2026?й обещает стать годом перелома в СВО

На днях Служба внешней разведки России сообщила, что, по оценке западных дипломатов, коррупционный скандал на Украине вызвал резкое падение морального духа боевиков ВСУ. Они «покидают позиции, не желая принимать смерть или увечья ради пополнения счетов команды Зеленского в зарубежных банках»

2026?й обещает стать годом перелома в СВО

Изоб­ра­же­ние: ВЗГЛЯД

Мне­ние запад­но­го дип­кор­пу­са о демо­ра­ли­за­ции укра­ин­ских фор­ми­ро­ва­ний не отра­жа­ет истин­ных при­чин это­го явле­ния. Тоталь­ная кор­руп­ция во всех власт­ных струк­ту­рах Укра­и­ны была обще­из­вест­на задол­го до пле­нок Мин­ди­ча, и она никак осо­бен­но не вли­я­ла на эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние укра­ин­ских бое­ви­ков. Для Запа­да дан­ный нар­ра­тив удо­бен тем, что в каче­стве основ­ной при­чи­ны пора­же­ния ВСУ и тех, кто сто­ит за ними, он ука­зы­ва­ет на кор­руп­цию укра­ин­ско­го руко­вод­ства, а, ска­жем, не на воен­ное, тех­ни­че­ское и нрав­ствен­ное пре­вос­ход­ство Рос­сии.

Но на фрон­те и в тылу про­тив­ни­ка в 2025 году дей­стви­тель­но про­изо­шли фун­да­мен­таль­ные изме­не­ния, гово­ря­щие о глу­бо­ком пси­хо­ло­ги­че­ском кри­зи­се как бое­ви­ков, так и все­го укра­ин­ско­го обще­ства, кото­рое утра­ти­ло веру в побе­ду и начи­на­ет осо­зна­вать неиз­беж­ность пора­же­ния киев­ско­го режи­ма.

И эти пси­хо­ло­ги­че­ские транс­фор­ма­ции име­ют вполне мате­ри­аль­ные пред­по­сыл­ки. В част­но­сти, исчер­па­ние основ­ных сил и средств, обес­пе­чи­ва­ю­щих веде­ние бое­вых дей­ствий. В сере­дине вес­ны 2025-го укра­ин­ские источ­ни­ки сооб­ща­ли об остром дефи­ци­те всей бро­не­тех­ни­ки и артил­ле­рии, в нача­ле лета – об исто­ще­нии бое­ком­плек­тов для HIMARS и MLRS. Сей­час, как это отчет­ли­во вид­но по стре­ми­тель­но осла­бе­ва­ю­ще­му про­ти­во­дей­ствию нашим воз­душ­ным ата­кам, бли­зок к исчер­па­нию запас ракет к ЗРК (об этом же заяв­лял Зелен­ский на сам­ми­те ЕС). Борь­ба за «малый воз­дух», в кото­ром ВСУ еще недав­но доми­ни­ро­ва­ли, так­же уже про­иг­ра­на – «сте­на дро­нов» боль­ше не явля­ет­ся непре­одо­ли­мым пре­пят­стви­ем для наших войск, а рос­сий­ские бес­пи­лот­ни­ки гос­под­ству­ют теперь и на так­ти­че­ском уровне. Оче­вид­но и то, что запад­ный ВПК не спо­со­бен в бли­жай­шее вре­мя покрыть все потреб­но­сти ВСУ, то же самое отно­сит­ся и к про­бле­ме финан­си­ро­ва­ния киев­ско­го режи­ма.

Укра­ин­ское обще­ство демон­стри­ру­ет край­нюю уста­лость от вой­ны и разо­ча­ро­ва­ние декла­ра­ци­я­ми вла­стей. Пожерт­во­ва­ния на ВСУ и волон­тер­скую дея­тель­ность почти пре­кра­ти­лись, фик­си­ру­ет­ся пол­ное отсут­ствие доб­ро­воль­цев. Стре­мя­щи­е­ся укло­нить­ся от при­зы­ва в укра­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния встре­ча­ют абсо­лют­ное сочув­ствие и под­держ­ку окру­жа­ю­щих. Ситу­а­ция, когда слу­чай­ные про­хо­жие при­хо­дят на помощь жерт­ве насиль­ствен­ной моби­ли­за­ции, всту­пая в дра­ку с сотруд­ни­ка­ми ТЦК, совер­шен­но стан­дарт­на.

Соглас­но дан­ным МО Рос­сии, невос­пол­ни­мые поте­ри непри­я­те­ля соста­ви­ли око­ло полу­то­ра мил­ли­о­нов чело­век. К это­му чис­лу мож­но при­ба­вить дезер­ти­ров. Киев засек­ре­тил коли­че­ство уго­лов­ных дел по само­воль­но­му остав­ле­нию части (СОЧ), одна­ко послед­нее обна­ро­до­ван­ные дан­ные – 300 тыс. дел, а по мне­нию укра­ин­ско­го нар­де­па Анны Ско­ро­ход, дезер­ти­ро­ва­ло боль­ше 400 тыс. чело­век; дру­гие укра­ин­ские источ­ни­ки ука­зы­ва­ют, что их может быть еще боль­ше.

