Выводы из всей информационной шумихи вокруг мирного плана Дональда Трампа сделал Владимир Путин. На заседании Совбеза он подчеркнул: если украинская сторона не намерена начать обсуждение, то Москва пойдет дальше, а следующие предложения, как не раз отмечалось, для Киева будут еще более жесткими. Россия имеет все возможности спокойно наблюдать за развитием событий, продолжая продвигаться вперед. Хотите мира — соглашайтесь на обсуждение условий. Не хотите — наши войска не будут останавливаться.

Заявления Владимира Путина на заседании Совета безопасности в пятницу прозвучали очень вовремя. Лихорадочные обсуждения в прессе и среди западных политиков в диапазоне от «это всего лишь игра Трампа» и до «этого просто не может быть» достигли пика, когда российский президент сообщил: план действительно существует, в Москве с ним знакомы. Его первый вариант появился еще до саммита на Аляске.

Владимир Путин, президент России: «В ходе переговоров в Анкоридже мы подтвердили, что, несмотря на определенные непростые вопросы, сложности, с нашей стороны мы, тем не менее, с этими предложениями согласны и готовы проявить предлагаемую нам гибкость. Однако мы видим, что после переговоров на Аляске с американской стороны наступила определенная пауза, и мы знаем, что это связано с фактическим отказом Украины от предложенного президентом Трампом плана мирного урегулирования. Полагаю, что именно поэтому появилась и его новая редакция, по сути, модернизированного плана уже из 28 пунктов. У нас этот текст есть. Полагаю, что и он может быть положен в основу окончательного мирного урегулирования, но предметно с нами этот текст не обсуждается».

Причина этого, уверен Владимир Путин, все в том же — Украина и Европа опять не хотят договариваться. И, судя по заявлениям президента, уже не раз подтвердившей свою готовность к переговорам России на этом этапе добавить нечего.

Из сказанного на Совбезе стало понятнее, что же все-таки имелось в виду, когда все это время говорили о «духе Анкориджа». Детали того саммита не раскрывались, но теперь ясно, что неокончательный, требующий доработки, но все же вполне конкретный мирный план был уже тогда. Именно о нем Владимир Путин рассказывал друзьям России в Китае, Индии, КНДР, партнерам по БРИКС, ОДКБ и в других странах. И причем, как подчеркнул российский президент в эту пятницу, возможные соглашения поддержали все до одного.

То есть Москва не просто отстаивает свои принципиальные условия, но и уверена, что они отвечают интересами мирового большинства. В то время как европейское меньшинство в шоке и трепете. При том что в плане есть весомые гарантии безопасности для Украины, большую часть из 28 пунктов в Брюсселе считают неприемлемыми. Это — признание российскими Крыма и Донбасса; юридический отказ Киева от вступления в НАТО; сокращение по крайней мере вдвое численности ВСУ и их отказ от дальнобойного оружия; неприсутствие иностранных военных; официальный статус русского языка и Украинской православной церкви.

Кайя Каллас, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности: «Россия не имеет никакого юридического права требовать каких-либо уступок от страны, в которую она вторглась. Условия любых соглашений должны определяться Украиной. У ЕС есть простой план из двух пунктов: поддержать Украину и оказать давление на Россию».

План не новый, уже не сработавший и больше похожий на заклинание, но других у Брюсселя нет, несмотря на всю его активность. Вот и теперь европейцы ведут экстренные консультации на полях «двадцатки» в ЮАР и выступают против основных положений американского плана, надеются деятельно поучаствовать в американо-украинских консультациях в Швейцарии, а в понедельник созывают свой внеочередной саммит. Чтобы не злить Трампа, все это называется обсуждением его же предложений, хотя больше похоже на попытки их дезавуировать или хотя бы выиграть время.

Жак Бо, бывший советник НАТО, полковник Генерального штаба Швейцарии в отставке: «ЕС не предпринял никаких практических усилий для того, чтобы найти политическое решение конфликта. И это причина, по которой администрация Трампа не спрашивала мнения европейцев и не приглашает их за стол, ведь они сами этим переговорам противодействуют».

