На что хватит киевскому режиму денег от ЕС

Европейский Союз все-таки выделил Украине деньги. Нет, это не «репарационный кредит». В общем-то, как я и говорил, он не состоялся. Более того, деньги совсем не те, которые ожидала Украина. И хотя сумма в 90 миллиардов евро выглядит более чем внушительно, Украине эта история никак не поможет

На что хватит киевскому режиму денег от ЕС

Фото: ТАСС/EPA/POOL/FILIP SINGER

Раз­ве что вре­мен­но галь­ва­ни­зи­ру­ет это чудо­ви­ще Фран­кен­штей­на, этот живой труп. Но нена­дол­го. Давай­те раз­бе­рем­ся подроб­нее. И сра­зу повто­рюсь: это не кре­дит, кото­рый мог бы быть выдан за счет экс­про­при­а­ции, изъ­я­тия или исполь­зо­ва­ния рос­сий­ских акти­вов в Евро­пе в каче­стве зало­га. Здра­вый смысл, если и не побе­дил окон­ча­тель­но, то, по край­ней мере, сра­бо­тал. Сра­бо­та­ла настой­чи­вая и дли­тель­ная рабо­та фрон­ды внут­ри само­го Евро­пей­ско­го Сою­за.

Мы зна­ем, что евро­пей­ские финан­си­сты, инвест-бан­ки­ры, в том чис­ле и те самые Рот­шиль­ды, высту­па­ли про­тив этой исто­рии. Совер­шен­но точ­но высту­па­ли про­тив Бель­гия и Euroclear. Пото­му что Euroclear — это, по сути, Deutsche Bank в мини­а­тю­ре. И если уро­нить Euroclear, мож­но уро­нить эко­но­ми­ку Бель­гии. А даль­ше запус­ка­ет­ся эффект доми­но во всей евро­зоне.

Ну и, как гово­рят инфор­ми­ро­ван­ные люди, аме­ри­кан­цы тоже вели боль­шую и обсто­я­тель­ную рабо­ту, направ­лен­ную на недо­пу­ще­ние запус­ка так назы­ва­е­мо­го «репа­ра­ци­он­но­го кре­ди­та». И как бы ни ста­рал­ся Фри­дрих Мерц и его кол­ле­жан­ка, как гово­рят во Льво­ве, Урсу­ла фон дер Ляй­ен, ниче­го у них не полу­чи­лось.

Теперь — о том, что же имен­но выде­ли­ли. 90 мил­ли­ар­дов евро в виде цен­ных бумаг, рас­счи­тан­ные при­мер­но на два года. И клю­че­вой вопрос здесь про­стой: на что Кие­ву хва­тит этих денег? Я бы и хотел ска­зать, что ни на что. Но это было бы не совсем точ­но. Поэто­му давай­те раз­би­рать­ся, что эти день­ги реаль­но дают неза­леж­ной?

Для нача­ла очень про­стая ариф­ме­ти­ка. В авгу­сте, еще нахо­дясь в Вашинг­тоне, Зелен­ский гово­рил о том, что по фак­ту на два­дцать шестой год, и по воен­но­му, и по граж­дан­ско­му сек­то­ру Укра­ине нуж­но поряд­ка 120 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Если посчи­тать день­ги, кото­рые Евро­пей­ский союз сей­час предо­став­ля­ет в виде кре­ди­та под ноль про­цен­тов, то в дол­ла­ро­вом экви­ва­лен­те это око­ло 105 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Но 120 мил­ли­ар­дов Зелен­ский назы­вал толь­ко на один два­дцать шестой год. Поз­же, где-то в октяб­ре, от неко­то­рых офи­ци­аль­ных лиц в Кие­ве уже зву­ча­ла циф­ра помень­ше, но все рав­но доста­точ­но вну­ши­тель­ная, поряд­ка 90 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров дефи­ци­та на воен­ные и граж­дан­ские нуж­ды в 2026 году.

Теперь давай­те экс­тра­по­ли­ру­ем ту инфор­ма­цию, кото­рой мы рас­по­ла­га­ем сей­час. Девя­но­сто мил­ли­ар­дов евро, то есть при­мер­но 105 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, но на два года. И ста­но­вит­ся понят­но, что денег Кие­ву объ­ек­тив­но не хва­та­ет.

Но и здесь есть важ­ней­ший нюанс. И я хочу напом­нить одну очень пока­за­тель­ную исто­рию, кото­рая про­изо­шла ров­но тогда, когда вооб­ще появи­лась идея так назы­ва­е­мо­го «репа­ра­ци­он­но­го кре­ди­та». Вспых­нул неболь­шой скан­дал, когда Зелен­ский заявил, что они сами, киев­ская власть, хотят само­сто­я­тель­но решать, как имен­но тра­тить день­ги, кото­рые при­дут по это­му «репа­ра­ци­он­но­му кре­ди­ту». Ну, и очень быст­ро полу­чил отлуп от евро­пей­цев. При­чем это был даже не намек, а пря­мое ука­за­ние: решать будет Евро­ко­мис­сия, решать будет Евро­пей­ский союз, и имен­но они будут опре­де­лять, как эти день­ги рас­хо­ду­ют­ся. И вот теперь воз­вра­ща­ем­ся к этим самым девя­но­ста мил­ли­ар­дам евро. В чем нюанс? Да в том, что в этом был шкур­ный, мож­но ска­зать лич­ный мотив Фри­дри­ха Мер­ца и Урсу­лы фон дер Ляй­ен.

