Украина, похоже, начала «танкерную войну». И вряд ли киевский режим до этого самостоятельно додумался
Откуда ноги растут
В конце октября ЕС принял 19-й пакет антироссийских санкций, который затрагивает, в том числе, и судоходство. Еврочиновники записали в так называемый «теневой флот» ещё 117 российских судов. Теперь их стало 558. И каждое - потенциальная мишень для враждебных действий со стороны Евросоюза. Но сначала нужно разобраться, что такое «теневой флот». Брюссель так назвал российские суда, которых ходят под флагом других стран. В этом, кстати, ничего такого нет, посмотрите на досуге список торговых судов по странам.
На первом месте - дружный коллектив Евросоюза, а дальше - «хозяева морей и океанов» Либерия, Панама и Маршалловы острова. Китай - шестой, Россия - девятнадцатая, а США вообще на двадцать первом месте.
Понятно же, что владельцы плавсредств вносят их в реестры тех стран, где законодательство удобнее. Но ЕС прицепился именно к России, хотя его претензии не имеют никаких правовых оснований. Тем не менее ряд европейских политиков начал обсуждать возможность захвата судов российского «теневого флота», а кое-кто перешёл от слов к делу.
Кавалерия, к бою!
Франция 27 сентября захватила вблизи своих берегов, но в международных территориальных водах, нефтеналивной танкер Boracay, который перевозил российскую нефть и шёл под флагом Бенина. Капитан и старпом были гражданами КНР, экипаж - международный. Танкер заподозрили в том, что с него запускали дроны по Дании. Разумеется, доказательств этому не было никаких, но французские коммандос устроили шоу с участием вертолёта. Судно обыскали и доставили в ближайший французский порт Сен-Назер, где и продержали его два дня. Потом отпустили.
© flickr.com/nato Захват гражданского судна вооружёнными силами другой страны можно расценить как повод к объявлению войны. Макрон назвал это безобразие шагом в борьбе с «теневым флотом», который перевозит российскую нефть. Но на самом деле это было грубым нарушением международного права, один из главных принципов которого - свобода судоходства в международных водах.
Остановка судов по техническим причинам разрешается, но блокада - а именно это устроили французы - по уставу ООН считается актом войны. Интересно, Макрон точно понимал, что делает?
Ещё один пример - Эстония. Эта маленькая страна с раздутым ЧСВ (чувством собственного величия) с 2023 года добивается права останавливать и досматривать в нейтральных водах российские суда.
Авторы инициативы ссылаются на Конвенцию ООН по морскому праву, которая позволяет государству ввести так называемую прилежащую зону.
«Балтийское море стало ареной гибридной войны, которая процветает благодаря серым зонам в сфере права. Чем больше серых зон закроют прибрежные государства, тем меньше будет возможностей для ведения гибридной войны», - таково мнение эстонского эксперта Александра Лотта.
Российский МИД тогда призвал Эстонию соблюдать морское право.
«Прибрежные государства могут устанавливать прилежащую зону. Но в соответствии с Конвенцией ООН это не даёт возможности контролировать и тем более препятствовать судоходству. Разумеется, если эстонская сторона будет действовать в рамках правового поля», - заявила Мария Захарова.
А член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник пообещал, что Россия незамедлительно примет контрмеры.
© РИА Новости/Министерство обороны РФ Видимо, придётся подключать российский военный флот для сопровождения судов. «Если они постараются всё перекрыть, то могут быть проблемы. Тогда мы тоже должны создавать проблемы. У нашего военно-морского флота, помимо всех его функций, одна - это охрана судоходства. Нужно сопровождать суда военными кораблями, собирать их в караваны», - сказал депутат.
Тогда же Дания заговорила о том, что может запретить проход российских танкеров через свои воды. Датские власти также собрались проверять и «блокировать» российские танкеры, которые следуют через датские проливы без западной страховки. Её отсутствие, действительно, позволяет на законном основании странам ЕС проверять суда, которые могут представлять угрозу для окружающей среды. А российскую нефть, якобы, перевозят на старых танкерах, у которых риск поломки или разлива нефти выше. Но тогда эта идея заглохла.
