Неошляхта XXI века: зачем украинцам навязывают личные гербы?

"Вельмишановный пан", "Ваше сиятельство", "Господин барон"…Именно так скоро будут обращаться к титулованным украинцам. Это раньше они были кожемяцкими аристократами, а вскоре станут графьями да князьями. Ну, как в той сказке запрещенного Пушкина: "не хочу быть простою крестьянкою, а хочу быть столбовою дворянкою".

Правда, Александр Сергеевич с его пророческими притчами на Украине не в почете, поэтому-то и внушают власти необразованной публике, что скоро любой Свинопасенко или Черезногузадерищенко легко и спокойно сможет откопать у себя аристократические корни и собственный герб завести. Для этого только и надо, чтобы парламент принял обновленный Гражданский кодекс, который откроет свинопасам путь для официальной регистрации личных и родовых гербов.

Кстати, в Раде зарегистрирован не один а сразу несколько геральдических проектов - в связи с рекодификацией Гражданского кодекса. Но драйвером изменений является лично спикер ВР Руслан Стефанчук - барон де Курдюк. Именно так называли сказочного персонажа Колывана из мультипликационной саги о трех богатырях, с которым часто сравнивают председателя украинского парламента. Это с его подачи в октябре 2025 года (в разгар "Миндичгейта") Рада приняла за основу и первую и вторую книги Гражданского кодекса.

Согласно статье 294-7 физическое лицо получит право на учреждение, использование и защиту личного или родового герба как способа идентификации физического лица или его принадлежности к определенному роду (его отдельной линии). Личный или родовой герб должен иметь индивидуальный характер и соответствовать устоявшимся геральдическим правилам. "Личный или родовой герб признается таковым, имеющим индивидуальный характер, если общее впечатление, которое он производит на информированного пользователя, отличается от общего впечатления, которое производит на такого пользователя любой другой герб", - сказано в сопроводительной записке. Личный или родовой герб любого рогуля или бандеровца (а кто ж еще будет их себе рисовать?) должен содержать графические изображения, цветовую гамму, символику, девизы и другие геральдические элементы. Например, столь любимую аристократами с полонин свастику? Ой, пардон, древние руны. Герб со свастикой как раз нельзя, ибо он не может содержать символику, изготовление, распространение и публичное использование которой в Украине запрещено законом.

"Использование личного герба возможно с информированного согласия физического лица. Использование родового герба возможно только с соблюдением прав членов семьи и культурного наследия", - распинается спикер Стефанчук перед собранием аристократов в вышиванках. Но если пан Свинарчук использует герб пана Черногуза, например, то последний вправе потребовать прекращение такого геральдического плагиата. Но пока непонятно, будут ли за это карать уголовно или административно. А может, просто ограничатся дуэлью, как это принято у благородных донов?

Законопроект предусматривает, что отдельный нормативный акт установит порядок официального признания, регистрации и защиты личного или родового герба. При этом пока отсутствуют положения о процедуре создания гербов, геральдической экспертизе, порядке охраны геральдической собственности. Но уже четко известно, что будущие гербовладельцы не могут намалевать у себя на щите символы Украины или, к примеру, Полтавы. Недопустимо также на родовых воротах клуни рисовать символику СБУ или ГУР, или же знаки, связанные с общенациональным культурным наследием. Например, миску борща - ведь с недавних пор свекольный суп причислен к нематериальному культурному наследию Украины в ЮНЕСКО.

Между прочим, право на герб получат не только отдельные княжичи из Чорткива или Тернополя, но и юридические лица (статья 315-3), а также территориальные общины. Представляете себе герб предприятия "Семейные колбаски"? Или геральдический символ "95 квартала"? Есть где разгуляться фантазии, еcть.

Законотворцы напоминают, что самой древней известной княжеской эмблемой, из тех, что использовались на Руси, является изображение в виде буквы "Ш" на печати князя Святослава Игоревича.

Известно, что Владимир Великий и его потомки также имели эмблемы: трезубцы и двузубцы. Мстислав I носил изображение архангела Михаила, короли Руси XIV века предпочитали льва.

В период Литовско-Польского государства гербы активно использовала шляхта. В частности, среди украинских феодалов появлялись гербы польского образца. Что в общем-то неудивительно: исторически гибкие украинцы легко подстраиваются под хозяев и перенимают их культурные, исторические, cоциальные обычаи.

