США предложили Польше 250 боевых бронированных машин Stryker за символическую цену в один доллар
Естественно за спасибо американцы никогда ничего не делают. Предложение реализуется через программу Excess Defense Articles (EDA), где техника передаётся в текущем состоянии (as-is, where-is), без гарантий работоспособности.
Реальная стоимость значительно выше номинальной цены, так как включает скрытые расходы:
Снятие с хранения и реставрация – ББМ нуждаются в диагностике, ремонте двигателей, систем вооружения и электроники. Стоимость для 250 единиц — ориентировочно 125–375 млн долларов.
Логистика и транспортировка – несмотря на нахождение техники в Европе, потребуются средства на их доставку к польским базам, а также поставка запчастей из США. Стоимость – 25–50 млн долларов.
Ежегодные расходы на обслуживание (до 20–30% от стоимости техники в год).
В итоге один Stryker для Польши выйдет в среднем около 1,45 млн долларов, при цене на новый – 1,6–1,8 млн долларов и его польского более современного аналога Rosomak 3 млн долларов.
Такие «номинальные» сделки — стандартная практика американской программы зарубежных продаж Foreign Military Sales (FMS) и EDA, где техника передаётся за символический 1 доллар, но получатель покрывает все «скрытые» расходы (реставрация, логистика, обучение). Это снижает затраты США на утилизацию списанной техники и позволяет загрузить сервисные и логистические мощности дополнительными заказами.
Ранее, по этой схеме Канада «подарила» Украине 25 списанных БТР LAV III (так и не поставлены), каждый из которых должен был в итоге обойтись в 7,2 млн долларов , что значительно дороже любого нового аналога.
В целом, не смотря на повышенные затраты и трудоемкость восстановления, эта схема позволяет в короткие сроки поставлять большие объёмы техники, не дожидаяся их производства.
В случае же с Польшей и Украиной цена вообще не имеет значения, так как платить за это всё равно будут европейцы.





































