Оказаться в списке умерших можно не только из-за чьего-то злого умысла, но и по простой небрежности. Например, из-за ошибки в документах полного тезки или несвоевременной блокировке утерянного или украденного паспорта. Человек внезапно узнает, что он официально мертв. А на то, чтобы доказать, что он все еще жив, могут уйти месяцы. С этими проблемами столкнулся ветеран СВО, которого неожиданно для него самого признали мертвым. Смог ли житель Петербурга доказать в суде, что он живой? И кто четыре года жил под его именем?

Вот уже несколько месяцев пороги питерских инстанций обивает отставной офицер Игорь Байков. Участник боевых действий на Украине теперь вынужден сражаться с бюрократией. Долгая битва за «воскрешение» началась в питерской больнице. Именно там участнику специальной военной операции, который пришел подлечить полученную на фронте контузию, сообщили, что по официальным бумагам он мертв.

Игорь Байков: «Я вообще посмеялся. Мне говорят, что на войне не убили, а здесь похоронили».

Пока Игорь был на фронте, в его родном городе кто-то другой жил по его документам. Этому человеку удалось оформить на имя офицера две банковские карты и даже ходить по врачам от его имени. Из собственной медкарты Игорь с изумлением узнал, что его двойник страдал сердечной недостаточностью и, судя по записям, скончался от инфаркта.

А до этого человек, живший по документам Игоря, несколько раз менял номера телефонов. Зато сейчас сим-карту Игоря заблокировали, поэтому со связью у него тоже беда. Уже семь месяцев Игорь бьется за право считаться живым. Из-за ошибки он лишился всех выплат, его банковские счета заблокированы, он не может получать положенные по квоте лекарства, а с работы, где он много лет трудился водителем фуры, его уволили.

Игор Байков: «Это мой паспорт. Он недействительный. Это водительское удостоверение. Это допуск для перевозки опасных грузов с выезда в Европу. У меня недействительно даже удостоверение ветерана боевых действий, потому что по базе Минобороны я числюсь умершим».

Все началось четыре года назад, когда из машины Игоря украли сумку с документами. Он, как положено, обратился в МВД, написал заявление и получил новый паспорт. Однако старый почему-то не заблокировали. С того самого момента человек, который нашел (или украл) его паспорт, начал жить по чужому удостоверению личности.

Игорь Бурдинский, юрист, представитель Игоря Байкова: «Это вообще странная ситуация, потому что новый паспорт выдается только тогда, когда старый признается недействительным и перестает действовать. Поэтому существование двух одновременно паспортов, по которым можно получать те или иные услуги, это, я считаю, нонсенс».

Первым шагом к своему «воскрешению» официально мертвый Игорь выбрал визит в банк. Сотрудница крайне неохотно общалась с клиентом, застрявшим между двумя мирами и не смогла помочь открыть счет. Похожий разговор, не приведший ни к какому результату, ждал Игоря и в МФЦ, куда он пришел с главным вопросом: как теперь ему жить дальше? В салоне сотовой связи Игорю тоже не смогли разблокировать номер или оформить новую сим-карту. Выручил друг, который одолжил ему свой номер.

В итоге участник боевых действий Игорь Бойков добился отмены своего свидетельства о смерти. Суд удовлетворил его требование. Однако Игорь не намерен оставлять это дело. Он хочет выяснить, кто именно и почему четыре года жил под его именем. Через больницу, где мошенник неоднократно лечился, Игорь узнал его адрес. Оказалось, это обычный хостел, в котором самозванец прожил почти три года.

Причины, по которым он использовал чужой паспорт, и его настоящее имя пока остаются неизвестными. Ответы на эти вопросы уже ищут следователи. Достоверно известно лишь то, что мужчина действительно страдал сердечной недостаточностью и часто вызывал скорую помощь. Фактически, привлекать за это преступление уже некого. Однако Игорь и его друг-юрист полны решимости добиться компенсации. Ведь все эти семь месяцев для него были не жизнью, а борьбой за выживание.

Игорь Бурдинский: «Понимаете, каждый же скажет, что он не виновен. Медицинские работники скажут, что они просто оказывали помощь, а в их обязанности не входит проверять действительность или недействительность паспорта. К работникам, я думаю, иных сферах не меньшие вопросы возникают. Это и банковские сотрудники, и отдел ЗАГС, который должен иметь какую-то базу, чтобы проверять. Ошибки есть, они, наверное, и будут, если не навести порядок в этой сфере».

Игорь уже начал верить в злой рок. Незадолго до того, как его самого признали умершим, в его семье один за другим ушли из жизни шестеро близких.

Игорь Байков: «Мама умерла, два брата, две тетки. У меня подряд шесть похорон было. После этого я просто уехал на войну».

Смерть ходила за ним по пятам и на фронте. Но танкист Байков выжил. Однако свой еще один паспорт он и там умудрился потерять.

Игорь Бурдинский: «Сослуживцы попросили выйти покурить, хотя он сам не курящий. В тот момент, когда они вышли, прилетел снаряд в то помещение, где находился штаб и где были документы.Таким образом они все были утрачены».

Все выпуски программы «ЧП. Расследование».