На марксизме до "Мурзилки". Феликс Кон выжил в терроре, но социализма в Польше не дождался

Ровно 104 года назад, в декабре 1921 года он окончательно уехал в Москву, чтобы уже никогда не возвращаться на Украину, которую до этого активно использовал, как плацдарм, чтобы привить социалистические идеи у себя на малой родине – в Польше.

Из 18 разнообразных и колоритных руководителей Компартии Украины в социалистический период ее существования с 1918 по 1991 год он был, пожалуй, самым экзотичным. За это время Компартию Украины возглавляли семь украинцев, пять русских, четыре еврея, один немец и один поляк, а он, один из них, был польским евреем, который хотел, но крайне неудачно, социализма в Польше. Руководил Компартий Украины он с марта по декабрь 1921 года.

Звали его Феликс Яковлевич Кон. И прошел он путь от польского революционера-националиста через марксизм, журналистику, литературу и серьезное занятие наукой – этнографией и антропологией, где тоже оставил по себе заметный след, до руководителя редакции польского радио в Москве.

Для правоверного марксиста с глубоким дореволюционным прошлым, который записан в большевики лишь в 1906 году, он прожил много – 77 лет и, благополучно пережив сталинские репрессии 30-ых годов, умер только 28 июля 1941 года в Москве. Сердце не выдержало подготовки столицы СССР к эвакуации и добровольного ухода единственного сына Александра, профессора и видного советского экономиста-марксиста, в московское ополчение.

Смерти сына в окопах в ноябре того же 1941 года он уже не увидел, но боль потерь родных и соратников ему доводилось переживать постоянно. Например, смерть в бою в 1918 году 27-летнего зятя Григория Усиевича, мужа дочери Елены, который руководил восстанием большевиков в Москве в 1917 году, залил город кровью молодых юнкеров и через год погиб в бою с белогвардейцами в Сибири, обдирая крестьян в продразверстке.

С Григорием, дочерью и женой Кон прибыл в Москву в одном из так называемых "пломбированных вагонов", в которых немцы перебросили в Россию весной 1917 года видных русских революционеров, в том числе, большевиков во главе с Владимиром Лениным, чтобы, значит, ослабить Российскую империю изнутри и вывести ее из войны с Германией.

Феликс Кон и Софья Дзержинская. 11 марта 1928 года

После октябрьского переворота большевиков, который постепенно перерос в гражданскую войну, а потом и в социалистическую революцию, Кон захотел такой же судьбы и для Польши. И пребывая в Украине, сосредоточил свое внимание и усилия на, как сейчас сказали бы, польском треке. Продолжил то, с чего, борясь с царизмом за независимость Польши, начинал еще в 80-ых года XIX века, только теперь уже на социалистической основе.

Родился Феликс Кон 30 мая 1864 года в Варшаве в полонизированной еврейской купеческой семье с глубокими патриотическими традициями. Польскими. О своем детстве, он вспоминал, что "патриотизм в семье заменил религию". И продолжил: "Шестилетним мальчиком я мечтал о том, чтобы стать вождем повстанцев, драться за отчизну и освободить Польшу от "москалей" и "швабов". То есть от русских и от немцев освободить.

После гимназии во время учебы в Варшавском университете будущий юрист Кон стал членом польской социалистической партии "Пролетариат". Под таким названием существовали три польские революционные партии, но все они, исповедуя социал-демократизм, признавали высшей формой борьбы с самодержавием экономический и политический террор. В этом вопросе они сошлись и заключили союз с русской народнической организацией "Народная воля", которая в 1881 году убила императора Александра II, и вместе попали под каток репрессий.

Уже в июне 1884 года последовали массовые аресты. Попался и Кон. Он был агентом ЦК "Пролетариата", работал в Варшаве, Белостоке, Лодзи, и его арестовали. А уже в декабре 1885 года над этой партией прошел военный трибунал, который по-военному расправился с новоявленными пионерами социализма в Польше: 6 человек было приговорено к смертной казни, 21 — к каторге, 2 — на поселение. Двум приговоренным царь заменил смертную казнь 20-летней каторгой, но 4 человека было казнено 28 января 1886 года.

Кона приговорили военным судом к 10 годам 8 месяцам каторги. Позднее срок сократили до восьми лет, но он по-любому отправился в Сибирь.