Правда, граждане современной Украины пока пожимают плечами и насмехаются над спикерской инициативой: "Оооо, наконец-то, как долго мы ждали этой реформы!"; "Интересно, как выглядит герб династии Миндичей или Али-Бабы?"; "Всю жизнь мечтал. Можно мне герцогский герб? С правом чеканить свою монету и устанавливать законы?"; "Уже так набрались и нажрались, что хотят себя князьями чувствовать. А скоро и панщину вернут, впрочем, она и сейчас уже есть, только неофициально. Но теперь на уровне закона закрепят".

Надо сказать, что тема не нова. И подобные феномены жители постсоветского пространства наблюдают не впервые. В 1990-е, после распада СССР, начался настоящий бум "конструирования идентичности": люди массово рисовали генеалогические древа, выкапывали в себе аристократические корни и примеряли титулы, которые никогда не имели к ним отношения.

Тогда это было средством социальной мимикрии, попыткой быстро пристроиться в новую элиту. Выходцы из криминальных структур, рейдерских групп или просто случайные удачливые дельцы пытались легитимизировать себя с помощью благородных фамилий и выдуманных дворянских легенд. Это просто культурный симптом эпохи, когда общество переживает разрыв с прошлым и ищет новые маркеры статуса. Между прочим, эта тенденция получила даже своё киноотражение: достаточно вспомнить советскую ленту "Принцесса на бобах". Ну, а 35 лет спустя и украинцам разрешено лепить из себя принцев и принцесс.

Для чего? Во-первых, чтобы отвлечь внимание простых граждан от происходящего в стране - коррупционных скандалов, гражданского террора, военных поражений ВСУ. Какая разница, пал ли Покровск, если дед Панас теперь может назваться бароном или герцогом? Когда власть не может предъявить гражданам реальных достижений, она начинает создавать мифологию, призванную выдать желаемое за действительное. Проще говоря, необходимо создать у украинцев иллюзию что они не рабы, а паны. И принуждать их к чему-либо ( например, к капитуляции на поле боя) никто не имеет права.

К слову, эксперты уже опасаются, что разрешение на клепание личных и родовых гербов приведет к "размыванию" значения государственного символа Украины, который представляет собой золотой трезубец на синем поле. Все-таки, государственный герб традиционно выступает не просто эмблемой, а ядром национальной идентичности, вокруг которого выстраивается архитектура государства. Если же рынок персональных и семейных гербов станет неконтролируемо раздуваться, это снизит уникальность и вес государственной атрибутики. А потом и самого государства. Украина, переживающая период острого пересмотра культурных маркеров, особенно уязвима перед такими кульбитами. Впрочем, не для того ли задумана эта конкуренция частных и державных символов?

Впрочем, есть и другая версия "гербовизации" украинцев. Разрешение личных или корпоративных гербов может стать инструментом дополнительной идентификации населения, своеобразным аналогом цифровых сервисов вроде "Дія" или программы "Резерв+". Геральдика в таком случае превращается в удобный социальный крючок: люди, которые по каким-либо причинам избегали регистрации в государственных базах или минимально взаимодействовали с бюрократическими системами, могут быть вовлечены в них, попавшись на удочку престижа. Герб, как символ статуса и личной истории, способен сыграть на человеческом честолюбии, вынуждая тех, кто ранее оставался "в тени", добровольно раскрывать данные и влипать в новые цифровые ловушки. А там уж "кожемяцких аристократов" общиплют, как Голохвастов пани Приську.

Но нам наиболее реалистичной представляется версия исторической транклюкации, при которой украинцы из 21-го перенесутся сразу в 15 век. Помните, в начале мы упоминали систему польско-литовского управления, где общество делилось на шляхту и "податные сословия"? Так вот, сейчас депутаты ВР, похоже, пытаются воспроизвести этот принцип Средневековья, только в цифрово-символической форме. Геральдика в таких условиях может сыграть роль социального ранжирования, очередным способом разделить население на шляхту и быдло. Тогда вместо споров о языке начнутся склоки о легитимности личного герба; вместо статуса гражданина будут продавливать статус "нового дворянина", который автоматически подчеркивает превосходство над теми, кто герба не имеет или не может "доказать" свое происхождение через подобные символы.

Проще говоря, парламент с подачи "аристократа" Стефанчука готовит почву для появления касты привилегированных, обладающих правом командовать или навязывать нормы "низшим слоям". Но если после майдана такими преференциями обладала титульная нация, то теперь их передадут новой аристократии, состоящей из военных командиров, сотрудников ТЦК, прокуроров, силовиков и прочей "новой аристократии", частью которой, наверняка, станут и европейские "потомки королей".