Украина добилась своего и стала витриной

Субъектом международного права Украина никогда не была

Украина добилась своего и стала витриной

Фото: Ukrainian Emergency Service via AP

Пер­вые пару лет ее суще­ство­ва­ния в каче­стве «неза­ви­си­мо­го госу­дар­ства» укра­ин­ские вла­сти были оза­бо­че­ны исклю­чи­тель­но офи­ци­аль­ным при­зна­ни­ем со сто­ро­ны всех двух­сот без мало­го (на тот момент) госу­дарств пла­не­ты, а так­же уста­нов­ле­ни­ем дипло­ма­ти­че­ских отно­ше­ний с ними со все­ми и откры­ти­ем как мож­но боль­ше­го коли­че­ства посольств Укра­и­ны за рубе­жом и посольств ино­стран­ных дер­жав в Кие­ве.

Это при том, что, будучи чле­ном-осно­ва­те­лем ООН, после рас­па­да СССР Укра­и­на в допол­ни­тель­ном при­зна­нии не нуж­да­лась, на ее тер­ри­то­рию никто не пре­тен­до­вал, а нали­чие тре­тье­го в мире ядер­но­го арсе­на­ла и так обес­пе­чи­ва­ло ей вни­ма­ние со сто­ро­ны всех клю­че­вых гло­баль­ных игро­ков, желав­ших его у Кие­ва изъ­ять. То есть, мож­но было не спе­шить с экс­тен­сив­ным раз­ви­ти­ем сети дипло­ма­ти­че­ских пред­ста­ви­тельств за рубе­жом, а опре­де­лить наи­бо­лее важ­ные и пер­спек­тив­ные направ­ле­ния внеш­ней поли­ти­ки и скон­цен­три­ро­вать­ся на них, не тра­тя вре­мя и силы на тех, кто и так сам при­дет, а не при­дет, так не очень-то и хоте­лось.

Но Киев офи­ци­аль­но заявил, что соби­ра­ет­ся раз­ви­вать отно­ше­ния со все­ми стра­на­ми, на всех направ­ле­ни­ях и не выде­ля­ет какое-то в виде глав­но­го. Может пока­зать­ся, что Укра­и­на таким обра­зом сохра­ни­ла воз­мож­ность выбо­ра на более дол­гий срок, на самом же деле она про­сто отка­за­лась от само­сто­я­тель­но­го выбо­ра, изна­чаль­но заняв на внеш­нем кон­ту­ре абсо­лют­но пас­сив­ную пози­цию, отка­зав­шись от само­сто­я­тель­но­го фор­ми­ро­ва­ния внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­о­ри­те­тов.

При этом нель­зя ска­зать, что у Укра­и­ны реаль­но выстра­и­ва­лись рав­ные отно­ше­ния со все­ми стра­на­ми. Актив­ный Запад имел абсо­лют­ный при­о­ри­тет, и уже в то вре­мя Киев начал без­ро­пот­но выпол­нять его ука­за­ния. К 1994 году это выли­лось в неофи­ци­аль­ное, а к 1996 году в офи­ци­аль­ное при­зна­ние кур­са на инте­гра­цию в запад­ные поли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские струк­ту­ры един­ствен­ной поли­ти­че­ской целью Укра­и­ны. Откры­то сооб­ща­лось, что достичь успе­ха на этом направ­ле­нии Киев пла­ни­ру­ет в крат­чай­шие сро­ки и любой ценой.

«Любая цена» уже запла­че­на, но надо пла­тить еще, а вопрос о при­е­ме Кие­ва в «евро­ат­лан­ти­че­ские струк­ту­ры» все вре­мя откла­ды­ва­ет­ся. И будет откла­ды­вать­ся до самой смер­ти Укра­и­ны, так как пуб­лич­но заяв­лен­ное согла­сие запла­тить за при­ем «любую цену», под­тал­ки­ва­ет при­ни­ма­ю­щих к взвин­чи­ва­нию цены до тех пор, пока жела­ю­щий всту­пить не исчер­па­ет воз­мож­но­сти пла­тить.

Таким обра­зом суве­ре­ни­тет Укра­и­ны ока­зал­ся под кон­тро­лем Запа­да не в 2004 году и не в 2014 году, а в 1992 году, сра­зу после про­воз­гла­ше­ния неза­ви­си­мо­сти. Все, что дела­лось позд­нее, это посте­пен­ное уси­ле­ние кон­тро­ля Запа­да над Укра­и­ной и пере­ход от меха­низ­мов опо­сре­до­ван­но­го кон­тро­ля к меха­низ­мам непо­сред­ствен­но­го кон­тро­ля, а далее и к пря­мо­му внеш­не­му управ­ле­нию. Неуве­рен­ные попыт­ки укра­ин­ских пре­зи­ден­тов полу­чить некое про­стран­ство для манев­ра осу­ществ­ля­лись исклю­чи­тель­но в рам­ках запад­ной систе­мы коор­ди­нат и не ста­ви­ли под вопрос цель вступ­ле­ния в «евро­ат­лан­ти­че­ские струк­ту­ры» любой ценой.

