Бросят ли руками МВФ США «спасательный круг» Украине?

Об ужасном финансовом положении Украины знают все. Об этом наглядно свидетельствует такой показатель, как дефицит государственного бюджета Незалежной. По итогам 2022 года величина дефицита составила около 50 млрд долларов, что было эквивалентно примерно трети валового внутреннего продукта (ВВП). В следующем, 2023 году, бюджетный дефицит превысил пятую часть ВВП (20,5%). В 2024 году относительная величина дефицита бюджета осталась на уровне предыдущего года

Бросят ли руками МВФ США «спасательный круг» Украине?

© Фото: Valerie Plesch, dpa, Global Look Press

2025 год еще не закон­чил­ся, но уже име­ют­ся доста­точ­но точ­ные оцен­ки бюд­жет­но­го дефи­ци­та по ито­гам нынеш­не­го года: 46,83 млрд долл., что соста­вит 22,1 % ВВП. Таких рекорд­ных пока­за­те­лей бюд­жет­но­го дефи­ци­та на про­тя­же­нии несколь­ких лет не име­ла в после­во­ен­ное вре­мя ни одна стра­на мира.

Напом­ню, что в Рос­сии рекорд­ный уро­вень дефи­ци­та был зафик­си­ро­ван в 1997 году – 7,4% ВВП. На сле­ду­ю­щий год, как мы пом­ним, в стране про­изо­шел дефолт по госу­дар­ствен­ным обя­за­тель­ствам. А вот рекорд­ные пока­за­те­ли дефи­ци­та бюд­же­та у неко­то­рых стран Запа­да (% ВВП): США – 6,0; Фран­ция – 5,8; Вели­ко­бри­та­ния – 5,0.

После дол­гих поис­ков нашел несколь­ко стран с рекорд­ны­ми пока­за­те­ля­ми дефи­ци­та бюд­же­та (% ВВП): ост­ров­ное госу­дар­ство Кири­ба­ти – 12, Макао – 10, Бру­ней – 9 (оцен­ки по ито­гам теку­ще­го года). Но и они все отста­ют от Укра­и­ны. Нашел лишь одну стра­ну, в кото­рой ожи­да­ет­ся более высо­кий уро­вень дефи­ци­та бюд­же­та, – Восточ­ный Тимор. У этой экзо­ти­че­ской тер­ри­то­рии, кото­рая зани­ма­ет 165?е место в мире по ВВП на душу насе­ле­ния, дефи­цит бюд­же­та по ито­гам теку­ще­го года ожи­да­ет­ся в раз­ме­ре 40% ВВП. Но до это­го пока­за­тель был ниже, чем у Укра­и­ны. Укра­и­на – уни­каль­ная стра­на, так как дер­жит запре­дель­ные пока­за­те­ли бюд­жет­но­го дефи­ци­та уже на про­тя­же­нии четы­рех лет. Тако­го пре­це­ден­та исто­рия не зна­ет! Понят­но, что хро­ни­че­ские дефи­ци­ты бюд­же­та ведут к росту госу­дар­ствен­но­го дол­га. В кон­це 2021 года госу­дар­ствен­ный долг соста­вил 48,9 % ВВП. А к кон­цу теку­ще­го года, по оцен­кам МВФ, госдолг Неза­леж­ной соста­вит 108,6% ВВП. Тако­го стре­ми­тель­но­го скач­ка отно­си­тель­но­го уров­ня госу­дар­ствен­но­го дол­га так­же нель­зя най­ти в после­во­ен­ной исто­рии.

