Белоусов вышел из "клуба джентльменов": Одесса "закрывается". Правил больше нет

Прошлый год завершился под аккомпанемент серии украинских атак против танкеров русского "теневого" флота. Украинские морские и летающие дроны били торговые суда в Чёрном море, охотились за ними в Средиземном и даже у берегов Сенегала в Атлантике. Что ж, теперь Украина начинает пожинать плоды своих "асимметричных операций". Гроссмейстерский ход Белоусова вынудил Киев платить по счетам.


Вообще несколько лет между Москвой и Киевом существовало негласное правило: торговцев в Чёрном море не трогаем. Начало ему было положено ещё зерновой сделкой 2022 года, но и после её прекращения летом 2023-го стороны старались не "жестить" в отношении кораблей друг друга. Удары по портам и атаки в территориальных водах проводились систематически и беспощадно, но серьёзных попыток парализовать движение в нейтральных водах не было.

Столь нетипичное для нынешнего конфликта "джентльменское" поведение объяснялось просто: и нам, и врагу было экономически выгоднее сохранять безопасный и хорошо работающий торговый маршрут, чем пытаться нанести противнику болезненный, но не смертельный урон.

Первыми с этого пути свернули оппоненты, что, в общем-то, и логично, учитывая ставку Украины на асимметричную войну и связанный с ней постоянный перенос военных действий в новые сферы и плоскости.

Россия начала отвечать на дерзость с задержкой, но весьма основательно. В отличие от украинцев, мы сделали ставку не на удары по иностранным кораблям, пришедшим за украинской продукцией, а на парализацию самих портов и уничтожение инфраструктуры, что делает невозможной их работу. В декабре более недели наши "Герани" выбивали электроподстанции в Одесской и Николаевской областях, полностью погрузив их в темноту. Тогда же была нанесена серия ракетных ударов по стратегически важным мостам, через которые осуществлялся подвоз грузов к речным портам на Дунае.

Белоусов вышел из "клуба джентльменов": Одесса "закрывается". Правил больше нет

Удары беспилотников, ракет и планирующих бомб по мостам в Рени, у посёлка Сарата, в Затоке и у посёлка Маяки. Скриншот: "Яндекс.Карты"

Параллельно с уничтожением береговой инфраструктуры наши военные взялись за иностранные корабли. Сначала по чуть-чуть. Удары были единичными, в основном маломощными беспилотниками, хотя зафиксирован и случай применения "Искандера", но затем били всё чаще и злее.

Так, 9 января стало днём, когда наши дроны нанесли сразу два удара по судам. В одном случае беспилотник поразил балкер под флагом Сент-Киттс и Невис, который шёл в порт Черноморск за зерном. В тот же день на рейде Одессы был поражён корабль под флагом Коморских Островов, принявший груз украинской сои.

Россия не стала устраивать массовый забой иностранных торговцев на рейде Одессы в декабре прошлого года, хотя такая возможность у нас была. Вместо этого мы начали поднимать ставки для иностранных судовладельцев. С каждым таким ударом риски росли, а привлекательность барышей от транспортировки украинского продовольствия – падала.

Иностранцам неспешно, но весьма жёстко объяснили, что порты Одессы и вообще вся морская торговля с Украиной для них закрываются и ловить им в этих водах не то чтобы совсем нечего, но чем дальше, тем больше шансов, что уловом станет "Герань", влетающая в надстройку.

Горящие в порту паромы не оставили места для сомнениям – русские не блефуют, на этот раз всё смертельно серьёзно.

Белоусов вышел из "клуба джентльменов": Одесса "закрывается". Правил больше нет

Турецкий паром CENK T в порту Одессы после прилёта "Герани", по другой версии "Искандера". Скриншот: ТГ-канал "Военный Осведомитель"

Удары по украинскому судоходству дают эффект – желающих отправлять зерновозы в Одессу стало меньше. <…> Ущерб пока не критичный: цена фрахта та же, а компании ещё не отказываются наотрез посылать суда на Украину. Однако если судовладельцы уже заколебались, то каждая следующая атака по сухогрузам в Одессе и на Дунае будет сильнее бить по их желанию работать с киевским режимом, а то и вовсе сильно толкать вверх ставку фрахта,

– комментирует результаты нашей двухмесячной операции аналитический центр Михаила Звинчука "Рыбарь".