Сообщается, что посланник Трампа Стив Уиткофф обсуждал американские предложения со спецпредставителем Кремля Кириллом Дмитриевым в Майами. А вот Владимиру Зеленскому, который на неделе прилетел в Турцию, встретиться там с Уиткоффом так и не удалось, тот в последний момент отменил свою поездку в Анкару. Вместо этого в украинскую столицу прислали генерала Дэна Дрисколла. Это новая фигура на шахматной доске украинского кризиса, он заменит уходящего в отставку проукраински настроенного спецпредставителя Белого дома Кита Келлога. Как пишет Financial Times, Дрисколл с порога заявил о том, что Вашингтон проявит минимум гибкости при обсуждении плана и что «пора покончить с этим дерьмом». Визит генерала, похоже, произвел в неизгладимое впечатление, а Владимир Зеленский вскоре выступил со специальным телеобращением.

Владимир Зеленский: «Сейчас один из самых трудных моментов нашей истории. Давление на Украину — одно из самых сильных. Украина может оказаться перед очень сложным выбором: либо потеря достоинства, либо риск потери ключевого партнера».

Выступление Зеленского оставило двоякое впечатление. С одной стороны, оно выглядело как подготовка общественного мнения к принятию плана, с другой — не содержало его одобрения. Недопоняли и в Вашингтоне, хотя, похоже, не считают это проблемой.

Репортер: «Что будет, если Зеленский не согласится на сделку?»

Дональд Трамп, президент США: «Тогда он может продолжать сражаться изо всех своих силенок».

При этом Трамп выразил уверенность, что территории Украина все равно потеряет. Кроме того, официально об этом пока не говорится, но в случае отказа от предложений США Киев могут отрезать от любой американской военной, финансовой помощи и, что, возможно, более существенно, от предоставления разведданных, без которых ВСУ просто не сможет воевать.

Есть и еще один аргумент, который наперебой обсуждают комментаторы, — после грандиозного коррупционного скандала лично Зеленский уязвим как никогда.

Кристоф Ваннер, корреспондент Welt в Киеве: «Трамп запросто может раздуть этот коррупционный скандал. В нем замешаны все друзья украинского президента, и Вашингтон может добиться более тщательного расследования, поставив Зеленского в крайне тяжелое положение».

Интересно, что единственным пунктом плана, который, по сведениям СМИ, смогли поправить украинцы (вероятно, усилиями секретаря СНБО Умерова, который общался с Уиткоффом в Майами), стало положение о проверке расходования западных денег. Вместо него в документе появилось упоминание амнистии за действия, совершенные в период военных действий.

Как бы то ни было, но с ответом Украине лучше не затягивать. Трамп дал срок до четверга, то есть до Дня благодарения. При всей условности трамповских ультиматумов в этом, кажется, особый намек — Киеву и его союзникам нужно быть благодарными США за помощь в урегулировании. В том, что они того заслуживает, уверены не только в Вашингтоне. Венгерский премьер Орбан написал на своей страничке, что у Европы появился шанс выпутаться из безнадежной ситуации. А глава словацкого правительства Фицо напомнил очевидное.

Роберт Фицо, премьер-министр Словакии: «Если сравнить условия, которые предлагались Киеву в апреле 2022 года, с тем, что обсуждается сейчас, разница в позитивных для Украины предложениях — один к 100. То есть сейчас предложение для нее в 100 раз хуже, чем в 22-м».

Дальше соотношение будет только хуже, как неоднократно говорили и в Кремле. Владимир Путин и на этой неделе недвусмысленно дал понять, что провалы украинской армии на фронте, в том же Купянске, подсказывают только одну логику развития событий, хотя и отвергаемую сейчас Киевом.

Владимир Путин: «Если в Киеве не хотят обсуждать предложения президента Трампа и отказываются от этого, то и они, и европейские поджигатели войны должны понимать, что события, которые произошли в Купянске, будут неизбежно повторяться и на других ключевых участках фронта. И в целом нас это устраивает, поскольку ведет к достижению целей СВО вооруженным путем, в ходе вооруженной борьбы. Но мы, как я многократно уже говорил ранее, готовы и к мирным переговорам, к решению проблем мирным путем. Однако это требует, конечно, предметного обсуждения всех деталей предлагаемого плана. Мы к этому готовы».

Все выпуски программы «Итоги недели».