Использование Миротворческих сил ОДКБ по линии разграничения вооруженных сил России и Украины – миф или реальность?

Результаты череды ведущихся переговоров по завершению конфликта на Украине показали, что одним из неурегулированных вопросов является контроль соблюдения сторонами режима прекращения огня. Киев и его европейские союзники усиленно предпринимают попытки выторговать для себя возможность введения на линию разграничения сторон воинский контингент, состоящий из военнослужащих стран НАТО. Москва категорически отвергает этот вариант, определив размещение войск Североатлантического альянса на территории Украины, как дальнейшее продвижение блока к границам России

Использование Миротворческих сил ОДКБ по линии разграничения вооруженных сил России и Украины – миф или реальность?

Фото: Пресс-служ­ба мини­стер­ства обо­ро­ны Казах­ста­на / AZAMAT KHOZHIN

По мне­нию ряда экс­пер­тов, одним из вари­ан­тов реше­ния это­го вопро­са может быть исполь­зо­ва­ние Миро­твор­че­ских сил ОДКБ. О такой воз­мож­но­сти выска­зы­вал­ся и Гла­ва коми­те­та обо­ро­ны Гос­ду­мы по обо­роне А.Картаполов. При­ме­ча­тель­но, что устав орга­ни­за­ции преду­смат­ри­ва­ет миро­твор­че­скую дея­тель­ность. Так в ста­тье 7 тре­тьей гла­вы это­го доку­мен­та опре­де­ле­но госу­дар­ства – чле­ны при­ни­ма­ют сов­мест­ные меры к фор­ми­ро­ва­нию в том чис­ле миро­твор­че­ских сил. По Согла­ше­нию о миро­твор­че­ских силах
(
ста­тья 3) реше­ние о про­ве­де­нии миро­твор­че­ской опе­ра­ции на тер­ри­то­рии госу­дарств – чле­нов при­ни­ма­ет­ся Сове­том Кол­лек­тив­ной Без­опас­но­сти (СКБ) с уче­том наци­о­наль­но­го зако­но­да­тель­ства госу­дарств – чле­нов на осно­ва­нии офи­ци­аль­но­го обра­ще­ния госу­дар­ства – чле­на о про­ве­де­нии на его тер­ри­то­рии миро­твор­че­ской опе­ра­ции. В ста­тье 4 ска­за­но, что СКБ может запра­ши­вать пол­но­мо­чия (ман­дат) у Сове­та Без­опас­но­сти ООН на про­ве­де­ние миро­твор­че­ской опе­ра­ции или уста­нав­ли­вать про­це­ду­ру пери­о­ди­че­ско­го инфор­ми­ро­ва­ния Сове­та Без­опас­но­сти ООН о ходе миро­твор­че­ской опе­ра­ции.

Успеш­ность миро­твор­че­ской дея­тель­но­сти ОДКБ нагляд­но пока­за­ла опе­ра­ция по под­дер­жа­нию мира в Казах­стане. Она про­дол­жа­лась с 6 по 19 янва­ря 2022 года, когда в Казах­стане была пред­при­ня­та попыт­ка насиль­ствен­ной сме­ны вла­сти на фоне вспых­нув­ших по всей стране мас­со­вых про­те­стов. Тогда миро­твор­цы при­ня­ли под охра­ну 14 важ­ных объ­ек­тов, обес­пе­чи­ва­ю­щих жиз­не­де­я­тель­ность и дее­спо­соб­ность стра­ны. По оцен­ке пре­зи­ден­та Казах­ста­на К.Токаева миро­твор­че­ские силы ОДКБ сыг­ра­ли важ­ную роль в ста­би­ли­за­ции ситу­а­ции в стране.

При­ме­ни­тель­но к укра­ин­ско­му кон­флик­ту, миро­твор­че­ские силы мог­ли бы быть раз­ме­ще­ны вдоль линии раз­гра­ни­че­ния меж­ду укра­ин­ски­ми и рос­сий­ски­ми под­раз­де­ле­ни­я­ми с целью предот­вра­ще­ния эска­ла­ции напря­жен­но­сти и обес­пе­че­ния без­опас­но­сти насе­ле­ния. Это мог­ло бы вклю­чать созда­ние буфер­ных зон, пат­ру­ли­ро­ва­ние погра­нич­ных рай­о­нов и мони­то­ринг соблю­де­ния режи­ма пре­кра­ще­ния огня. Такой вари­ант раз­ви­тия собы­тий, уста­нав­ли­ва­ет меж­ду­на­род­ный кон­троль за гра­ни­цей, вклю­чая про­вер­ку транс­порт­ных пото­ков и предот­вра­ще­ние про­ник­но­ве­ния бое­ви­ков и кон­тра­бан­ды ору­жия. Это помог­ло бы сни­зить напря­жен­ность после­во­ен­но­го вре­ме­ни. Так­же миро­твор­цы ОДКБ мог­ли бы ока­зы­вать содей­ствие про­ве­де­нию гума­ни­тар­ных акций, спо­соб­ство­вать вос­ста­нов­ле­нию инфра­струк­ту­ры и созда­нию усло­вий для воз­вра­ще­ния бежен­цев.

Реа­ли­за­ция тако­го сце­на­рия зави­сит от мно­же­ства фак­то­ров, вклю­чая согла­сие обе­их сто­рон кон­флик­та, под­держ­ку стран – чле­нов орга­ни­за­ции и нали­чие ресур­сов для про­ве­де­ния самой опе­ра­ции. Несмот­ря на потен­ци­аль­ные пре­иму­ще­ства, такой под­ход тре­бу­ет тща­тель­ной под­го­тов­ки и коор­ди­на­ции уси­лий всех заин­те­ре­со­ван­ных сто­рон.

В поль­зу исполь­зо­ва­ния миро­твор­че­ской мис­сии ОДКБ гово­рит и тот факт, что в срав­не­нии с воен­но­слу­жа­щи­ми Гер­ма­нии, Вен­грии, Румы­нии и дру­гих евро­пей­ских стран, чьи пред­ки во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны совер­ша­ли чудо­вищ­ные пре­ступ­ле­ния на укра­ин­ской зем­ле, миро­твор­цы стран ОДКБ, с кото­ры­ми и Рос­сию, и Укра­и­ну свя­зы­ва­ют глу­бо­кие кор­ни сов­мест­но­го исто­ри­че­ско­го про­шло­го, выгля­дят зна­чи­тель­но пред­по­чти­тель­нее.

Таким обра­зом, в усло­ви­ях, когда в пере­го­вор­ном про­цес­се по раз­ре­ше­нию укра­ин­ско­го кри­зи­са одним из кам­ней пре­ткно­ве­ния явля­ет­ся вопрос кон­тро­ля соблю­де­ния сто­ро­на­ми режи­ма пре­кра­ще­ния огня, исполь­зо­ва­ние потен­ци­а­ла миро­твор­че­ских сил ОДКБ не кажет­ся таким уж фан­та­сти­че­ским.

Алек­сей Соше­ствен­ский, спе­ци­аль­но для News Front

Вой­на закон­чит­ся толь­ко с раз­гро­мом Укра­и­ны как тако­вой