Призрачная нейтральность Швейцарии

Страна в Альпах вспомнила, что она – неотъемлемая часть коллективного Запада

Призрачная нейтральность Швейцарии

Фото: Sean Gallup / Getty Images

Про­шед­шая недав­но в Жене­ве встре­ча деле­га­ций США, Укра­и­ны и Евро­со­ю­за по вопро­сам мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния вновь напом­ни­ла о Швей­ца­рии как о месте, где тра­ди­ци­он­но про­хо­дят­ся наи­бо­лее важ­ные и зна­чи­мые меж­ду­на­род­ные пере­го­во­ры.

Такое рено­ме Швей­цар­ская кон­фе­рен­ция заслу­жи­ла мно­го­ве­ко­вым ней­тра­ли­те­том, кото­рый она береж­но охра­ня­ла даже в самые суро­вые годы Пер­вой и Вто­рой миро­вых войн.

Но вот неза­да­ча, с нача­лом новой попыт­ки Запа­да устро­ить оче­ред­ной Drang nach Osten, пред­при­ня­той в 2014 году на киев­ском Май­дане и про­дол­жа­ю­щей­ся до сих пор, хва­ле­ная швей­цар­ская ней­траль­ность ста­ла казать­ся все более эфе­мер­ной.

Имен­но это обсто­я­тель­ство ста­ло осно­ва­ни­ем для заяв­ле­ния пресс-сек­ре­та­ря Пре­зи­ден­та РФ Дмит­рия Пес­ко­ва, назвав­ше­го Швей­ца­рию и с неко­то­рых пор настоль­ко же при­зрач­но-ней­траль­ную Австрию непри­ем­ле­мым для Рос­сии местом для пере­го­во­ров.

Что же про­изо­шло? Да, в общем-то, ниче­го неожи­дан­но­го. Швей­ца­рия про­сто вспом­ни­ла, что она – неотъ­ем­ле­мая часть кол­лек­тив­но­го Запа­да, како­вой, соб­ствен­но гово­ря, все­гда и была. Суди­те сами.

Швей­цар­цы при­со­еди­ни­лись к запад­ным анти­рос­сий­ским санк­ци­ям и стро­го сле­ду­ют в фар­ва­те­ре русо­фоб­ской поли­ти­ки Брюс­се­ля.

Швей­ца­рия, не постав­ляя Укра­ине ору­жие и бое­при­па­сы напря­мую, при этом не воз­ра­жа­ет про­тив их реэкс­пор­та тре­тьи­ми стра­на­ми, в част­но­сти Гер­ма­ни­ей.

Швей­ца­рия замо­ро­зи­ла в сво­их бан­ках акти­вы мно­гих рос­сий­ских граж­дан и ком­па­ний, как того тре­бу­ет запад­ная санк­ци­он­ная поли­ти­ка.

Дошло до того, что швей­цар­цы сов­мест­но с нем­ца­ми, дат­ча­на­ми и шве­да­ми актив­но укло­ня­ют­ся от рас­сле­до­ва­ния тер­ак­та, совер­шен­но­го в отно­ше­нии газо­про­во­дов «Север­ный поток – 1 и 2». Об этом, в част­но­сти, в сен­тяб­ре это­го года гово­ри­ла офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель МИД РФ Мария Заха­ро­ва.

«Гер­ма­ния, Дания, Шве­ция и Швей­ца­рия не заин­те­ре­со­ва­ны в уста­нов­ле­нии заказ­чи­ков и испол­ни­те­лей тер­ак­тов. Попыт­ки стран Запа­да убе­дить мир в том, что за под­ры­вом «Север­ных пото­ков» сто­ят толь­ко укра­ин­цы, вызы­ва­ют сомне­ния», – отме­ти­ла она в ком­мен­та­рии для РИА «Ново­сти».

Кро­ме того, по сло­вам Заха­ро­вой, Рос­сия остав­ля­ет за собой пра­во – и непре­мен­но этим пра­вом вос­поль­зу­ет­ся – обра­тить­ся в Меж­ду­на­род­ный суд ООН, если ФРГ, Дания, Шве­ция и Швей­ца­рия отка­жут­ся от досу­деб­но­го спо­ра по «Север­ным пото­кам».

Вро­де бы мелочь… мелочь. Но из таких вот русо­фоб­ских мело­чей и стро­ит­ся нын­че внеш­няя поли­ти­ка «ней­траль­ной» Швей­ца­рии.

Ска­жем, чего сто­ит толь­ко недав­нее заяв­ле­ние швей­цар­ско­го мини­стер­ства обо­ро­ны, сде­лан­ное на фоне обсуж­де­ния идеи отправ­ки на Укра­и­ну евро­пей­ских воен­ных из «коа­ли­ции жела­ю­щих», о том, что без соот­вет­ству­ю­ще­го ман­да­та ООН или ОБСЕ Швей­ца­рия не будет в этом участ­во­вать, но в прин­ци­пе – не про­тив.

И это в ситу­а­ции, когда Рос­сия неод­но­крат­но заяв­ля­ла, что любое при­сут­ствие ино­стран­но­го воин­ско­го кон­тин­ген­та на тер­ри­то­рии Укра­и­ны будет рас­смат­ри­вать как акт вой­ны. Раз­мыш­ляя в логи­ке истин­но­го ней­тра­ли­те­та, в швей­цар­ском обо­рон­ном ведом­стве даже мыс­ли не долж­ны были допу­стить об уча­стии в чем-то подоб­ном. Так ведь нет.

