Гамбит Зеленского с выборами и что с ним делать
Ночью по горячим следам уже делал анализ последних заявлений Зеленского насчет проведения выборов. Есть и еще что добавить.
Заявление Зеленского о готовности провести выборы во время войны — это попытка перехватить инициативу, предстать фигурой, которая не боится демократии и открыта к политическому подтверждению легитимности. Тем более, что проведение выборов подразумевает – во всяком случае, в понимании Зеленского – заморозку боевых действий и, в целом, фиксацию статус-кво.
На первый (да и на второй) взгляд, ход красивый. Зеленский, требуя «обеспечить безопасность» выборов, перекладывает ответственность на Вашингтон. Но эта схема может быть развернута против него. Внешние акторы могут заявить, что безопасность — обязанность украинского государства, а не США. Если США публично обозначат, что обеспечение внутреннего порядка — задача Киева, аргумент Зеленского потеряет силу. Его маневр, наоборот, покажет неспособность обеспечить базовые функции государства.
Потому что, если внешние силы должны обеспечивать Украине процесс выборов, то киевский режим расписывается в своей полной недееспособности. Зеленского можно загнать в угол: раз он сам сказал, что выборы возможны при наличии безопасности, то он должен объяснить, почему она не обеспечена. А если внешние силы дают Киеву деньги, оружие, да ещё и должны организовывать процесс выборов, то не проще ли назначить управляющего протекторатом со стороны? Причем, с учетом того, кто именно должен обеспечивать безопасность и выборы, о будущем генерал-губернаторе Украины могут договориться Москва и Вашингтон.
Ну, а если Зе правда готов проводить выборы, то нужно устранить ряд критических проблем для демократии. Что вряд ли понравится самому Зеленскому. Есть ли на Украине равный доступ к СМИ? Нет. Возможность публичных мероприятий, без принудительной мобилизации? Нет. Работа международных наблюдателей? Практически нет. Голосование ВПЛ и беженцев? Невозможно организовать полноценно.
Чем больше проговаривается неравность условий, тем сильнее размывается символический эффект «готовности Зеленского». И становится очевидно, что проведение выборов через 100 дней после прекращения огня (идея из плана Трампа) – единственные рамочные условия, которые позволят реализовать выборы корректно.








































