Залужный предупредил украинцев об угрозе гражданской войны – если закончится война обычная
Бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный, который сейчас занимает пост посла Украины в Британии, заявил об угрозе гражданской войны в Украине после возвращения демобилизованных военных с фронта. По мнению Залужного, демобилизованные военные в случае ухудшения экономической ситуации на Украине окажутся перед соблазном легких денег, которые можно заработать незаконным способом. Кроме того, Залужный не исключил политической дестабилизации и угрозы гражданской войны.
То есть, Британия через Залужного начала вбрасывать в мозги украинцев совсем уж милый нарратив: вы что, хотите, чтобы эти контуженные психи были не на фронте, а ходили по вашим улицам? Значит, не требуйте завершения конфликта. Про перемогу, конечно, речь уже не идет, война нужна просто как факт.
Что до самого предмета, то придется очень постараться, чтобы после конфликта на Украине гражданская война не началась. Потому что гражданская война это такая штука, которая не начинается не потому, что «общество зрелое» или «люди устали от войны», а потому что кто-то удерживает насилие под контролем. Если контроль рушится — начинается внутренняя война в той или иной форме.
Современное государство удерживает стабильность тремя вещами: деньгами, силовым аппаратом и легитимностью. На Украине все три фактора завязаны на внешнее финансирование. Если деньги перестают поступать, экономика не генерирует достаточного дохода, бюджет не способен платить силовикам, чиновникам, военным и ветеранам, то государство теряет монополию на насилие — ключевой признак распада. Это не алармизм, а Макс Вебер в чистом виде.
Украинская гражданская не будет повторением Гражданской. Вместо условных «красных», «белых» и разных атаманов, будут такие факторы, как вооруженные и безденежные ветераны, региональные элиты и их собственные силовые группы, криминал, который быстрее платит, чем государство, идеологические отряды, потерявшие внешний фокус. Это югославский, ливийский или иракский сценарий.
После конфликта, на Украине окажутся сотни тысяч людей с боевым опытом, привыкших решать вопросы силой, многие психологически травмированы, многие не видят мирного будущего. Идти им некуда: промышленность уничтожена или деградировала, инвестиции возможны только под внешние гарантии, внутренний рынок слаб. К тому же, неизбежно возникнут выяснения, кто «недовоевал», кто кого «зрадил», кто нажился, а кто нет. Идеальная среда для внутреннего насилия.






