Такое слу­ча­ет­ся толь­ко во вре­мя очень серьез­ных войн. Как это было, напри­мер, у США в годы Вто­рой миро­вой вой­ны. Исто­ри­ки оце­ни­ва­ют, что в 1939 году госдолг США соста­вил 43% ВВП, а в 1946 году достиг мак­си­му­ма в 121% ВВП. Навер­ное, нечто похо­жее име­ло место и в дру­гих вою­ю­щих стра­нах, но точ­ных оце­нок по дру­гим стра­нам за годы Вто­рой миро­вой вой­ны нет. Но взле­ты вели­чин госу­дар­ствен­ных дол­гов в те вре­ме­на про­ис­хо­ди­ли пре­иму­ще­ствен­но за счет нара­щи­ва­ния внут­рен­них, а не меж­ду­на­род­ных заим­ство­ва­ний.

Вер­нем­ся к сего­дняш­ней Укра­ине. В 2022 году льви­ная доля госу­дар­ствен­ных заим­ство­ва­ний для закры­тия бюд­жет­ной «дыры» Неза­леж­ной осу­ществ­ля­лось за счет внеш­них источ­ни­ков – без мало­го 90 про­цен­тов. В 2025 году уже, навер­ное, уже око­ло 95 про­цен­тов (все внут­рен­ние источ­ни­ки окон­ча­тель­но «сду­лись»).

Напом­ню, како­ва вели­чи­на внеш­ней помо­щи кол­лек­тив­но­го Запа­да Неза­леж­ной. По под­сче­там Киль­ско­го инсти­ту­та миро­вой эко­но­ми­ки, с 24 фев­ра­ля 2022 года (нача­ла спе­ци­аль­ной воен­ной опе­ра­ции) по 31 авгу­ста 2025 года США выде­ли­ли Укра­ине все­воз­мож­ной помо­щи на сум­му 130,65 млрд долл., Евро­пей­ский союз – 79,34 млрд дол­ла­ров, Вели­ко­бри­та­ния – 21,24 млрд дол­ла­ров, Кана­да – 15,19 млрд дол­ла­ров, Япо­ния – 15,65 млрд дол­ла­ров. Ито­го упо­мя­ну­тые стра­ны кол­лек­тив­но­го Запа­да за три с поло­ви­ной года предо­ста­ви­ли Неза­леж­ной раз­ной помо­щи на сум­му 262,07 млрд дол­ла­ров.

В трой­ку стран-доно­ров Укра­и­ны вошли США, Гер­ма­ния и Вели­ко­бри­та­ния. Помощь Гер­ма­нии оце­не­на в 25,64 млрд дол­ла­ров. Вся помощь экс­пер­та­ми Киль­ско­го инсти­ту­та миро­вой эко­но­ми­ки поде­ле­на на три кате­го­рии: финан­со­вая, воен­ная и гума­ни­тар­ная. Послед­няя из назван­ных видов помо­щи (кото­рая дей­стви­тель­но явля­ет­ся невоз­врат­ной пере­да­чей иму­ще­ства) весь­ма скром­ная по свои мас­шта­бам. А вот воен­ная и финан­со­вая при­мер­но оди­на­ко­вы по сво­им мас­шта­бам. Но в общем объ­е­ме аме­ри­кан­ской помо­щи пре­об­ла­да­ет воен­ная (56,4% про­тив 40,7% финан­со­вой помо­щи и 2,9% гума­ни­тар­ной помо­щи).

Что каса­ет­ся Евро­пей­ско­го сою­за, то ЕС как меж­ду­на­род­ная орга­ни­за­ция вооб­ще не предо­став­ля­ла воен­ной помо­щи. Помощь была финан­со­вой и немно­го гума­ни­тар­ной. Финан­со­вая помощь ЕС осу­ществ­ля­лась за счет обще­го бюд­же­та Евро­пей­ско­го сою­за и неко­то­рых цен­тра­ли­зо­ван­ных фон­дов – все­го 76,26 млрд долл. Из соб­ствен­но­го кар­ма­на, т. е. из наци­о­наль­ных бюд­же­тов стра­ны-чле­ны ЕС выде­ля­ли на финан­со­вую помощь Укра­ине очень и очень скром­ные сум­мы (млрд дол­ла­ров): Гер­ма­ния – 1,65; Поль­ша – 1,04; Фран­ция – 0,91; Нидер­лан­ды – 0,82; Ита­лия – 0,47.