Ничего нового
В начале этого года страны ЕС, имеющие выход к Балтийскому морю, начали рассуждать о том, что надо бы не только досматривать суда российского теневого флота и запрещать им проход, но и задерживать их. Об этом сообщило издание Politico.
Дескать, разрабатываются изменения в законодательстве, которые позволят задерживать суда за потенциальный ущерб, который они могут нанести окружающей среде и подводной критически важной инфраструктуре (связь, передача электроэнергии, транспортировка газа и т.д.).
В общем, каждый изгаляется, как умеет. Но было понятно, что рано или поздно вся эта подковёрная возня перейдёт в горячую фазу. Так и случилось.
Сначала ВСУ атаковали БЭКами нефтяные танкеры Kairos и Virat, которые шли порожняком под флагом Гамбии. Обошлось без жертв, даже разлива нефтепродуктов не произошло (потому что их на борту не было). А через несколько дней напали на ещё один российский танкер - Midvolga 2. Он перевозил подсолнечное масло. На борту находились 13 человек. Пострадали капитан и механик, их задело осколками.
Керченская катастрофа
А теперь давайте вспомним декабрь прошлого года, когда в нашем Керченском проливе во время шторма на мель сели два российских танкера, один - с мазутом, другой - с нефтью. Потом полгода чёрную жижу собирали, и то не до конца получилось убрать. Под Анапой мазут загадил почти 54 километра побережья, убивая всё живое в прибрежных водах.
© РИА Новости Сотрудники МЧС РФ убирают мазут у мыса Панагия, где на мели стоит танкер «Волгонефть-239». На ликвидацию аварии было потрачено более двух миллиардов рублей.
Так что мы прекрасно понимаем: если бы нефтяные танкеры, атакованные ВСУ, шли с полной загрузкой, то побережье Турции превратилось бы в филиал ада. Это была бы та самая экологическая катастрофа, которой годами пугали друг друга страны Евросоюза. И она, кстати, могла бы затронуть не только Турцию, но и две страны ЕС - Румынию и Болгарию. Море - это же неуправляемая стихия. Куда ветер подует, туда нефтяное пятно и поплывёт.
К тому же нападения на гражданские суда создают опасность для судоходства. Турция, контролирующая проливы Босфор и Дарданеллы, является крупным транспортным хабом мирового значения. И ей такие риски ни к чему.
Это - пиратство!
Президент Турции Эрдоган отреагировал на атаки ВСУ весьма нервно:
«Война между Россией и Украиной достигла точки, когда она явно угрожает безопасности судоходства в Чёрном море. Атаки на торговые суда неприемлемы, и я предупредил все заинтересованные стороны!» - заявил он.
Эрдоган имеет полное моральное право чувствовать себя оскорблённым: Турция ведь носилась с киевским режимом как с писаной торбой: лечила раненых боевиков, беспилотники поставляла, «зерновую сделку» продавливала, место для переговоров с Россией предоставила... А в ответ - форменная подстава.
Российская сторона отреагировала жёстко, но взвешенно.
«Атаки на танкеры в нейтральных или даже не нейтральных водах, а в особой экономической зоне другого государства, третьего государства - это пиратство. Ничто иное. Значит, они раньше, украинские вооружённые силы, пытались наносить удары по нашим портам морским. Мы отвечали. Отвечали именно. Мы не начинали эти операции такими же ударами. Уверяю, что они гораздо более эффективные и мощные. И это прежде всего касалось тех судов, кораблей, на которых доставлялось в Украину военное имущество, оборудование военное и боеприпасы. И мы попадали именно туда, куда хотели», - напомнил президент Путин.
А ещё он пообещал: если атаки продолжатся, то Россия активизирует обстрелы украинских портов и иностранных судов, которые в них заходят. А заодно прижмёт торговый флот стран, которые поддерживают Киев. Тут кандидат номер один - Великобритания.
Из Британии - с приветом!
Служба внешней разведки России ещё в августе предупреждала, что британцы вместе с союзниками по НАТО готовят масштабную провокацию с нефтяными танкерами российского «теневого флота».