Кон с переводчиком

Отбывал он свой срок в Нижне-Карийской тюрьме, где в 1889 году выступил инициатором отравлений в мужской тюрьме политзаключенных. В знак протеста против телесных наказаний, которым подверглась 27-летняя Надежда Сигида (Маласкиано). Кон, протестуя, в числе 16 мужчин-политзеков принял яд, но выжил. Принял яд повторно, но смертельное зелье оказалось просроченным и судьба сохранила Феликсу жизнь.

Там же, на каторге он женился на известной и осужденной на 15 лет политкаторжанке Христине Гринберг и после окончания срока остался на поселении в Сибири и занялся политикой, наукой и журналистикой в редакционной коллегии газеты "Восточное обозрение".

За участие в протестах политзеков и спецпоселенцев был отправлен на поселение в Намский улус в Якутии, где средняя температура в январе составляет -42 градуса. Там родились дети: две дочери и сын (одна дочь умерла в младенчестве). С 1995 года жил и работал в Иркутске, поселке Балаганске и Минусинске, где познакомился с Владимиром Лениным и Надеждой Крупской. Тогда Кон окончательно и навсегда перешел на марксистские позиции.

Под надзором полиции занимался изучением быта, обычаев и фольклора местных жителей, написал известные очерки "Под дамокловым мечом", "Не по тому пути", вел научный дневник. Все дело в том, что с 1851 года в Сибири заработал Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ВСОИРГО), который со временем стал центром изучения Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии. Вот с ним и сотрудничал Кон, несмотря на политическую неблагонадежность. Он вел этнографические и антропологические исследования, которые публиковал в "Записках ВСОИРГО" и приложении к "Восточному обозрению". А в начале 1900-х годов по заданию ВСОИРГО самостоятельно провел экспедицию в Сойотию (Урянхайский край в Бурятии), где изучал быт малочисленного народа сойотов. Изучал быт народов в Якутии и Туве. По результатам экспедиции был удостоен золотой медали антропологического Общества естествоиспытателей в Москве. Собранная Коном ценная этнографическая коллекция сегодня хранится в Иркутском областном краеведческом музее имени Николая Муравьева-Амурского. А еще отдел ВСОИРГО приобрел у Кона 233 фотографии, часть из которых выставлялись на выставке в 2014 году.

Кон с древнетюркским изваянием. Каменная баба на Джедан, в 10 верстах от ставки Кемчикского нойяна. 1903 год

Уже в 2020 году вышло научное издание "Тувинские коллекции Феликса Кона 1902-1903", в который вошли фотографии тувинского костюма, в том числе женских халатов, женского головного убора невесты, головного покрывала невесты, мужских головных уборов и мужского костюма, атрибутов, а также снимки работ из агальматолита, шахматных фигур, изделий из дерева.

Научная деятельность закончилась в 1904 году, когда Кон вернулся из ссылки в Польшу, примкнул к оппозиции в Польской социалистической партии (ППС), работал в Санкт-Петербурге, принял участие в работе Петербургского совета рабочих депутатов во время революции 1905-1907 годов. Именно Кон со своими сторонниками причастны к переходу социалиста Юзефа Пилсудского из социалистов в националисты-консерваторы. На съезде ППС в 1906 вместе они исключили Пилсудского из партии, что привело к ее расколу. Тогда Пилсудский и понял то, о чем сказал позже: "Товарищи, я ехал красным трамваем социализма до остановки "Независимость", но на ней я сошел". А Кон после раскола стал председателем ППС-левицы. Затем организовал побег приговоренных к смертной казни узников и вынужден был эмигрировать в Швейцарию. От новой тюрьмы и ссылки.

В 1917 году, вернувшись в Россию, как уже известно, с Лениным, окончательно вступил в партию большевиков со стажем с 1906 года и сразу занялся экспортом социализма в Польшу с территории Украины. Стал членом так называемого Польревкома – Временного революционного комитет Польши, который должен был сыграть роль польского коммунистического правительства после победы Красной армии над белополяками Пилсудского.

В Польревком, которым в июле-августе 1920 года руководило Политбюро польских коммунистов (Польбюро), кроме Кона входили другие видные поляки-большевики – Феликс Дзержинский, Юлиан Мархлевский, Эдуард Прухняк, Иосиф (Юзеф) Уншлихт, Станислав Бобинский и другие.