Для срав­не­ния при­ве­ду вели­чи­ну финан­со­вой помо­щи на осно­ве дву­сто­рон­них согла­ше­ний с Кие­вом ряда дру­гих стран (млрд долл.): США – 53,11; Япо­ния – 13,69; Кана­да – 9,69; Вели­ко­бри­та­ния – 4,41.

Ста­рый Свет осу­ществ­ля­ет щед­рую финан­со­вую помощь, но она явля­ет­ся не инди­ви­ду­аль­ной (дву­сто­рон­ней), а кол­лек­тив­ной. Дву­сто­рон­няя помощь для стран-чле­нов ЕС носит чисто сим­во­ли­че­ский харак­тер.

Сум­мар­ная финан­со­вая помощь Укра­ине, кото­рая была ока­за­на Евро­пей­ским сою­зом, США, Япо­ни­ей, Кана­дой, Вели­ко­бри­та­ни­ей и Гер­ма­ни­ей соста­ви­ла 157,9 млрд дол­ла­ров. Сюда еще мож­но доба­вить помощь со сто­ро­ны меж­ду­на­род­ных финан­со­вых орга­ни­за­ций (МФО). Меж­ду­на­род­ный валют­ный фонд (МВФ) с фев­ра­ля 2022 года выде­лил Укра­ине кре­ди­тов на 13,4 мил­ли­ар­да дол­ла­ров, Все­мир­ный банк – на 5,3 мил­ли­ар­да. Ито­го с уче­том МФО финан­со­вая помощь Запа­да Укра­ине соста­ви­ла 176,6 млрд дол­ла­ров. Это за пери­од, при­мер­но рав­ный 3,5 годам. Полу­ча­ет­ся в сред­нем на год око­ло 50 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров.

Почти исклю­чи­тель­но финан­со­вая помощь шла на покры­тие дефи­ци­та госу­дар­ствен­но­го бюд­же­та Неза­леж­ной. Помощь лишь в неболь­шом объ­е­ме была без­воз­мезд­ной, пре­иму­ще­ствен­но (более чем на 90 про­цен­тов) она име­ла фор­му кре­ди­тов и зай­мов под про­цен­ты. Зай­мы и кре­ди­ты предо­став­ля­лись под какие-то зало­ги на тер­ри­то­рии Укра­и­ны.

Такой мас­штаб­ной финан­со­вой помо­щи в тече­ние столь дли­тель­но­го пери­о­да вре­ме­ни не полу­ча­ла в после­во­ен­ное вре­мя ни одна стра­на мира. Тем более со сто­ро­ны не одно­го-двух госу­дарств, а несколь­ких десят­ков (Киль­ский инсти­тут миро­вой эко­но­ми­ки насчи­тал четы­ре десят­ка стран-доно­ров Неза­леж­ной). Некую ана­ло­гию мож­но най­ти толь­ко в более ран­нее вре­мя. А имен­но, когда Запад нака­чи­вал день­га­ми Гер­ма­нию в пери­од меж­ду дву­мя миро­вы­ми вой­на­ми. Осо­бен­но после того, как к вла­сти в 1933 году при­шел Гит­лер, начав­ший интен­сив­ную под­го­тов­ку к войне про­тив Совет­ско­го Сою­за. В иссле­до­ва­нии «Как бри­тан­ские и аме­ри­кан­ские бан­ки­ры финан­си­ро­ва­ли Тре­тий рейх» отме­ча­ет­ся: «…из при­мер­но 90–100 мил­ли­ар­дов марок, потра­чен­ных Гер­ма­ни­ей на под­го­тов­ку ко Вто­рой миро­вой войне, боль­шая часть была полу­че­на в каче­стве кре­ди­тов от финан­со­во-про­мыш­лен­ных струк­тур США, Англии и Фран­ции». Добав­лю лишь, что интен­сив­ная помощь Запа­да Тре­тьем рей­ху про­дол­жа­лась при­мер­но шесть лет – до того момен­та, когда в 1939 году фюрер неожи­дан­но для глав ряда евро­пей­ских стран раз­вер­нул­ся на запад и начал захва­ты­вать стра­ны Запад­ной Евро­пы.