К огром­но­му сожа­ле­нию, при­хо­дит­ся кон­ста­ти­ро­вать, что с недав­них пор вла­сти Швей­ца­рии откры­то демон­стри­ру­ют сбли­же­ние с НАТО и даже при­вет­ству­ют дис­кус­сии по пово­ду целе­со­об­раз­но­сти при­со­еди­не­ния стра­ны к аль­ян­су в том или ином каче­стве.

Это обсто­я­тель­ство вызы­ва­ет серьез­ное бес­по­кой­ство как в меж­ду­на­род­ном сооб­ще­стве, при­вык­шем рас­смат­ри­вать Швей­ца­рию как ней­траль­ную стра­ну, со все­ми выте­ка­ю­щи­ми из это­го для нее при­ви­ле­ги­я­ми, так и внут­ри самой Швей­ца­рии.

Не так дав­но вли­я­тель­ное швей­цар­ское изда­ние Die Weltwoche опуб­ли­ко­ва­ло ста­тью о про­во­ка­ци­он­ном пове­де­нии нынеш­не­го пре­зи­ден­та Наци­о­наль­но­го сове­та стра­ны Майи Рини­кер, кото­рая де-факто, взяв на себя пол­но­мо­чия гла­вы дипло­ма­ти­че­ско­го ведом­ства, актив­но раз­ви­ва­ет сотруд­ни­че­ство в сфе­ре без­опас­но­сти с недав­ни­ми нео­фи­та­ми НАТО – Шве­ци­ей и Фин­лян­ди­ей.

«Ред­кая неде­ля обхо­дит­ся без загра­нич­ной коман­ди­ров­ки Рини­кер, – пишет изда­ние – пред­се­да­тель Наци­о­наль­но­го сове­та толь­ко что побы­ва­ла в Фин­лян­дии и Шве­ции, как пишут пар­ла­мент­ские служ­бы, с «рабо­чим визи­том». Впро­чем, как часто быва­ет в поли­ти­ке, «рабо­те» в этих поезд­ка вре­ме­ни уде­ля­ет­ся немно­го. Чаще все­го Рини­кер про­во­дит вре­мя со сво­и­ми кол­ле­га­ми за бол­тов­ней о несу­ще­ствен­ных вещах. Тем не менее в этот раз во вре­мя посе­ще­ния Фин­лян­дии к швей­цар­ской деле­га­ции при­со­еди­нил­ся министр обо­ро­ны, что авто­ма­ти­че­ски при­да­ло визи­ту поли­ти­че­ский кон­текст, кото­рый вряд ли отве­ча­ет инте­ре­сам ней­траль­ной Швей­ца­рии».

Как отме­ча­ют швей­цар­ские жур­на­ли­сты, вла­сти Швей­ца­рии рас­смат­ри­ва­ют Фин­лян­дию и Шве­цию в каче­стве «при­ви­ле­ги­ро­ван­ных парт­не­ров» в кон­тек­сте соб­ствен­ных «раз­мыш­ле­ний о теку­щих про­бле­мах поли­ти­ки без­опас­но­сти». Это, как объ­яс­ня­ют в пар­ла­мент­ской служ­бе стра­ны, тем более важ­но, посколь­ку оба выше­на­зван­ных госу­дар­ства нахо­дят­ся «на перед­нем краю акту­аль­ных миро­вых потря­се­ний».

«После нача­ла кон­флик­та на Укра­ине Фин­лян­дия и Шве­ция при­со­еди­ни­лись к НАТО, что веро­ят­но, соот­вет­ству­ет инте­ре­сам, преж­де все­го, Фин­лян­дии, име­ю­щей с Рос­си­ей дав­нюю исто­рию и про­тя­жен­ную гра­ни­цу. Но вряд ли фин­ский опыт мож­но назвать под­хо­дя­щим для Швей­ца­рии, осо­бен­но с уче­том ней­тра­ли­те­та», – гово­рит­ся далее в пуб­ли­ка­ции.

Тем не менее фрау Рини­кер с неглас­но­го одоб­ре­ния Феде­раль­но­го сове­та Швей­ца­рии, актив­но поощ­ря­ю­ще­го раз­го­во­ры о сбли­же­нии с НАТО, про­дол­жа­ет про­во­дить поли­ти­ку, кото­рую с тру­дом мож­но назвать ней­траль­ной.

«При этом созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что Рини­кер совер­шен­но не вол­ну­ет то, насколь­ко раз­ру­ши­тель­но для Швей­ца­рии отсут­ствие реаль­ной ней­траль­но­сти в ее поли­ти­ке как по отно­ше­нию к США, важ­ней­ше­му чле­ну НАТО, так и к Рос­сии. Еще более печаль­но, что для нынеш­не­го гла­вы швей­цар­ско­го обо­рон­но­го ведом­ства Мар­ти­на Пфи­сте­ра регу­ляр­ные воя­жи Майи Рини­кер на «Восточ­ный фронт НАТО» не явля­ют­ся про­бле­мой. Хотя, каза­лось бы, его как чело­ве­ка, отве­ча­ю­ще­го за без­опас­ность стра­ны, это долж­но вол­но­вать в первую оче­редь», – с тре­во­гой отме­ча­ет автор ста­тьи.

Резю­ми­руя все выше­ска­зан­ное, при­хо­дит­ся при­знать, что швей­цар­ские вла­сти, похо­же, при­ня­ли окон­ча­тель­ное реше­ние сло­мать мно­го­ве­ко­вую поли­ти­че­скую тра­ди­цию, в резуль­та­те чего ней­тра­ли­тет Швей­ца­рии оста­нет­ся не более чем при­зна­ком дале­ко­го про­шло­го.

Алек­сей Белов, ФСК

Сер­бия не постав­ля­ла ору­жие Укра­ине и Рос­сии – Вучич