Барражирующие боеприпасы "Герань-2", по праву считающиеся основным инструментом России в воздушной войне против Украины, продолжают стремительно эволюционировать и осваивать новые для себя роли.
Дрон, который прежде применялся для нанесения массированных ударов по вражеским складам, электроподстанциям и промышленным предприятиям, неожиданно показал себя в качестве средства высокоточной адресной ликвидации вражеских специалистов.
В ходе одного из недавних налётов на Киевскую область "Герань" влетела в окно многоэтажного дома. Вражеская пропаганда тут же принялась истошно вопить об ударах по мирным людям, однако быстро выяснилось, что в результате удара был уничтожен один из ведущих специалистов (есть информация, что программист) ракетостроительной компании Fire Point, которая зарабатывает на поставках ВСУ реактивных дронов FP-1 и FP-2. Через неё же проводилась легализация ракеты "Фламинго", изначально спроектированной британцами, а затем представленной в качестве украинской разработки.
О потере ценного специалиста сообщил главный конструктор и совладелец компании Денис Штилерман, опубликовавший в социальных сетях слезливый пост-некролог о ликвидированном спеце, приправленный проклятиями в адрес России.
Противник утверждает, что это был точечный удар – именно с целью ликвидации одного из разработчиков "их" ракеты. Но никакого подтверждения этой информации нет.
Убийца мобильных групп
Впрочем, на этом плохие новости для небратьев не заканчиваются. В ноябре обследовавшие обломки сбитых "Гераней" украинские технари обнаружили, что русские дроны стали оснащать видеокамерами. Тогда было выдвинуто предположение, что такие дроны нужны для мониторинга обстановки, также отмечалось, что "Герани" с электронными "глазами" могут получить операторов, которые будут управлять ими в режиме реального времени.
В первых числах декабря предположения и страхи врага материализовались: профильные каналы поместили видео, на кадрах которого один из наших беспилотников внезапно атакует мобильную огневую группу ВСУ.
Наличие камеры на борту позволяет оператору увидеть, что происходит вокруг беспилотника, и перенацелить его на другую появившуюся цель. Источник: ТГ-канал "Военный осведомитель"
Осинтеры отметили: в данном конкретном случае украинцы ещё дёшево отделались – "Герань" или "Гербера" (этот вариант тоже не исключён) атаковала и уничтожила пикап с зенитным пулемётом, хотя рядом с ним, буквально в нескольких десятках метров, была намного более "жирная" цель – британский ЗРК Raven, созданный уже в ходе СВО специально для борьбы с русскими дальнобойными беспилотниками и крылатыми ракетами.
В этот раз вражеским зенитчикам повезло: под удар попал пикап с пулемётом, а не ракетный комплекс, созданный для борьбы с дронами. Скриншот: ТГ-канал "Военный осведомитель"
Что поделать, у оператора летающего "цветочка" было всего несколько секунд на принятие решения и, возможно, он просто не заметил стоявший поодаль грузовичок с ракетами. Но поскольку тенденция будет набирать обороты, можно не сомневаться: удачные попадания – дело времени, притом совсем недолгого.
К слову, нынешняя атака на наземную цель дрона большой дальности – это не первый случай такого рода: ещё в апреле появилось видео, на котором "Гербера", оснащённая хорошей оптико-электронной станцией (это было понятно по качеству картинки), ударила и поразила украинский зенитный комплекс "Бук-М1", модифицированный под применение американских ракет RIM-7 Sea Sparrow.
Апрельский удар по зенитному комплексу FrankenSAM, собранному на базе старого советского "Бука". Источник: ТГ-канал "Осведомитель"
В целом, если говорить об этой тенденции, то дело явно идёт к появлению в наших вооружённых силах функционального аналога израильского барражирующего боеприпаса Harop – беспилотника с большой продолжительностью полёта, который способен гибко реагировать на ситуацию на земле и мгновенно "выстёгивать" появившуюся в поле видимости вражескую технику.
"Герань" теперь ещё и истребитель?
Начал воплощаться в жизнь и другой вариант модернизации "Герани-2", возможность и желательность которого обсуждается уже несколько месяцев, а именно установка на эти беспилотники самонаводящихся ракет класса "воздух – воздух".