Потреб­но­сти Неза­леж­ной на бли­жай­шие годы в помо­щи – как воен­ной, так и финан­со­вой – оста­ют­ся при­мер­но на уровне преды­ду­щих лет. В Меж­ду­на­род­ном валют­ном фон­де (МВФ) сооб­щи­ли, что Укра­и­на в 2026–2029 годах столк­нет­ся с дефи­ци­том финан­си­ро­ва­ния в раз­ме­ре 136,5 мил­ли­ар­да дол­ла­ров. Полу­ча­ет­ся в сред­нем на год око­ло 34 мил­ли­ар­дов. Очень кон­сер­ва­тив­ная оцен­ка, если судить по дефи­ци­там преды­ду­щих лет. Веро­ят­но, спе­ци­а­ли­сты МВФ в сво­их оцен­ках исхо­ди­ли из того, что на Укра­ине нако­нец-то будут побеж­де­ны кор­руп­ция и каз­но­крад­ство.

Циф­ры экс­пер­тов по мас­шта­бам воров­ства запад­ной помо­щи силь­но варьи­ру­ют. Напри­мер, в про­шлом году быв­ший министр тру­да Поль­ши Петр Куль­па, рас­суж­дая о судь­бе запад­ной помо­щи режи­му Зелен­ско­го, заявил, что раз­во­ро­вы­ва­ет­ся от 30% до 50% помо­щи в зави­си­мо­сти от направ­ле­ния. По его мне­нию, из наво­ро­ван­ных денег мож­но было бы свер­стать годо­вой бюд­жет под­держ­ки для Укра­и­ны. Назна­чен­ный Трам­пом гла­вой Депар­та­мен­та по вопро­сам эффек­тив­но­сти пра­ви­тель­ства (DOGE) Илон Маск в нача­ле нынеш­не­го года гово­рил о том, что преж­де чем обсуж­дать вопрос о предо­став­ле­нии новой помо­щи Укра­ине, сле­ду­ет про­ве­сти аудит по той помо­щи, кото­рую Киев уже полу­чил. В пред­ва­ри­тель­ном поряд­ке гла­ва DOGE оце­нил вели­чи­ну про­пав­шей аме­ри­кан­ской помо­щи в 100 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров.

Киев еще с нача­ла нынеш­ней осе­ни стал давать Запа­ду сиг­на­лы SOS: мол, день­ги в укра­ин­ской казне кон­ча­ют­ся, а в нача­ле сле­ду­ю­ще­го 2026 года она может стать совсем пустой. Сиг­на­лы SOS направ­ля­лись преж­де все­го стра­нам Ста­ро­го Све­та. Во-пер­вых, имен­но Евро­пей­ский союз был основ­ным доно­ром финан­со­вой помо­щи Неза­леж­ной. Во-вто­рых, пото­му что новым пре­зи­ден­том США стал Дональд Трамп, кото­рый угро­жал пол­но­стью свер­нуть аме­ри­кан­скую помощь Неза­леж­ной. Осо­бен­но финан­со­вую помощь.

Брюс­сель стал судо­рож­но искать спо­со­бы акти­ви­за­ции начав­шей зату­хать евро­пей­ской помо­щи. Как я выше отме­тил, финан­со­вая помощь Ста­ро­го Све­та Укра­ине име­ет почти исклю­чи­тель­но фор­му мно­го­сто­рон­ней (а не дву­сто­рон­ней) помо­щи. Т. е. день­ги Неза­леж­ной выде­ля­ют­ся из обще­го бюд­же­та и цен­тра­ли­зо­ван­ных фон­дов ЕС. Како­ва общая вели­чи­на бюд­же­та ЕС? Сум­мар­ная вели­чи­на обя­за­тельств по бюд­же­ту на 2025 год – без мало­го 200 млрд евро; сум­ма запла­ни­ро­ван­ных выплат – 155 млрд евро.

