Лавров поделился деталями разговора с Рубио и пошутил об авторучке Байдена

Глава МИД РФ Сергей Лавров подвел главные внешнеполитические итоги 2025 года, среди тем — признание недружественными странами невозможности нанести России «стратегическое поражение», переговоры по Украине и восстановление диалога с США.

Наступивший год уже имеет все шансы оставить о себе рекордно яркие впечатления, отметил министр иностранных дел, приветствуя несколько сотен журналистов со всего света. Январь еще не завершился, а уже есть, что вспомнить: похищение венесуэльского лидера Мадуро, попытки дестабилизировать Иран, претензии США на Гренландию. Споры о Гренландии вообще поставили вопрос о существовании НАТО. На этом фоне даже поблек украинский кризис.

«Не было недостатка в доброй воле со стороны Российской Федерации в том, что касается заключения политических договоренностей. Но каждый раз наши западные, прежде всего европейские, соседи делали все, чтобы эти договоренности сорвать», — отметил Лавров, подчеркнув, что политики Европы «всерьез готовятся к войне против РФ и этого не скрывают».

Никуда не делась и многополярность, это неизбежный исторический процесс, подчеркнул Лавров. А инициатива Дональда Трампа о Совете мира, по словам главы МИД, «отражает понимание Соединёнными Штатами, что даже они со своей внешнеполитической философией исходят из необходимости собирать группу стран, которые будут сотрудничать с вами в том или ином направлении».

«Готовность и понимание необходимости учитывать интересы партнеров в полной мере проявляется в подходах администрации Дональда Трампа к украинскому урегулированию», — добавил Лавров, назвав США единственной западной страной, готовая обратиться к устранению первопричин конфликта.

Также Москва и Вашингтон находятся в диалоге по вопросам восстановления полноценного дипломатического обмена и открытию прямого авиасообщения.

Европе же сегодня был послан не один сигнал. В первую очередь, Лондону — столице не такой уж великой страны, как обратил внимание Лавров. А журналистку итальянского RAI министру пришлось приободрять.

Лавров поделился мнением о перспективах возобновления диалога с актуальным руководством Старого Света. Он подчеркнул, что с нынешними лидерами Европы договориться, скорее всего, ни о чем не получится.

На подобные стандарты собирается перейти и Ереван, подписав новую стратегическую повестку о партнерстве с Евросоюзом. Но ЕАЭС с ЕС совместить не удастся, отметил Лавров, подчеркнув, что выбор, конечно, должен остаться за армянским народом и руководством.

Зато взаимодействие Москвы с администрацией Трампа не столь прозаично. Лавров подтвердил инсайд о том, что на встрече в Эр-Рияде в феврале прошлого года госсекретарь Марко Рубио процитировал знаменитую сцену из «Крёстного отца», в которой Вито Корлеоне наставлял сына.

Это же прямо о России и США, говорил Рубио Лаврову, утверждая, что лидеры крупнейших ядерных держав не могут устраняться от ответственности за судьбу планеты. При совпадении интересов Москвы и Вашингтона, что бывает крайне редко, будет ошибкой не использовать это для совместных взаимовыгодных проектов.

«Но когда эти национальные интересы у таких стран, как Россия и США, не совпадают, будет преступлением позволить этому несовпадению деградировать в конфронтацию, тем более в конфронтацию горячую», — процитировал Лавров Рубио и добавил: «Я в ответ сказал, что полностью разделяю эту философию, эту логику».

Вспомнил Лавров и переговоры Путина с Байденом в Швейцарии в июне 2021-го. «Байден без всяких записок текстов произнес вступительную речь и сказал буквально следующее, что США и Россия — две великие державы, мы не лучше и не хуже вас, мы просто другие», — подчеркнул глава МИД.

Поэтому, привел он далее слова Байдена, российскому лидеру непросто удерживать страну, обладающую ядерным оружием, в состоянии единства. «И я уважаю, господин президент Путин, что вам это удается», — процитировал Лавров, отметив: прошлый президент США признался, что не может представить себе ситуацию, при которой «Россия развалится».

«Тот случай когда Байден говорил без бумажки, суфлера, авторучки, которая сама все подписывает», — с иронией заметил министр.

5 февраля истекает Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, то есть у Москвы и Вашингтона не остается двусторонних документов, которые юридически ограничивают ядерные арсеналы. Поэтому Владимир Путин заявил, что Россия готова еще год придерживаться положений ДСНВ.

США, по словам Лаврова, «сигнализируют о том, что надо начать какие-то новые переговоры о стратегической стабильности», но это делается в публичном пространстве, в ходе общения с журналистами. А конкретных контактов между специалистами двух стран не происходит, отметил он. Призывает Москва воздержаться и от размещения вооружений в космосе, но США настаивают, что это ограничение должно касаться только ядерного оружия.

Сегодня, кстати, многие серьезные западные политики, отметил Лавров, жалеют, что не отреагировали на мюнхенскую речь Путина в 2007-м, когда всему миру было ясно сказано: Россия вернулась.