Меня, кста­ти, об этом часто спра­ши­ва­ют жур­на­ли­сты: о чем вооб­ще думал Мерц? Ну вот, мол, посмот­ри­те на Орба­на, на Фицо, на ново­го пре­мье­ра Чехии. Они ска­за­ли пря­мо: мы под­дер­жим поли­ти­че­ски, но денег давать не будем. Они, мол, дума­ют о сво­их госу­дар­ствах, о сво­их эко­но­ми­ках, о сво­их изби­ра­те­лях. А о чем дума­ет Мерц, у кото­ро­го закры­ва­ют­ся заво­ды, у кото­ро­го эко­но­ми­ка если не в стаг­на­ции, то точ­но не рас­тет, а про­мыш­лен­ный сек­тор пада­ет? А дума­ет он, о про­стом и очень при­ят­ном лич­но для него. Ров­но так же, как и фон дер Ляй­ен. Они пони­ма­ют, что их поли­ти­че­ская карье­ра кло­нит­ся к завер­ше­нию. Коа­ли­ция, кото­рая сего­дня удер­жи­ва­ет власть в Гер­ма­нии, если не дожи­ва­ет послед­ние меся­цы, то точ­но закон­чит­ся в 2026 году. И, веро­ят­но, им при­дет­ся идти на вне­оче­ред­ные выбо­ры.

По край­ней мере, имен­но так мне гово­рят инфор­ми­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты по немец­кой поли­ти­ке. Но и что тогда такое этот самый кре­дит, кото­рый, как я пред­по­ла­гаю и почти уве­рен, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни будет обес­пе­чен Гер­ма­ни­ей? (Напом­ню, имен­но Фри­дрих Мерц гово­рил о готов­но­сти Гер­ма­нии про­га­ран­ти­ро­вать более 50 мил­ли­ар­дов евро). То есть речь идет офак­ти­че­ски более чем о поло­вине всей выде­лен­ной сум­мы. Будет ли это имен­но так, в таких про­пор­ци­ях или нет, мы, веро­ят­но, еще узна­ем. Но прин­ци­пи­аль­но важ­но дру­гое: основ­ная нагруз­ка точ­но ляжет на Гер­ма­нию. И, соот­вет­ствен­но, вопрос – о чем дума­ет Мерц?

А, дума­ет он о «золо­том пара­шю­те» для себя. Пото­му что в дан­ном слу­чае он лоб­би­ро­вал инте­ре­сы евро­пей­ско­го и аме­ри­кан­ско­го ВПК, но в первую оче­редь евро­пей­ско­го, конеч­но же. И теперь воз­вра­ща­ем­ся к тому спо­ру, кото­рый воз­ник в момент появ­ле­ния идеи ново­го кре­ди­та ЕС для стра­ны 404 – кто будет опре­де­лять, на что рас­хо­ду­ют­ся эти день­ги? И вот вам ответ – точ­но не Киев и точ­но не Зелен­ский со сво­и­ми клеп­то­ма­на­ми. Нет, опре­де­лять будут тоже клеп­то­ма­ны, но евро­пей­ские — та же Урсу­ла фон дер Ляй­ен, тот же Мерц, тот же Кошта.

И имен­но поэто­му они и высту­пи­ли лоб­би­ста­ми евро­пей­ских ору­жей­ных баро­нов, евро­пей­ских про­из­во­ди­те­лей воору­же­ний с темой это­го огром­но­го кре­ди­та. Имен­но они израс­хо­ду­ют боль­шую часть этих средств на про­из­вод­ство ору­жия, тех­ни­ки, ремонт тех­ни­ки, рас­ши­ре­ние про­из­вод­ствен­ных линий или стро­и­тель­ство новых. Гешефт там будет серьез­ный и вполне кон­крет­ный. Понят­ное дело, что выго­ду полу­чат те, кто сей­час этот кре­дит про­дав­ли­вал. А рас­хо­ды, как все­гда, лягут на пле­чи буду­щих пра­ви­тельств и буду­щих лиде­ров, но никак не на их соб­ствен­ные кар­ма­ны.

А что же доста­нет­ся Кие­ву? Я уве­рен, будут какие-то линии по обес­пе­че­нию про­из­вод­ства бес­пи­лот­ни­ков. Сей­час это, что назы­ва­ет­ся, бог вой­ны. И, конеч­но же, часть средств пой­дет на зар­пла­ты воен­ным. Но вряд ли из это­го кре­ди­то­ва­ния боль­ше чем 10–15 про­цен­тов дой­дет до укра­ин­ско­го Мин­фи­на. Повто­рюсь, на осталь­ные нуж­ды, а их не счесть, денег точ­но не будет. Да, будут про­из­ве­де­ны БПЛА, будут про­из­ве­де­ны раке­ты ПВО, бое­при­па­сы, будет закуп­ле­на тех­ни­ка и обо­ру­до­ва­ние, что-то будет постав­лять­ся. И мы в ана­ли­зе сей­час исхо­дим из того, что бюд­жет и дефи­цит бюд­же­та 2026–2027 годов для Укра­и­ны рас­счи­ты­ва­ют­ся с уче­том про­дол­же­ния вой­ны.

