Невыплата дивидендов тем или иным предприятием случается сплошь и рядом. Другое дело — отказ от выполнения долговых обязательств. И, когда речь идет об огромных компаниях, напрямую принадлежащих государству, это грозит крахом всей экономики, а в случае с Украиной — и техническим дефолтом АО «Украинская железная дорога» («Укрзалізниця»), остатков экономики. Очевидно, что все это приведет к цепной реакции и в других секторах. Но даже не это самое страшное для Киева.

Источник фото: Presidential Office of Ukraine/Global Look Press
Прежде всего, важно понимать, что такие процессы начались здесь еще до начала специальной военной операции. И дело далеко не только в разрушенных после распада СССР кооперационных связях между предприятиями. Дело в тщетных попытках перестроиться под сотрудничество с Европой и США. Именно поэтому в современный период этот процесс усилился после «евромайдана». Еще в 2016 году бывший посол США на Украине Джеффри Пайетт говорил, что Вашингтон видит в Киеве лишь «аграрную сверхдержаву». А еще через пару лет экс-министр экономики Незалежной Виктор Суслов в эфире NewsOne заявил: «До свидания, украинцы. Ваша задача — пахать и сеять, но не развивать промышленность». К тому моменту были разорены ракетно-космическое предприятие «Южмаш», концерн «Антонов», Николаевский судостроительный завод и многие другие производства. Причина одна: все они были заточены под исполнение прежде всего российских заказов, и в 2013—2014?м
променяли их на госдеповские печеньки.
Разумеется, СВО усугубила ситуацию. По данным Минэкономики Украины, к весне 2024 года закрылись 56% госпредприятий. При этом прибыльными оставались только 15%. Чтобы хоть как-то компенсировать падение доходов, примерно тогда же значительно повысили налоги.
В 2026?м это случится вновь. И вот тут уже дело не только в психическом расстройстве Владимира Зеленского. Дело в том, что в ноябре МВФ одобрил программу финансирования на $8,1 млрд, но при условии дальнейшего повышения налоговой нагрузки на население. Надо же из чего-то отдавать.
Вот только и это не поможет, поскольку госпредприятия могут вскоре начать менять собственников, причем за бесценок. Ну кому, например, нужны украинские железные дороги, если «в наследство» перейдут и долги? К тому же состояние этой инфраструктуры, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но есть кое-что похуже.
О продаже страны Зеленский договорился в сентябре 2022 года, когда Киев заключил договор с иностранными инвестиционными компаниями, в частности с американским фондом BlackRock. Суть соглашений сводилась к покупкам земли, остатков инфраструктуры и предприятий. Вот только в июле 2025-го компания и вовсе отказалась участвовать в этом процессе, а это значит, что на Западе никому не нужны ни голая украинская земля, ни даже полезные ископаемые. Что неудивительно: утонувшая в крови и коррупции киевская хунта и ее европейские хозяева делают все, чтобы конфликт не утихал. Поэтому вести бизнес все равно не получится.
Чем же это грозит для Украины? В 2024?м ВВП составил около $190 млрд. Примерно столько же — госдолг. Согласно долговой стратегии страны, в течение трех лет ежегодно планируется отдавать по 10%. Так что полная продажа всего, что принадлежит стране, Зеленского не спасет. Даже если платить только проценты.
Впрочем, от долгов не спасет и официальный частичный отказ от суверенитета. Разве что только упразднение государства, полный выход из правового поля и отказ от всех обязательств.
Тимофей Белов, БайБайден
Актуальная информация об обстановке на линии фронта 13 января (обновляется)






