© РИА Новости Баклан, запачканный мазутом в результате разлива нефтепродуктов на береговой линии в Анапе. Диверсия, которую должны были совершить ВСУ, привела бы к экологической катастрофе, и это дало бы повод заявить: перевозка российской нефти по морю - это глобальная угроза судоходству. И появился бы повод задерживать эти суда для «чрезвычайных проверок».
Ну а страны, которым предназначалась российская нефть, были бы выставлены «косвенными виновниками» катастрофы. А там, глядишь, удалось бы дожать Трампа, вынудить его ввести максимально жёсткие вторичные санкции против тех, кто покупает у России энергоресурсы, и заставить их отказаться от сделок с русскими.
Но пока реализовать эту многоходовочку не получилось, такой момент упустили! С одной стороны, нужно было отвлечь европейскую оппозицию от коррупционного скандала и отставки главы офиса президента Украины Ермака. С другой - спецпосланник Трампа Уиткофф должен был в Москве вести переговоры с Путиным. Самое время продемонстрировать, что у ВСУ длинные руки и есть ещё порох в пороховницах.
И частично Киев своего добился: особо упёртые русофобы воспряли духом и начали выдавать на-гора прямо-таки дивные идеи. Наиболее отличился британский эксперт по вопросам безопасности и обороны профессор Майкл Кларк, который в эфире британского телеканала Sky News предложил НАТО захватить в нейтральных водах российское океанографическое судно «Янтарь» и показательно его уничтожить: «чтобы остальные боялись ходить по Атлантике». «Янтарь» в соответствии с международным морским правом проводил исследования в нейтральных водах напротив побережья Шотландии. Но британские военные объявили, что он якобы занимается картографией дна с целью обнаружения коммуникационных кабелей и собирает информацию о британской системе обороны. И направили к нему истребители и фрегат. Чтоб бдили.
© РИА Новости Океанографическое судно «Янтарь». А вот профессор Кларк предложил действовать решительнее. Правда, этот совет он дал не Великобритании, а сразу всему Североатлантическому альянсу. Видимо, сказалась давняя привычка воевать чужими руками.
«Нам нужно остановить Россию - захватить "Янтарь", отбуксировать в порт союзников (не в британский), хорошенько рассмотреть, а потом уничтожить», - заявил он.
И санитаров ему никто не вызвал.
Воюйте в другом месте!
Ещё важный момент: судя по всему, европейские союзники отдают себе отчёт, что киевский режим будет продолжать атаки на российские танкеры. Но категорически не хотят, чтобы это происходило у их берегов. В частности, глава МИД Эстонии Маргус Цахкна заявил, что подобные действия в Балтийском море могут привести к серьёзной эскалации и экологическим рискам.
«Более 60% российского экспорта газа и нефти проходит через Финский залив, и это огромный объём, особенно в коридоре шириной всего около шести морских миль. Было бы разумно этого не делать, потому что это действительно может привести к эскалации ситуации в Балтийском море», - сказал Цахкна.
А эстонский политик Раймонд Кальюлайд отметил, что Европе до сих пор «фактически повезло», что крупной экологической катастрофы удавалось избежать. И беспокоится, что киевский режим может её спровоцировать.
© РИА Новости Крушение английского танкера с грузом мазута у входа в порт города Клайпеда - одна из крупных экологических катастроф на Балтике, ноябрь 1981 г. «Если Украина посчитает, что подобные атаки не приведут к полному обрушению поддержки, заявления о "глубокой обеспокоенности" её могут уже не остановить», - подчеркнул он.
Но далеко не факт, что Таллин рискнёт высказать своё недовольство прямым текстом, а страны Евросоюза, наиболее щедро помогающие ВСУ, пока молчат. Киев может расценить это как одобрение своих действий и продолжить атаки. Видимо, и впрямь следует рассмотреть возможность сопровождения танкеров военными кораблями или хотя бы устанавливать на судах средства радиоэлектронной борьбы, способные блокировать основные частоты управления беспилотниками.




