Если, дай Бог, будет мир, тогда исто­рия, конеч­но, ста­нет дру­гой. Но у меня есть ощу­ще­ние, что в этом слу­чае и сам кре­дит нач­нут сво­ра­чи­вать. Так вот, я думаю, льви­ная доля этих денег будет израс­хо­до­ва­на на евро­пей­ский ВПК. До бюд­же­та Укра­и­ны они почти не дой­дут. На граж­дан­ский сек­тор, кото­рый и так нахо­дит­ся в глу­бо­чай­шем дефи­ци­те, не дой­дет ниче­го.

Напом­ню, толь­ко офи­ци­аль­но дефи­цит бюд­же­та Укра­и­ны в 2026 году почти 90 мил­ли­ар­дов. И этот дефи­цит вряд ли будет покрыт даже напо­ло­ви­ну. При­чем это с уче­том того, что сам бюд­жет был свер­стан с явным опти­миз­мом по доход­ной части, по нало­гам, по сбо­рам, по воз­мож­но­стям выжать что-либо из уми­ра­ю­щей эко­но­ми­ки. Я думаю, реаль­ный дефи­цит будет еще боль­ше, чем 90 мил­ли­ар­дов. И даже поло­ви­ну его пере­крыть этим кре­ди­том не полу­чит­ся. Эти день­ги, повто­рюсь, пой­дут в основ­ном на вой­ну, и пре­иму­ще­ствен­но в фор­ме пря­мых поста­вок. А граж­дан­ский сек­тор — соци­ал­ка, пен­сии, зар­пла­ты бюд­жет­ни­ков, под­дер­жа­ние инфра­струк­ту­ры, какие-либо капи­таль­ные инве­сти­ции, все это укра­ин­ским бюд­же­том, ско­рее все­го, будет в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни про­игно­ри­ро­ва­но.

Соот­вет­ствен­но, в 2026 году, при про­дол­же­нии вой­ны и сохра­не­нии теку­щей мак­ро­фи­нан­со­вой дина­ми­ки, Укра­и­ну гаран­ти­ро­ван­но ждет рез­кое ухуд­ше­ние соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции. И пря­мой ответ на вопрос, на что хва­тит этих денег Кие­ву: на вой­ну. На вой­ну денег в 2026 году, веро­ят­но, хва­тит. Но на вой­ну не хва­тит людей, не хва­тит мораль­но­го духа, не хва­тит тех­ни­ки и ресур­са инфра­струк­ту­ры и логи­сти­ки, инже­нер­но­го обес­пе­че­ния и энер­ге­ти­че­ской обес­пе­чен­но­сти. Но это уже дру­гая исто­рия. А вот на под­дер­жа­ние госу­дар­ства в жиз­не­спо­соб­ном состо­я­нии денег либо не будет вовсе, либо будет кри­ти­че­ски мало. С уче­том тоталь­но раз­ру­шен­ной инфра­струк­ту­ры Укра­и­ну и укра­ин­цев ждет крайне тяже­лый 2026 год.

Един­ствен­ным спа­се­ни­ем оста­ет­ся дви­же­ние к миру, заклю­че­ние мир­но­го согла­ше­ния и ради­каль­ный пере­смотр бюд­же­та с сокра­ще­ни­ем воен­ных рас­хо­дов и пере­хо­дом к про­грам­мам вос­ста­нов­ле­ния. Но вер­хуш­ка киев­ско­го режи­ма это­го не хочет. Поэто­му то, что про­изо­шло сей­час, это побе­да здра­во­го смыс­ла лишь до опре­де­лен­ной сте­пе­ни. Рос­сий­ские акти­вы тро­гать не риск­ну­ли. Но с дру­гой сто­ро­ны, это галь­ва­ни­за­ция живо­го тру­па, ожив­ле­ние чудо­ви­ща Фран­кен­штей­на, кото­рое поз­во­лит режи­му еще какое-то вре­мя суще­ство­вать в фор­ма­те мясо­руб­ки, пере­ма­лы­ва­ю­щей жиз­ни и судь­бы соб­ствен­ных граж­дан. Хоро­шая новость для тех, кто опа­сал­ся даль­ней­шей эска­ла­ции в Евро­пе и пря­мо­го столк­но­ве­ния ЕС и НАТО с Рос­си­ей, вплоть до ядер­но­го сце­на­рия. Но это пло­хая новость для Укра­и­ны и укра­ин­цев. Впро­чем, хоро­ших ново­стей для них нет уже очень дав­но.

Миха­ил Пав­лив, Украина.ру

Груп­пу рос­си­ян вер­ну­ли с Укра­и­ны – Мос­каль­ко­ва