­нер Ман­зо при­над­ле­жал к флан­гу про­ва­шинг­тон­ских пра­вых, назы­вал уже­сто­че­ние нар­ко­по­ли­ти­ки недо­ста­точ­ным и снис­кал опре­де­лен­ную попу­ляр­ность. В стране, где нар­ко­ма­фия рас­по­ла­га­ет целы­ми арми­я­ми и кон­тро­ли­ру­ет огром­ные тер­ри­то­рии, столь ярост­ный борец с ней по опре­де­ле­нию ходил под пулей. Уча­стие Шейн­ба­ум в устра­не­нии оппо­зи­ци­о­не­ра, на кото­рое наме­ка­ли заво­ди­лы рево­лю­ци­он­ных масс, кажет­ся, мяг­ко гово­ря, натя­ну­тым.

Ман­зо, будучи мэром горо­да Уру­а­пан, нахо­дил­ся под феде­раль­ной защи­той. А к насто­я­ще­му момен­ту уже аре­сто­ван пред­по­ла­га­е­мый заказ­чик убий­ства. Его имя не назы­ва­ет­ся, но мек­си­кан­ские СМИ утвер­жда­ют, что это лидер нар­ко­кар­те­ля «Новое поко­ле­ние Халис­ко».

Кста­ти, наря­ду с ЦРУ и отде­ле­ни­ем Госде­па по Латин­ской Аме­ри­ке, кар­те­ли – глав­ный подо­зре­ва­е­мый в орга­ни­за­ции и финан­си­ро­ва­нии улич­но­го бун­та в Мехи­ко.

Нар­ко­ма­фия в Мек­си­ке отнюдь не еди­на. Тот же «Халис­ко» – злей­ший враг круп­ней­ше­го кар­те­ля «Сина­лоа», а жесто­чай­шее про­ти­во­сто­я­ние может идти и внут­ри одной орга­ни­за­ции, напри­мер, неко­то­рые части «Сина­лоа» вою­ют меж­ду собой. Но все круп­ней­шие бан­ды в бук­валь­ном смыс­ле ску­па­ют бед­няц­кое насе­ле­ние в зонах сво­е­го вли­я­ния, дей­ствуя по прак­ти­ке леген­дар­но­го тер­ро­ри­ста и нар­ко­ба­ро­на Паб­ло Эско­ба­ра. Мно­гие обла­го­де­тель­ство­ван­ные за сво­их покро­ви­те­лей гото­вы бороть­ся, в том чис­ле и про­тив пре­зи­ден­та.

Ничуть не похо­же, что Вашинг­тон в насто­я­щий момент может сме­нить власть в Мек­си­ке, в отли­чие от дей­стви­тель­но уяз­ви­мой в этом смыс­ле Вене­су­э­лы. По так­ти­ке все­сто­рон­не­го нака­та он вполне в состо­я­нии сле­до­вать, при­нуж­дая Шейн­ба­ум к сотруд­ни­че­ству на сво­их усло­ви­ях через широ­кий ком­плекс мер – от тамо­жен­ных тари­фов до воен­ных уда­ров.

Про­во­дя­ще­го такую поли­ти­ку Трам­па не сто­ит счи­тать в пол­ной мере зло­де­ем. Он бы пред­по­чел отго­ро­дить­ся от Мек­си­ки сте­ной, чем посы­лать туда вой­ска, но ущерб, кото­рые несут США от мек­си­кан­ско­го нар­ко­тра­фи­ка, зна­чи­те­лен, рас­про­стра­нен­ность фен­та­ни­ла назы­ва­ют «эпи­де­ми­ей». И мало­ве­ро­ят­но, что мек­си­кан­ские сило­ви­ки в состо­я­нии само­сто­я­тель­но спра­вить­ся с нар­ко­кар­те­ля­ми, в чьем рас­по­ря­же­нии есть как армии с тан­ка­ми и БПЛА, так и армии помощ­ни­ков сре­ди граж­дан­ско­го насе­ле­ния.

Одна­ко мас­штаб аме­ри­кан­ско­го воен­но­го уча­стия в реше­нии этой про­бле­мы дол­жен быть столь зна­чи­те­лен, что Трамп ско­рее будет напи­рать на вер­баль­ные угро­зы и поли­ти­че­ский шан­таж, чем дей­стви­тель­но решит­ся на втор­же­ние в Мек­си­ку.

По край­ней мере, не рань­ше, чем на втор­же­ние в Вене­су­э­лу, кото­рая сей­час и впрямь не застра­хо­ва­на от ради­каль­но­го вари­ан­та раз­ви­тия собы­тий.

Дмит­рий Бавы­рин, ВЗГЛЯД

Во Фран­ции наблю­да­ет­ся рост ради­каль­ных тече­ний исла­ма сре­ди моло­дых мусуль­ман — опрос IFOP