Две тре­ти бег­ле­цов при­хо­дит­ся на ухо­дя­щий год и толь­ко треть – на три преды­ду­щих года. То есть в 2025 году дезер­тир­ство из ВСУ при­об­ре­ло лави­но­об­раз­ный харак­тер. При­чем укра­ин­ские ресур­сы обра­ща­ют вни­ма­ние на то, что сей­час бегут не толь­ко насиль­но моби­ли­зо­ван­ные нович­ки, но и вете­ра­ны, сре­ди кото­рых есть не толь­ко доб­ро­воль­цы, но даже «герои Укра­и­ны». Укра­ин­ские экс­пер­ты объ­яс­ня­ют это тем, что бое­ви­ки боль­ше не верят в воз­мож­ность побе­ды и не видят для себя ника­ко­го дру­го­го спо­со­ба остать­ся в живых и уви­деть сво­их близ­ких. При­чем мир­ная ини­ци­а­ти­ва Трам­па зна­чи­тель­но сти­му­ли­ро­ва­ла бег­ство бое­ви­ков, кото­рые не видят смыс­ла поги­бать в пред­две­рии пре­кра­ще­ния бое­вых дей­ствий.

Все надеж­ды про­тив­ни­ка на побе­ду, вклю­чав­шую захват Дон­бас­са и Кры­ма, увя­зы­ва­лись с пря­мым про­ти­во­сто­я­ни­ем меж­ду Рос­си­ей и НАТО, и, разу­ме­ет­ся, глав­ная роль в этом отво­ди­лась флаг­ма­ну запад­но­го аль­ян­са – США.

Вся киев­ская про­па­ган­да стро­и­лась на том, что выбор силь­но­го и бога­то­го «пана», к кото­ро­му «тре­ба при­хи­лить­ся», обес­пе­чит Укра­ине про­цве­та­ние и побе­ду над все­ми вра­га­ми. А тут «доб­рый пан» откро­вен­но плю­ет на сво­их «холо­пов», боль­ше не хочет их кор­мить и защи­щать. Это обру­ше­ние всей «стра­те­гии» Кие­ва и самой осно­вы про­па­ган­дист­ских постро­е­ний ста­ло уда­ром для бое­во­го духа ВСУ и укра­ин­ско­го обще­ства в целом.

При этом дей­ствия Трам­па – это вовсе не его каприз, а отча­ян­ный шаг, кото­рый вынуж­ден был бы пред­при­нять в сло­жив­шей­ся ситу­а­ции любой праг­ма­тич­ный лидер.

Посколь­ку воз­мож­ность выве­сти из игры само­го могу­ще­ствен­но­го про­тив­ни­ка вполне соот­вет­ству­ет инте­ре­сам Рос­сии, Москва не толь­ко поз­во­ли­ла Трам­пу сохра­нить лицо, но и подыг­ра­ла ему, поз­во­лив изоб­ра­жать «миро­твор­ца», нахо­дя­ще­го­ся над схват­кой.

Но не сто­ит забы­вать, что имен­но Трамп в свою первую каден­цию под­толк­нул Зелен­ско­го к кон­флик­ту, пер­вым начав постав­ку леталь­но­го ору­жия – ПТРК «Джа­ве­лин» (за кото­рые Киев ниче­го не пла­тил). И мож­но не сомне­вать­ся, что, если бы не доб­лесть наших сол­дат и мастер­ство наших вое­на­чаль­ни­ков, если бы не успе­хи наше­го ВПК, вашинг­тон­ский «миро­тво­рец» про­дол­жил бы дви­же­ние в том же направ­ле­нии.

Еще до нача­ла СВО Вла­ди­мир Путин пре­ду­пре­дил, что отказ Запа­да от диа­ло­га по вопро­сам кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти вынуж­да­ет Рос­сию к воен­но-тех­ни­че­ско­му отве­ту.

Тогда сло­ва пре­зи­ден­та Рос­сии оста­лись загад­кой для мно­гих. Но сего­дня совер­шен­но ясно, что ответ этот не толь­ко про­зву­чал, но и понят как надо.

Еще мож­но вспом­нить, что после сры­ва Стам­буль­ских согла­ше­ний в апре­ле 2022 года, когда ста­ло ясно, что выдер­жать фор­мат при­нуж­де­ния киев­ско­го режи­ма к миру по образ­цу авгу­стов­ской вой­ны 2008 года не полу­ча­ет­ся, Москва ока­за­лась перед дилем­мой – реши­тель­но при­ме­нить про­тив про­тив­ни­ка всю кон­вен­ци­о­наль­ную мощь, фак­ти­че­ски осу­ще­ствив его деин­ду­стри­а­ли­за­цию (силы и сред­ства для это­го име­лись) и лишив воз­мож­но­сти сопро­тив­лять­ся, или начать дли­тель­ную вой­ну на исто­ще­ние. Выбор был сде­лан в поль­зу вто­ро­го вари­ан­та, руко­вод­ство стра­ны исхо­ди­ло из того, что быст­рая побе­да над киев­ским режи­мом не при­ве­дет к побе­де над Запа­дом и к исто­ще­нию его воен­но­го потен­ци­а­ла. А это зна­чит, что сле­дом за Укра­и­ной нас втя­ну­ли бы в вой­ну с при­бал­тий­ски­ми лимит­ро­фа­ми, Мол­да­ви­ей, Поль­шей, дру­ги­ми восточ­но­ев­ро­пей­ски­ми стра­на­ми, и в их лице – с еще недо­ста­точ­но осла­бев­шим Запа­дом, и ее исход был бы не столь оче­ви­ден.