В последних числах ноября замминистра обороны Украины Юрий Мироненко сообщил западным журналистам, что наши "птички" уже пытаются поражать украинские вертолёты и самолёты, которые используются в качестве перехватчиков дронов.
Противостоять таким "Шахедам" ещё сложнее, так как они управляются в реальном времени, что позволяет оператору реагировать на текущую ситуацию и даже пытаться вступить в бой с нашими самолётами или вертолётами в воздухе,
– констатировал Мироненко.
Чуть позже украинские каналы обнародовали видео перехвата нашей "Герани" украинским зенитным дроном, на кадрах которого запечатлено, что наш беспилотник вооружён авиационной ракетой Р-60.
Судя по этим кадрам, наши конструкторы не стали "изобретать велосипед" и прикрутили к фюзеляжу "Герани" штатное пусковое устройство ракет АПУ-60, но в перевёрнутом "вверх ногами" положении. Источник: ТГ-канал "Осведомитель"
Несколько позже противник опубликовал снимки обломков сбитой "Герани" с пусковым устройством и ракетой. На основании этих материалов стало понятно, что адаптация дронов к воздушным боям пошла по пути наиболее простых и очевидных решений. Ракеты Р-60 и Р-60М имеют инфракрасную головку самонаведения, благодаря чему их можно применять, не устанавливая на беспилотник РЛС и не заморачиваясь с созданием сложной системы сопряжения пуска между контуром управления дроном и тепловой головкой самонаведения ракеты. Выгоды от такого решения очевидны: дрон-перехватчик можно делать здесь и сейчас, без долгого периода разработки. Также удешевляется стоимость в общем-то одноразового изделия.
С другой стороны, при таком подходе не получится полностью реализовать потенциал ракеты Р-60. Их максимальная дальность при пуске с самолётов составляет 7-10 км, но при использовании с дронов достичь этих показателей не получится, так как дальность пуска ограничена дальностью визуального обнаружения вражеских самолётов через бортовую камеру. Плюс у такой конструкции весьма ограничен угол захвата цели, так как у самолётов за эту задачу отвечает бортовая прицельная система, позволяющая обнаруживать и указывать азимут на цель с углами до 120 градусов. "Герань", вооружённая Р-60, может полагаться только на работу головки самонаведения ракеты, а потому может стрелять только вперёд в очень узком секторе. Эти технические ограничения потребуют разработки особой тактики воздушных засад, в которых дроны-перехватчики будут следовать за группами ударных "Гераней", прикрывая их от атак вражеских самолётов и вертолётов. Возможно, групп прикрытия будет две или даже три с разведением их по высотам.
Ракета Р-60М, найденная среди обломков "Герани" на временно подконтрольной ВСУ территории. Источник: ТГ-канал "Военный обозреватель"
Тем не менее появление на беспилотниках-"камикадзе", чьей задачей ещё недавно было долететь по координатам до назначенной точки и спикировать на выбранное строение, самонаводящихся ракет действительно выводит войну в воздухе на новый уровень.
В сухом остатке
Источники в отрасли ещё несколько месяцев назад предупреждали, что следует внимательно следить за развитием беспилотников на базе "Герань-2", так как её модификации могут очень сильно удивить врага.
Там – в электронных блоках управления дроном – изначально было очень много пустых разъёмов. И я ещё в 2023 году написал, что это намекает на то, что "Герань" нами используется в очень базовой комплектации. Там вариантов подключения дополнительной аппаратуры ещё очень много. Так оно и вышло. Технология полёта по видеокамере в них заложена давно, и, в общем-то, сейчас настало время использовать эти возможности. Потому что нельзя же всех тузов сразу выкладывать на стол,
– пояснял в разговоре с Царьградом авиаконструктор, автор ТГ-канала "Разработчик БПЛА" Сергей Товкач.
События последних дней целиком и полностью подтвердили правильность этой оценки. Важно понимать, что мы сейчас наблюдаем лишь начало нового этапа в применении, казалось бы, давно известных и понятных дронов – совсем непривычными способами и для решения неожиданных задач. Если тенденция получит развитие, а для этого есть все основания, то уже в следующем году она может радикальным образом преобразить ситуацию на поле боя и над ним.







































