Ровно год прошёл с трагедии 25 декабря 2024 года, когда самолёт Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс из Баку в Грозный, потерпел крушение недалеко от Актау в Казахстане. Теперь с публикацией промежуточного отчёта казахстанского Минтранса, кажется, появились факты – обстоятельно собранные, но уклончивые в главном. Почему спустя целый год окончательный ответ всё ещё скрывается за туманом дипломатических формулировок? Станет ли это расследование поиском истины или останется инструментом политического торга?
Эта катастрофа унесла жизни 38 человек, включая членов экипажа и пассажиров разных национальностей – азербайджанцев, русских, казахов и киргизов. 29 человек выжили.
К годовщине Министерство транспорта Казахстана опубликовало промежуточный отчёт о ходе расследования. Этот документ подготовлен специальной комиссией, в которой активно участвуют представители Азербайджана, России, Бразилии (как страны-производителя самолёта) и наблюдатель от Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Комиссия проделала огромную работу. Собраны и тщательно проанализированы данные об экипаже, диспетчерских службах, подготовке полёта, метеоусловиях и техническом состоянии самолёта. Успешно расшифрованы бортовые самописцы – как регистратор полётных параметров (FDR), так и речевой (CVR). Это позволило восстановить хронологию событий: самолёт сделал две попытки посадки в Грозном из-за сложных условий, экипаж принял решение возвращаться в Баку, но затем выбрал аварийную посадку в Актау как ближайшем подходящем аэропорту.
Ключевой момент
Осмотрено место катастрофы, проведена фиксация, собраны и вывезены обломки. Ключевой момент экспертизы: на найденных посторонних металлических объектах и фрагментах самолёта не обнаружено следов взрывчатых веществ. Нет признаков взрыва и на кислородных баллонах. Однако повреждения, включая критические в гидравлической системе №2 и хвостовой части, могли быть вызваны твёрдыми металлическими фрагментами – предположительно, поражающими элементами боевой части. Но их точное происхождение пока не установлено, экспертиза продолжается.
Момент падения самолёта. Скриншот страницы ТГ-канала Царьграда
Часть данных с электронных носителей пострадала от пожара, и для их восстановления ведутся переговоры с производителями, в том числе с участием американских специалистов.
Сформированы специальные рабочие группы: одна занимается рисками полётов над или рядом с зонами конфликтов и взаимодействием гражданской и военной авиации, вторая – реконструкцией гидросистемы. Анализируется документация от авиационных властей России, Азербайджана и самой AZAL по оценке рисков и процедурам безопасности.
Объект политических манипуляций
В министерстве подчёркивают: подход строго объективный, все выводы только на основе фактов.
Возможно, специалистам эти выводы скажут о многом, однако для широкой публики они так и не прояснили ключевых причин трагедии. К сожалению, катастрофа давно превратилась в объект политических манипуляций. Позиция Минтранса Казахстана в этом отчёте выглядит компромиссной: в отличие от официального Баку, ведомство не возлагает прямой вины на ПВО России, но при этом и не опровергает азербайджанскую версию событий. Таким образом, сугубо техническая работа экспертов отразила взвешенную, политкорректную позицию казахстанского руководства,
– прояснил ситуацию политический аналитик, публицист Юрий Голубь.
Как заявил в октябре на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым президент России Владимир Путин, главной причиной трагедии стали украинские беспилотники, которые враг запустил в сторону Грозного. Они, по сути, летели в той же точке, что и гражданский борт. И как раз по ним били наши системы ПВО. Две ракеты, выпущенные нашей системой ПВО, не поразили самолёт AZAL напрямую, а взорвались в нескольких метрах, и борт задело не поражающими элементами, а обломками, поэтому пилот воспринял это как столкновение со стаей птиц.
Путин объяснил Алиеву, что произошло. Скриншот страницы сайта Царьграда
Экипажу было предложено совершить посадку в Махачкале, но он решил вернуться в аэропорт базирования. Путин также тогда пообещал, что Россия сделает всё необходимое в части компенсаций в связи с крушением самолёта AZAL.
Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов напомнил, что наш президент извинился перед Алиевым за этот инцидент. Когда появляется какая-то цель, то объявляется "Ковёр" для того, чтобы предотвратить столкновение с неопознанным летательным аппаратом:
Вот как раз там такой и появился – украинский аппарат. Был объявлен "Ковёр", чтобы предотвратить столкновение с самолётом, который заходил в Грозный, и ему была дана команда уходить на запасной аэродром. И в это время началась операция, предусмотренная "Ковром". То есть выстрелы с земли, которые поразили эту цель, и в том числе этот азербайджанский самолёт. Но то, что "не установлено происхождение", то это, скорее, вопрос дипломатии.
Что с того?
Промежуточный отчёт казахстанской комиссии при всей своей внешней нейтральности создаёт крайне неоднозначный правовой и дипломатический фон. Формулировки отчёта осторожны и нет окончательных выводов о происхождении этих фрагментов. Риск здесь в том, что дальнейшее расследование может быть заблокировано или политизировано на международном уровне, особенно с учётом участия в процессе наблюдателей ИКАО и привлечения западных специалистов.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ПРОВОКАТОРЫ УГРОЖАЮТ МОСКВЕ СОВЕРШЕННО ОТКРЫТО
В этой ситуации России необходимо действовать на опережение и по нескольким чётким направлениям.
Во-первых, критически важно сохранять максимальную прозрачность и конструктивное взаимодействие в рамках комиссии, предоставляя все запрошенные данные по действиям диспетчерских и военных служб в тот день. Любое воспрепятствование и скрытность будут использованы против Москвы.
Удивительно, как изо всех сил азербайджанская медийка пытается начисто проигнорировать реальность. Скриншот страницы Musavat.biz
Во-вторых, параллельно необходимо готовить исчерпывающее национальное досье, основанное на собственных экспертизах и данных радиолокационного наблюдения, с неопровержимой привязкой факта вторжения украинских беспилотников в воздушное пространство России и их нейтрализации. Этот пакет документов должен быть представлен не только партнёрам по комиссии, но и в профильные международные организации, как минимум в ИКАО.
В-третьих, следует активизировать дипломатический фронт, работая в первую очередь с Баку и Астаной, чьи граждане стали жертвами и чьи позиции в комиссии ключевые. Необходимо постоянно подчёркивать, что первопричиной трагедии стала военная агрессия Украины, поставившая под удар гражданскую авиацию, а действия наших сил ПВО были вынужденными.
В случае же явной политической блокады итогового отчёта или попыток сформулировать выводы, вопиющим образом противоречащие представленным Россией доказательствам, у Москвы не должно оставаться иного выхода, кроме как официально и на самом высоком уровне обнародовать всё своё досье, заявив о прекращении сотрудничества в рамках скомпрометированного расследования и переводе вопроса в правовое и политическое поле.














