Более трид­ца­ти лет Укра­и­на явля­лась объ­ек­том запад­ной поли­ти­ки, даже не заду­мы­ва­лась о субъ­ект­но­сти и едва ли ни гор­ди­лась этим. Но меч­та­ли укра­ин­ские эли­ты о дру­гом – стать вит­ри­ной Запа­да для Рос­сии и дру­гих стран СНГ, пло­щад­кой демон­стра­ции «вар­ва­рам» «дости­же­ний циви­ли­за­ции», нести им свет «обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей».

Рос­сий­ские теле­зри­те­ли мог­ли позна­ко­мить­ся с отго­лос­ка­ми этой «тео­рии вит­ри­ны» во вре­мя май­да­на 2013/14 годов. Рос­сий­ское теле­ви­де­ние тогда актив­но интер­вью­и­ро­ва­ло сто­рон­ни­ков май­да­на и прак­ти­че­ски все они акцен­ти­ро­ва­ли вни­ма­ние на сво­ей уве­рен­но­сти в том, что после май­да­на Запад сде­ла­ет из Укра­и­ны стра­ну, в кото­рой укра­ин­цы будут жить при­мер­но, как сирий­цы в Гер­ма­нии (на «соци­а­ле» и не рабо­тая). Так мно­го­лет­няя про­па­ган­да тео­рии вит­ри­ны транс­фор­ми­ро­ва­лась в неокреп­ших моз­гах май­дан­ной бра­тии, уве­рен­ной, что она «это­го достой­на».

Но у Запа­да были дру­гие пла­ны: вме­сто вит­ри­ны он сде­лал из Укра­и­ны дуби­ну про­тив Рос­сии. Дуби­ну во всех смыс­лах: и как удар­ный инстру­мент, и как ору­дие не мыс­ля­щее, не само­сто­я­тель­ное, выпол­ня­ю­щее чужую волю. Запа­ду Укра­и­на была нуж­на как анти­Рос­сия, но не в как вит­ри­на, а в каче­стве рас­ход­но­го мате­ри­а­ла. Рос­сий­ские же пред­ло­же­ния вме­сте рабо­тать и вме­сте зара­ба­ты­вать не мог­ли поко­ле­бать жела­ния жить на «соци­а­ле», как «насто­я­щие евро­пей­цы», «пото­му, что укра­ин­цы это­го достой­ны», как кри­ча­ли они на май­дане.

В ито­ге невер­ный выбор, пред­опре­де­лив­ший отказ от меж­ду­на­род­ной субъ­ект­но­сти и под­чи­не­ние целям Запа­да, при­вел Укра­и­ну к поро­гу неиз­беж­но­го уни­что­же­ния, кото­рое мож­но оття­нуть, но уже нель­зя отме­нить. Вот тут-то Киев, поте­рял вслед за субъ­ект­но­стью так­же остат­ки объ­ект­но­сти, ибо воз­дей­ство­вать на него с целью полу­че­ния адек­ват­ной реак­ции бес­смыс­лен­но. На офи­ци­аль­ном уровне Укра­и­на не ощу­ща­ет ника­ких воз­дей­ствий, кро­ме исхо­дя­щих от Запа­да, при­том от той его части, кото­рая Укра­и­ну под­дер­жи­ва­ет.

Но на Укра­и­ну еще мож­но воз­дей­ство­вать для полу­че­ния реак­ции Запа­да. Поэто­му, лишив­шись даже объ­ект­но­сти, Укра­и­на вне­зап­но нако­нец обре­ла дол­го­ждан­ную вит­рин­ность. Прав­да вит­ри­ной ее решил сде­лать не Запад, уже спи­сав­ший ее в рас­ход и пыта­ю­щий­ся лишь выда­вить остат­ки про­фи­та из это­го галь­ва­ни­зи­ро­ван­но­го тру­па госу­дар­ствен­но­сти, а Рос­сия. В рос­сий­ской редак­ции Укра­и­на полу­чи­лась весь­ма спе­ци­фи­че­ской вит­ри­ной, но все же вит­ри­ной.

27 декаб­ря 2025 года Рос­сия под­верг­ла Киев и область самой дли­тель­ной и мас­штаб­ной бом­бар­ди­ров­ке за все вре­мя СВО. По дан­ным укра­ин­ской сто­ро­ны, для уда­ров по сто­ли­це были исполь­зо­ва­ны свы­ше 40 ракет всех типов, а так­же свы­ше 600 БПЛА. До сих пор уда­ры тако­го мас­шта­ба нано­си­лись толь­ко по всей тер­ри­то­рии Укра­и­ны одно­вре­мен­но, а не по един­ствен­но­му реги­о­ну.