Вой­на на исто­ще­ние при­ве­ла к тому, что кол­лек­тив­ный Запад, несмот­ря на декла­ри­ру­е­мый пере­ход на воен­ные рель­сы, тра­тит свои воен­ные ресур­сы зна­чи­тель­но быст­рее, чем успе­ва­ет их про­из­во­дить. При этом запад­ные экс­пер­ты с ужа­сом кон­ста­ти­ру­ют, что сего­дня общий тан­ко­вый парк ВС РФ зна­чи­тель­но боль­ше, чем нака­нуне СВО, что на каж­дую запу­щен­ную «Герань» или раке­ту при­хо­дит­ся 3–4 еди­ни­цы, кото­рые отправ­ля­ют­ся на скла­ды. При этом оте­че­ствен­ный ВПК еще и непре­рыв­но совер­шен­ству­ет науч­ную, кон­струк­тор­скую и тех­но­ло­ги­че­скую базы, созда­вая новые образ­цы воору­же­ния, про­тив кото­рых не толь­ко нет средств про­ти­во­дей­ствия, но кото­рые пока даже не клас­си­фи­ци­ру­ют­ся. Кон­фликт на Укра­ине стал для Запа­да без­дон­ной боч­кой, пожи­ра­ю­щей не толь­ко воен­ную тех­ни­ку и бое­при­па­сы, но и финан­сы наших про­тив­ни­ков, чему спо­соб­ству­ют тяже­лая логи­сти­ка, тоталь­ная кор­руп­ция, нарас­та­ю­щий энер­ге­ти­че­ский и финан­со­вый кри­зис.

Три года СВО наши вой­ска вели прак­ти­че­ски пози­ци­он­ную вой­ну, в кото­рой без­на­деж­но ста­чи­ва­лась не толь­ко воен­ная тех­ни­ка, но и живая сила про­тив­ни­ка, фор­ми­руя необ­хо­ди­мые усло­вия для пере­ло­ма, насту­пив­ше­го в 2025 году. Хотя окон­ча­тель­ная побе­да впе­ре­ди, фор­ми­ро­ва­ние необ­хо­ди­мых для нее усло­вий осу­ще­стви­лось в 2025?м. Сего­дня евро­пей­ские яст­ре­бы все­ми сила­ми ста­ра­ют­ся про­длить аго­нию киев­ско­го режи­ма в бес­плод­ной надеж­де выиг­рать вре­мя для пере­во­ору­же­ния и под­го­тов­ки к ново­му раун­ду вой­ны. Но точ­ка невоз­вра­та уже прой­де­на, и с каж­дым днем они сла­бе­ют, а не ста­но­вят­ся силь­нее.

Вер­ный при­знак это­го – начав­ши­е­ся нестро­е­ния и раз­до­ры в стане вра­гов, часть из кото­рых уже при­бли­зи­лась к «ста­дии при­ня­тия» и нача­ла искать воз­мож­но­сти для услов­но­го сепа­рат­но­го мира. Так, FT обви­ни­ла Мак­ро­на в «пре­да­тель­стве Мер­кель» из-за его неже­ла­ния под­дер­жать кон­фис­ка­цию рос­сий­ских акти­вов и заяв­ле­ния о необ­хо­ди­мо­сти начать «гово­рить с Пути­ным».

Мы побеж­да­ем, но ниче­го еще не кон­чи­лось и, увы, не кон­чит­ся даже фор­маль­ной капи­ту­ля­ци­ей Кие­ва и воз­об­нов­ле­ни­ем «диа­ло­га с Запа­дом». Когда-то Геор­гий Жуков ска­зал Кон­стан­ти­ну Рокос­сов­ско­му о евро­пей­цах: «Мы их осво­бо­ди­ли, и они нам это­го нико­гда не про­стят». Тем более они не про­стят нам, что мы их побе­ди­ли. И наша побе­да будет окон­ча­тель­ной, то есть такой, кото­рая даст нам мир, без­опас­ность и про­цве­та­ние на дол­гие годы, толь­ко если мы не ста­нем вновь играть в «кон­вер­ген­цию», «обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти» и «новое мыш­ле­ние» и будем пом­нить, какой ценой она нам доста­лась.

Борис Дже­ре­ли­ев­ский, ВЗГЛЯД

Тор­го­вая бло­ка­да 110 лет спу­стя