Тогда же было решено, что Польревком: "а) лишает власти существующее шляхетско-буржуазное правительство,

б) восстанавливает и вновь организует фабричные комитеты в городах и фольварковые в деревне,

в) организует местные революционные комитеты,

г) объявляет собственностью народа фабрики, помещичьи имения, а также леса и отдает в управление рабочим городских и деревенских комитетов,

д) гарантирует неприкосновенность крестьянской земли,

е) организует органы безопасности, хозяйственные и продовольственные,

ж) гарантирует гражданам, лояльно выполняющим приказы и распоряжения революционных властей, полную безопасность".

А чтобы противники не сопротивлялись, Польревкомом было предписано: "заложить основы будущего строя Польской Социалистической Республики Советов", а "всех опасных для социалистической революции в Польше, всех представителей польской крупной буржуазии и помещиков, всех известных своим сочувствием белополякам арестовать и направить в концентрационные лагеря, сообщив все данные Польревкому и ведя точный учет арестованным".

Они даже начали создавать Польскую Красную армию, но Польшу от такого счастья спасло "чудо на Висле" – разгром Красной армии под Варшавой в августе 1920 года, что, собственно, и обессмыслило деятельность и Польревкома, и Польбюро, и польских красноармейцев. Все они были распущены, а Кон остался руководить Украиной и в марте -декабре 1921 года был главой украинских коммунистов. Также затем он работал начальником Политуправления Украинской Красной Армии и редактором "Рабочей газеты". И в 1922-1923 годах окончательно перебрался в Москву, чтобы стать там секретарем Исполкома Коминтерна (ИККИ).

Члены Польревкома, Кон во втором ряду второй справа

Активно занялся публицистикой и журналистикой, отвлекшись на политику лишь раз – летом 1922 года выступал в качестве защитника так называемой "второй группы обвиняемых" на показательном процессе партии социалистов-революционеров (эсеров). Те, кто давал показания, были оправданы и отпущены, а лидеры эсеров (12 человек), которые не признали свою вину, были приговорены к расстрелу.

Смертную казнь отменили, но лишь на 15 лет. Все 12 подсудимых и участников процесса со временем стали жертвами сталинского террора: четверо впоследствии были расстреляны, двое умерли в тюрьме, один умер в лагере, двое покончили с собой (один в тюрьме, другой в ссылке), один умер в ссылке, судьба еще одного точно неизвестна (по всей вероятности, расстрелян или погиб в лагере). И только одному – Аркадию Альтовскому – удалось, пройдя тюрьму и репрессии, прожить долгую жизнь и умереть своей смертью на свободе в 1975 году.

Не повезло и всем адвокатам эсеров – их репрессировали тоже. Кроме Кона. В 1925—1928 годах Кон был редактором "Красной звезды" и опять "Рабочей газеты", а с 1928 по1930 год — главным редактором ее приложения — детского журнала "Мурзилка".

После проверки на правоверность советским детством Кон пошел в советский и партийный аппарат: был заведующим сектором искусств Наркомпроса РСФСР, а потом первым председателем Всесоюзного комитета по радиовещанию при Наркомате почт и телеграфа СССР и в 1933-1937 годах – главным редактором журнала "Советский музей" и в 1937-1941 годах — редактором журнала "Наша страна", который изучал историю и современность Союза".

Вершиной его личной политической карьеры стало участие с 26 января по 10 февраля 1934 года в работе XVII съезда ВКП(б), куда он был избран делегатом с совещательным голосом. Мероприятие это вошло в историю СССР как "съезд победителей" или "съезд расстрелянных": из 1966 делегатов съезда 1103 были репрессированы в годы Большого террора, и из них расстреляны 848 человек. И даже из избранных на съезде 139 членов и кандидатов в члены ЦК арестованы и расстреляны 98 человек.

Почему Сталин не тронул Кона, так и осталось неизвестным. Он даже написал мемуары в трех томах "За 50 лет". Его научные труды по этнографии и антропологии представляют интерес и сейчас. Ценен его опыт и мемуариста-непосредственного участия в рождении бывшей нашей общей Родины. Но сама Родина, увы, уже никому не нужна. Ни в России, ни в Польше.

Жена Кона Христина умерла через год, не справившись с гибелью сына. А вот дочь Елена (как известно, в замужестве Усиевич) прожила долго, до 1968 года. Работала советским литературным критиком и замдиректора Института литературы и искусства Коммунистической академии. Памятуя о муже и родителях, была, говорят, такой правоверной марксисткой-ленинисткой-сталинисткой, что дрожали все, даже не враги. Может быть, в этом все дело…

***Больше о политических течениях и заключенных в России читайте статье Владимира Скачко "Розгами по достоинству. Когда даже любовь не выше человеческой чести"