Рос­сий­ское руко­вод­ство не мог­ло не пони­мать, что при таком мас­шта­бе уда­ра будет доста­точ­но боль­шое коли­че­ство попа­да­ний сби­тых сред­ства­ми ПВО или сбив­ших­ся с кур­са БПЛА по жилой застрой­ке, кото­рые укра­ин­ское руко­вод­ство исполь­зу­ет для выклян­чи­ва­ния у Запа­да новой воен­ной помо­щи под пред­ло­гом необ­хо­ди­мо­сти спа­се­ния насе­ле­ния сто­ли­цы и дру­гих круп­ных горо­дов от бом­бар­ди­ро­вок. Так что нане­се­ние уда­ра имен­но в этом фор­ма­те не было слу­чай­ным.

Не слу­чай­ным был и выбор вре­ме­ни уда­ра. Это не «пода­рок на Новый год» или на Рож­де­ство (кото­рое на Укра­ине теперь офи­ци­аль­но празд­ну­ет­ся по гри­го­ри­ан­ско­му кален­да­рю), как поду­ма­ли и напи­са­ли мно­гие завсе­гда­таи интер­не­та. Это демон­стра­ция Запа­ду серьез­но­сти наме­ре­ний Рос­сии – допол­не­ние к путин­ско­му заяв­ле­нию о том, что Рос­сия поте­ря­ла заин­те­ре­со­ван­ность в выво­де укра­ин­ских войск из Дон­бас­са на осно­ва­нии согла­ше­ний, так как она их отту­да ско­ро сама выбьет.

Про­ве­де­на эта демон­стра­ция нака­нуне запла­ни­ро­ван­ной на вос­кре­се­нье пре­зен­та­ции Зелен­ским в Белом доме Трам­пу сво­е­го согла­со­ван­но­го с Евро­пой «мир­но­го пла­на». Посколь­ку есть осно­ва­ния пола­гать, что Трамп не отверг­нет и пред­ло­жит его как вполне рабо­чий в каче­стве базо­во­го для пере­го­во­ров, Рос­сия зара­нее демон­стри­ру­ет, что подоб­но­го рода пред­ло­же­ния ее не инте­ре­су­ют и не заин­те­ре­су­ют, а что­бы Запад не сомне­вал­ся в серьез­но­сти наме­ре­ний Моск­вы, Киев под­вер­га­ют мас­штаб­ной бом­бар­ди­ров­ке, кото­рую на Запа­де не могут не заме­тить. И не понять намек тоже не могут: Москва демон­стри­ру­ет готов­ность решить вопрос силой ору­жия (если пере­го­вор­ный про­цесс не вой­дет в кон­струк­тив­ное рус­ло), что­бы ни думал по это­му пово­ду Запад. Мас­штаб и вре­мя уда­ра откро­вен­но гово­рят запад­ным стра­нам (осо­бен­но евро­пей­цам), что сле­ду­ю­щей целью могут стать они (если будут вести себя так же пло­хо как вели до сих пор).

Но нас, в кон­тек­сте дан­но­го мате­ри­а­ла, инте­ре­су­ет не сам ред­кий факт при­ме­не­ния Рос­си­ей эска­ла­ци­он­ной стра­те­гии, в каче­стве пре­ду­пре­жде­ния Запа­да от совер­ше­ния непо­пра­ви­мых оши­бок, а то, что с этой целью была исполь­зо­ва­на Укра­и­на. Киев фак­ти­че­ски стал вит­ри­ной, но не вит­ри­ной запад­но­го бла­го­по­лу­чия, аги­ти­ру­ю­ще­го рос­си­ян за «обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти», а вит­ри­ной рос­сий­ской воен­ной мощи, при помо­щи кото­рой Запа­ду пояс­ня­ют, что с ним может быть, если не поум­не­ет.

Так часто быва­ет, когда жела­е­мое нако­нец полу­ча­ет­ся, выяс­ня­ет­ся, что при­шло оно совсем не в том виде, на кото­рый наде­ял­ся полу­ча­тель и не даст тех резуль­та­тов, кото­рые он желал полу­чить. Укра­и­на жела­ла стать вит­ри­ной бла­го­по­лу­чия, а ста­ла вит­ри­ной ката­стро­фы. Но ведь вит­ри­на же!

Рости­слав Ищен­ко, Украина.ру

ФСБ задер­жа­ла житель­ни­цу Донец­ка за шпи­о­наж и при­зы­вы к тер­ро­риз­му