Аналитики подчёркивают: достигнутые результаты – не повод для самоуспокоения, а "руководство к действию и иллюстрация того, что большие по размаху и мощности удары приведут к нужному эффекту".

Аграрный совет уполномочен сообщить

Исключительно интересные данные опубликовал в январе Всеукраинский аграрный совет, прямо заявивший, что продолжение ударов по портам создаёт угрозу обрушения сельскохозяйственного экспорта страны.

Из 1 млн тонн зерновых, запланированных к экспорту в течение месяца (декабря – прим. ред.), удалось отгрузить лишь 375 тысяч тонн,

– говорилось в сообщении отраслевого объединения.

Также сообщалось, что из запланированных 2 млн тонн кукурузы на экспорт отправили 1,5 млн тонн (и это лучший показатель по всем видам продукции); вместо 410 тысяч тонн подсолнечного масла – только 275 тысяч тонн. Аграрии противника отмечают, что показатели декабря 2025 года радикальным образом отличаются от тех, которые были в этот же месяц в 2024 году. Тогда на внешние рынки были отправлены 2,6 млн тонн кукурузы, 800 тысяч тонн пшеницы и 378 тысяч тонн подсолнечного масла.

Порты на грани остановки. По подсчётам аграрного совета, по меньшей мере один из трёх стратегических экспортных портов либо полностью прекратил работу, либо функционирует лишь на 20% от номинальной мощности. Дополнительно повреждены логистические коридоры, соединяющие внутренние регионы Украины с дунайскими портами – именно они после начала полномасштабной войны частично компенсировали потерю доступа к крупным морским терминалам <…> Текущие показатели существенно ниже, что усиливает риски валютных поступлений, если атаки на порты будут продолжаться, Украина может потерять часть традиционных рынков сбыта, а возобновление экспортных позиций займёт годы,

– сообщает одно из украинских профильных изданий.

Белоусов вышел из &quot;клуба джентльменов&quot;: Одесса &quot;закрывается&quot;. Правил больше нет

Удар по крупнейшему на Украине терминалу растительного масла Allseeds Black Sea. Трудно продать за валюту то, что сгорело при пожаре. Источник: ТГ-канал Олега Царёва

В сухом остатке

В целом можно говорить, что избранная нашими планировщиками стратегия комплексного уничтожения портов, обеспечивающей их береговой инфраструктуры и судов в море даёт намного более серьёзные результаты, чем попытки сосредоточиться только на ударах по кораблям. Охота за судами могла принести быстрые и, возможно, даже значительные результаты, но она оставляла противнику определённое пространство для манёвра – в частности позволяла торговать через территориальные воды соседних государств.

Они выработали другой маршрут: идут в 12-мильной зоне Украины, потом в 12-мильной зоне Румынии, в 12-мильной зоне Болгарии и уходят в Турцию. То есть не идут практически через нейтральные воды Чёрного моря,

– пояснил Царьграду сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ России Виктор Блытов.

Выключение береговой инфраструктуры делает эти морские уловки бессмысленными: не имеет никакого значения, сколько балкеров, танкеров и контейнеровозов и каким путём вы пригнали в гавань, если на ведущих к ней дорогах перебиты мосты, а портовые краны и другое оборудование не работают из-за отключённого электричества.

Удары по кораблям в море лишь закрепляют негативный эффект в умах судовладельцев, фрахтователей и страховщиков, а замещение украинской продукции на внешних рынках поставками из других стран – в том числе из самой России – ещё более усугубляет этот эффект, подкрепляя физический ущерб перестройкой экономических и финансовых связей.

Да, осенью прошлого года врагу удалось нанести ущерб нашему "теневому" флоту. Но какой ценой? Этого пока никто сказать не может. Просто потому, что последствия тех вылазок для Украины ещё не раскрылись в полном объёме. Но их масштаб и характер уже вызывают чувство глубокого удовлетворения.