Кро­ме Укра­и­ны у ЕС есть и дру­гие финан­со­вые потреб­но­сти. Напри­мер, недав­но в Брюс­се­ле были при­ня­ты реше­ния об укреп­ле­нии воен­но­го потен­ци­а­ла ЕС. Одоб­ре­на про­грам­ма пере­во­ору­же­ния Евро­пы (ReArm EU) на сум­му 800 млрд евро. Для реа­ли­за­ции про­грам­мы необ­хо­ди­мы боль­шие день­ги из бюд­же­та ЕС. А для это­го надо свер­нуть финан­си­ро­ва­ние помо­щи Укра­ине. Евро­па долж­на помо­гать преж­де все­го самой себе, а не дру­гим стра­нам. Ино­гда в Евро­пе мож­но слы­шать нели­це­при­ят­ные мне­ния: мол, бюд­жет ЕС сле­ду­ет назвать «вто­рым бюд­же­том Укра­и­ны». И далее сле­ду­ет при­зыв: пора наве­сти поря­док и сде­лать бюд­жет ЕС опять «евро­пей­ским».

О попыт­ках Брюс­се­ля про­дол­жить финан­со­вую помощь за счет «замо­ро­жен­ных» валют­ных акти­вов Рос­сии я уже писал неод­но­крат­но. От пря­мой кон­фис­ка­ции акти­вов при­шлось отка­зать­ся. Уж слиш­ком выгля­дит это дико. С сен­тяб­ря нынеш­не­го года ста­ли раз­ра­ба­ты­вать схе­му так назы­ва­е­мо­го репа­ра­ци­он­но­го кре­ди­та: Евро­па предо­ста­вит Неза­леж­ной кре­дит под обес­пе­че­ние рос­сий­ских замо­ро­жен­ных акти­вов. Кото­рые, мол, Укра­и­на полу­чит в каче­стве репа­ра­ций. Напо­ми­на­ет глу­пую попыт­ку про­дать шку­ру неуби­то­го мед­ве­дя. А, по сути, такая же бес­пар­дон­ная попыт­ка украсть рос­сий­ские акти­вы для того, что­бы с их помо­щью попы­тать­ся убить «рус­ско­го мед­ве­дя».

Мно­гие евро­пей­ские лиде­ры поежи­ва­ют­ся, пони­мая, что убыт­ки Ста­ро­го Све­та от подоб­но­го репа­ра­ци­он­но­го кре­ди­та мно­го­крат­но пре­вы­сят сию­ми­нут­ную выго­ду. Дове­рие зару­беж­но­го биз­не­са к Евро­пе и ее финан­со­вой систе­ме зара­ба­ты­ва­лось деся­ти­ле­ти­я­ми, а рух­нуть может в один момент. Осо­бен­но про­тив репа­ра­ци­он­но­го кре­ди­та воз­ра­жа­ет Бель­гия, посколь­ку замо­ро­жен­ные акти­вы сосре­до­то­че­ны в депо­зи­та­рии Euroclear, кото­рый нахо­дит­ся в бель­гий­ской юрис­дик­ции. В Брюс­се­ле (не месте штаб-квар­ти­ры ЕС, а в сто­ли­це госу­дар­ства Бель­гия) пре­крас­но пони­ма­ют, что создан­ный репа­ра­ци­он­ным кре­ди­том «буме­ранг» боль­нее все­го уда­рит имен­но по Бель­гии.

