Арбитражный суд Москвы по ходатайству Банка России решил провести в закрытом режиме разбирательство по иску ЦБ к бельгийскому Euroclear Bank, владеющему крупнейшим европейским депозитарием, о взыскании 18,2 триллиона рублей убытков.

Представитель ЦБ ранее объяснял это тем, что материалы дела содержат банковскую тайну, а сумма иска беспрецедентна. Исковое заявление поступило в суд 12 декабря.

Иск является прямым ответом на решения ЕС. После начала СВО в феврале 2022 года ЕС заморозил около 210 млрд евро российских активов. Большая часть (около 185 млрд евро) хранится в Euroclear. В декабре 2025 года ЕС представил план использования этих средств для финансирования помощи Украине. В ответ ЦБ назвал действия Euroclear незаконными и причиняющими ущерб. ЦБ своим иском создает юридический прецедент для дальнейших действий в международных судах. ЦБ также может попробовать добиться признания решения российского суда в странах, не поддержавших санкции (Китай, ОАЭ, Казахстан и др.).

Регулятор указывает, что действия Euroclear нарушают принцип суверенного иммунитета активов и являются незаконными, лишая ЦБ возможности распоряжаться его средствами. Эксперты считают, что ЦБ добьется положительного решения в российском суде. Вместе с тем, ЕС и другие западные страны не признают решения российских судов по этому делу на основании отсутствия юрисдикции. Юристы отмечают, что даже в рамках инвестиционного договора между Россией и Бельгией шансы на успех невелики.

19 декабря 2025 года лидеры ЕС согласовали выделение Украине кредита в 90 млрд евро. Эти средства будут привлечены на рынках под обеспечение неиспользованных ресурсов бюджета ЕС, а не за счет прямого использования замороженных российских активов. Однако активы останутся замороженными на неопределенный срок, чтобы гарантировать возврат кредита после выплаты Россией «репараций».

В декабре 2025 года агентство Fitch поместило Euroclear на пересмотр с негативным прогнозом из-за возможных юридических и ликвидных рисков, но после решения ЕС об отказе от прямого использования активов сняло этот статус. Действия ЕС создают риски для репутации Euroclear как нейтрального депозитария, построенного на доверии и иммунитете системы. Кроме того, существует потенциальный риск ответных действий России в отношении европейских активов в ее юрисдикции.