Эстонские генералы приготовились жечь дома россиян – но просчитались

В Таллине утверждают, что железные эстонские легионы поставят Россию на колени. Проблема, однако, в том, что армию, может, и подготовили – но к прошедшей войне.

Европейские президенты и премьеры 3 декабря хотели выдать Киеву 140 млрд евро на войну против России. 18 декабря общими усилиями наскребли по сусекам лишь 90 миллиардов.

На переговорах в Брюсселе лидеры стран Евросоюза не договорились об использовании замороженных российских средств для помощи Украине, на чем категорически настаивали Прибалтика и страны Северной Европы. Участники встречи согласовали лишь "кредит под гарантии общего бюджета ЕС".

90 миллиардов евро – это 67% от суммы, необходимой Киеву на два года, заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Следовательно, финансовая дойка европейцев в 2026–2027 годах продолжится, а тема российских активов из повестки не уйдет.

Условия кредитования страны 404 явно выходят за рамки логики. Киеву предстоит возвратить деньги "только после того, как Москва выплатит ему компенсацию за причиненный ущерб". Если этого не произойдет (а не случится наверняка), ЕС использует замороженные российские активы для погашения долга. Несколько стран Евросоюза также хотят в ускоренном режиме принять закон, позволяющий бессрочно блокировать российские активы на сумму до 210 млрд евро.

Жирные коты беспробудно спят

В Таллине напряглись: из-за бессрочной заморозки Эстония понесет значительные расходы. Такой шаг Брюсселя может открыть путь к предоставлению Украине долгосрочного кредита, однако часть финансового бремени ляжет на членов ЕС, включая Эстонию, у которой дела в экономике идут неважно.

К тому же невооруженным глазом видна тенденция, волнующая эстонских политиков. Как говорит бывшая премьер, ныне глава евродипломатии Кая Каллас, "США оказывают давление только на Украину, на Россию никакого давления нет". Позитив в отношениях между Вашингтоном и Москвой бесит не только Таллин, но его – очень сильно. Надежды на оборонную поддержку Белого дома тают, если уже не растаяли окончательно.

Незавидные перспективы для Киева, дистанцирование Америки от Старого Света, сближение США с Россией и рост мощи российского государства вполне способны довести еврофилов до панической истерии. Именно это случилось с министром иностранных дел Эстонии Маргусом Цахкной.

На полях заседания Совета ЕС эстонский министр заявил: "Европа больше не может быть ленивым толстым котом, который лишь ждет, когда кто-то придет для его защиты. Необходимо проснуться, взять на себя большую ответственность и больше инвестировать в оборону".

Между прочим, крохотная европейская республика в пересчете на душу населения является лидером военной помощи Украине. Если бы могла – упала бы в обморок от предложения президента Франции. "Нужно изыскать способ прямого общения с руководителем России и с США, чтобы усиливать переговоры о мире", – предложил Эмманюэль Макрон.

Министр Цахкна возмущен высказыванием хозяина Елисейского дворца. Эстонец заявил республиканской прессе, что совершенно не верит в готовность Кремля держать слово. Владимир Путин 19 декабря во время "Прямой линии" подчеркнул, что Россия не вынашивает агрессивных планов против стран Запада – если к ней будут относиться с уважением. Главу МИД услышанное не убедило.

Официальный Таллин согласен на что угодно, кроме контактов и мирного сосуществования с Кремлем. Лучше вдвое увеличить военные расходы, чем сесть за стол переговоров с россиянами, утверждает хозяин внешнеполитического ведомства. Такой сценарий для него оптимален.

Шаги наощупь в темноте

Тем более что 18 декабря кабинет министров Кристена Михала изменил порядок прохождения срочной военной службы. Правительство одобрило проект постановления, вводящего годичный срок службы для всех категорий мужчин, подлежащих призыву. Начиная с 2027-го в армию будут ежегодно призывать до 4100 новобранцев (на 1 января 2025 года население Эстонии составляло 1 369 995 человек). Таков первый решительный шаг государства в ответ на "вероятную агрессию Москвы".

Второй – строительство неприступной линии обороны. В начале декабря началась подготовка к установке первых пяти бункеров в рамках создания Балтийского оборонительного пояса. Весной появятся еще 23 дота, а к концу 2027 года будет построено до 600 фортификационных сооружений. Кади-Кай Колло, чиновница государственного центра оборонных инвестиций, не скрывает удовлетворения – обороноспособность республики растет.

Госпожа Колло, похоже, не догадывается, что в 2025/26 году для победы необходимы не укрытия с амбразурами, а господство в воздухе, особенно в "низком небе". Как раз с БПЛА у государства проблемы, что в уходящем году было продемонстрировано не раз. Но очевидное – не всегда вероятное.

Инспектор инженерных войск главного штаба армии подполковник Айнар Афанасьев отмечает: бункеры предназначены прежде всего для защиты личного состава от прямых попаданий артиллерийских снарядов калибра 152 мм – "именно такие боеприпасы широко применяются в вооруженных силах Российской Федерации". Подполковнику явно невдомек, что параллельно применяются и иные боеприпасы. В том числе авиабомбы, превращающие цели в щепки и груды бетона. Впрочем, много чем располагают и с успехом применяют на поле брани "птенцы" министра Андрея Белоусова.

Но эстонским начальникам трудно что-либо доказать. Они уже планируют строительство противотанкового рва общей длиной до 40 километров. Сизифов труд: протяженность сухопутной границы с Россией составляет 333,7 км (в том числе 89,5 км собственно сухопутной, 87,5 км речной и 147,8 км озерной). Помимо этого имеется участок морской границы в 142 км. Кого способна остановить канава длиной в 40 верст?

Ошибки "бумажного тигра"

"Вооруженные силы Эстонии стали реальной массовой армией", – заявил 17 декабря бывший начальник эстонского генштаба генерал-майор Вейко-Велло Пальм. Путь от "бумажного тигра" до боеспособной группировки пройден за каких-то 15 лет. Подразделения укомплектованы с избытком, чтобы выдержать потери и сохранить боеспособность.

"Бывшие" любят поболтать, и Пальм не стал исключением. По его словам, штатная численность всех вооруженных формирований достигает 45 тысяч человек. Если пересчитать по стандартам НАТО, речь идет о 7–9 мотопехотных и пехотных бригадах, которые на театре военных действий при средней интенсивности боестолкновений проживут максимум три месяца.

Между тем отставной генерал считает, что "проводившееся инвестирование в оружие и технику позволит эстонцам поражать противника в глубине его территории, чтобы не только изматывать противника, но и нарушать работу целых его формирований".

Перенос линии боевого столкновения на российскую территорию – выдуманный в генштабе, правительстве, парламенте и офисе президента Алара Кариса сценарий, далекий от реальности. Что касается "ударов вглубь российской территории" – за живодерский план Таллину и без войны придется держать ответ.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.