Попыт­ки евро­чи­нов­ни­ков ЕС пере­ло­жить бре­мя финан­си­ро­ва­ния помо­щи Укра­ине с бюд­же­та ЕС на бюд­же­ты стран-чле­нов ЕС так­же не обна­де­жи­ва­ют. Еще раз напом­ню, что дву­сто­рон­няя помощь Укра­ине стран Евро­пей­ско­го сою­за до сих пор была чисто сим­во­ли­че­ской. И от это­го «сим­во­лиз­ма», судя по все­му, они отхо­дить не соби­ра­ют­ся.

Кто-то в Кие­ве и неко­то­рых дру­гих сто­ли­цах с надеж­дой смот­рит на МВФ. Может быть, он закро­ет финан­со­вую «дыру» Укра­и­ны, кото­рая воз­ник­нет в нача­ле сле­ду­ю­ще­го года? Со сто­ро­ны МВФ в послед­ние меся­цы было несколь­ко заяв­ле­ний, суть кото­рых сво­дит­ся к сле­ду­ю­ще­му: финан­со­вое поло­же­ние Укра­и­ны тако­во, что Фонд при всем жела­нии не может выде­лить новых кре­ди­тов Неза­леж­ной. Мол, пусть Укра­и­на с помо­щью ее евро­пей­ских дру­зей малень­ко наве­дет поря­док в сво­их госу­дар­ствен­ных финан­сах. Фонд пря­мо намек­нул на то, что поло­жи­тель­ное реше­ние по ново­му зай­му мож­но будет при­нять после того, когда Евро­па под­бро­сит новую пор­цию денег Неза­леж­ной в рам­ках репа­ра­ци­он­но­го кре­ди­та.

Ситу­а­ция с воз­мож­но­стью предо­став­ле­ния Фон­дом зай­ма еще более ослож­ни­лась после того, когда на Укра­ине в нояб­ре раз­ра­зил­ся круп­ней­ший за вре­мя нахож­де­ния у вла­сти Вла­ди­ми­ра Зелен­ско­го кор­руп­ци­он­ный скан­дал. Мно­гие после это­го поста­ви­ли окон­ча­тель­ный крест на вари­ан­те спа­се­ния Неза­леж­ной с помо­щью денег МВФ.

И вдруг, о чудо, при­шло сооб­ще­ние о том, что «спа­си­те­лем послед­ней инстан­ции» для Неза­леж­ной может стать имен­но МВФ. 26 нояб­ря Фонд сооб­щил о пол­ной готов­но­сти к запус­ку новой про­грам­мы рас­ши­рен­но­го финан­си­ро­ва­ния для Укра­и­ны на сум­му око­ло 8,2 мил­ли­ар­да дол­ла­ров. Гла­ва мис­сии МВФ на Укра­ине Гэвин Грей заявил: «Сотруд­ни­ки МВФ и укра­ин­ские вла­сти достиг­ли пред­ва­ри­тель­но­го согла­ше­ния на уровне экс­пер­тов по запро­су вла­стей о новой 48-месяч­ной про­грам­ме рас­ши­рен­но­го финан­си­ро­ва­ния с воз­мож­ным досту­пом к сред­ствам в раз­ме­ре 5,94 мил­ли­ар­да спе­ци­аль­ных прав заим­ство­ва­ния (око­ло 8,1 мил­ли­ар­да дол­ла­ров, или 295% кво­ты)». Понят­но, что реше­ние о том, что­бы бро­сить Неза­леж­ной «спа­са­тель­ный круг» при­ни­мал не Гэвин Грей и даже не испол­ни­тель­ный дирек­тор Фон­да Кри­ста­ли­на Геор­ги­е­ва, а «глав­ный акци­о­нер» МВФ, коим, как извест­но, до сих пор оста­ют­ся Соеди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки.

Вален­тин Ката­со­нов, ФСК

Рос­сий­ские штур­мо­ви­ки зашли в Гри­ши­но ДНР – Мино­бо­ро­ны