Из-за дискуссий в Европе о том, как реагировать на требования Дональда Трампа относительно Гренландии, "многие даже не заметили, что ситуация в Украине за это время существенно ухудшилась", считает преподаватель военной академии в Винер-Нойштадте Маркус Райснер. Еще из его интервью:

Когда мы говорим о НАТО, в плане военных возможностей Альянс прежде всего представлен США - прежде всего, когда речь идет о сдерживании и способности развертывать силы в глобальном масштабе. Мы уже видели это в предыдущих конфликтах, например в Афганистане, Ираке или Ливии. В сущности, именно вооруженные силы США играли решающую роль.

Это означает, что если США отвернутся от НАТО, это будет иметь колоссальные последствия. Способность Европы защищаться от межконтинентальных ракет и ракет средней дальности, которые могут быть запущены, например, из России, Китая или Ирана, обеспечивается системами, специально разработанными США в Европе.

Германия с европейской системой ПВО стала первой страной в Европе, которая хотя бы в ограниченном объеме смогла бы обеспечить собственную защиту независимо от возможностей Вашингтона. Если США фактически выведут свои силы, Европа в значительной степени остается беззащитной в сфере ПВО и ПРО.

Еще в первый президентский срок Трампа он заявлял, что Европа должна больше вкладывать в собственную безопасность в рамках НАТО, поскольку США больше не готовы нести такую же нагрузку, как раньше. Если взглянуть на ситуацию трезво, то США и дальше стремятся к глобальной проекции силы, а полный выход из Европы был бы ошибкой, ведь это значило бы отдать стратегическое пространство. На мой взгляд, это маловероятно. Вопрос скорее в том, в каком формате и в каком объеме США будут присутствовать в Европе в будущем.

Особенно учитывая желание Вашингтона, чтобы Европа в большей степени сама занималась вопросами своей безопасности, а США могли бы освободить ресурсы для использования, например, в Тихоокеанском регионе. Поэтому речь идет не о полном выводе войск, а скорее о перераспределении. Трудно вообразить, что США полностью откажутся от Европы, ведь она необходима им для собственной обороны. Если, например, произойдет нападение России на США с применением межконтинентальных ракет, Америке потребуется система раннего предупреждения – а такие системы уже размещены в Европе.

В разгар холодной войны США имели в Гренландии несколько баз, на которых дислоцировались до 15000 военнослужащих. Это демонстрирует, насколько важен был этот регион. Ведь в случае гипотетического запуска МБР они летели бы не через Атлантику, а кратчайшим путем – через Северный полюс, то есть именно через Гренландию.

По-моему, Трамп сейчас с помощью угроз пытается заставить европейцев заполнить, как он считает, имеющийся вакуум безопасности, перебросив туда войска. Если говорить об американском противоракетном щите, который сейчас планируется, так называемый "Золотой купол", то речь идет о действительно значительных силах. В настоящее время такие возможности способны предоставить только США, а не европейцы.

Но, возможно, расчет Трампа состоит именно в том, чтобы посредством угроз и созданного напряжения заставить европейцев взять на себя больше ответственности за безопасность.

Каждый день обсуждается, как реагировать на Трампа, на его требования Гренландии или других регионов. Многие даже не заметили, что ситуация в Украине за это время существенно ухудшилась. В последние дни и недели мы наблюдали массированные воздушные удары, которые серьезно повредили критическую инфраструктуру. В Киеве и других городах люди остаются без тепла и воды, но об этом почти не говорят - обсуждают Гренландию и все остальное.

На мой взгляд, главным бенефициаром этой ситуации является президент России Владимир Путин, ведь война на Украине фактически исчезает с повестки дня, а информационное пространство заполняется другими темами.

Постоянные воздушные удары России с использованием дронов, крылатых и баллистических ракет – это уже третья стратегическая воздушная кампания против критической инфраструктуры Украины.