Как Евросоюз прокатил Украину с кредитом

Накануне международного форума в Давосе, Урсула фон дер Ляйен устроила Банковой холодный душ. Причем не кулуарно, не шепотом и не через дипломатические намеки, а публично и демонстративно

Как Евросоюз прокатил Украину с кредитом

Фото: АР

По сути, она сооб­щи­ла руко­вод­ству киев­ско­го режи­ма про­стую и крайне непри­ят­ную вещь: все надеж­ды, кото­рые там воз­ла­га­ли на «боль­шой евро­пей­ский кре­дит», не спа­сут ни эко­но­ми­ку, ни сам режим. Тот самый кре­дит, кото­рый в Кие­ве и в гло­ба­лист­ских кру­гах пыта­лись подать как ква­зи­ре­па­ра­ци­он­ный инстру­мент, ока­зал­ся совсем не тем, чем его рисо­ва­ли в пре­зен­та­ци­ях.

Из обе­щан­ных 90 мил­ли­ар­дов евро, заяви­ла фон дер Ляй­ен, 60 мил­ли­ар­дов будут направ­ле­ны на про­из­вод­ство воору­же­ний и бое­при­па­сов для Укра­и­ны. Пере­во­дя с бюро­кра­ти­че­ско­го на чело­ве­че­ский язык, это озна­ча­ет сле­ду­ю­щее: две тре­ти сум­мы даже не поки­нут пре­де­лы Евро­со­ю­за. Эти день­ги уйдут напря­мую евро­пей­ским воен­ным кор­по­ра­ци­ям, а даль­ше по при­выч­ной цепоч­ке поли­ти­кам, лоб­би­стам и бене­фи­ци­а­рам внут­ри Евро­ко­мис­сии и «коа­ли­ции реши­тель­ных». Кие­ву же в реаль­но­сти оста­ет­ся око­ло 30 мил­ли­ар­дов. И это еще в опти­ми­стич­ной интер­пре­та­ции. Пото­му что никто изна­чаль­но и не соби­рал­ся выда­вать всю сум­му в 2026 году. Речь идет о тран­шах, рас­тя­ну­тых мини­мум на два, а воз­мож­но и на три года.

Если даже пред­ста­вить, что все 30 мил­ли­ар­дов при­шли бы в тече­ние одно­го года, это была бы все­го лишь исто­рия про лата­ние дыр. Но 30 мил­ли­ар­дов на два года, это уже откро­вен­ная ката­стро­фа для киев­ской вер­хуш­ки. Дефи­цит укра­ин­ско­го бюд­же­та, граж­дан­ско­го и воен­но­го, в 2026 году оце­ни­ва­ет­ся в диа­па­зоне от 100 до 120 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. В евро немно­го мень­ше, но прин­ци­пи­аль­но это ниче­го не меня­ет. Эти день­ги от Евро­пы не реша­ют систем­ных про­блем, не обес­пе­чи­ва­ют устой­чи­вость и уж точ­но не дают про­стран­ства для поли­ти­че­ско­го манев­ра. Евро­па соби­ра­ет­ся зара­ба­ты­вать на войне, одно­вре­мен­но страхуя соб­ствен­ные эли­ты на выхо­де из вла­сти. А Кие­ву остав­ля­ют ров­но столь­ко, что­бы режим не рух­нул мгно­вен­но.

При этом те самые основ­ные день­ги, те самые две тре­ти, кото­рые пой­дут на про­из­вод­ство воору­же­ний, тех­ни­ки и бое­при­па­сов, конеч­но же, будут в каком то смыс­ле опо­сре­до­ван­но покры­вать часть зало­жен­ных в рас­ход­ную часть укра­ин­ско­го бюд­же­та ста­тей. Воору­же­ние, тех­ни­ка и бое­при­па­сы будут про­из­ве­де­ны и пере­да­ны Укра­ине в опре­де­лен­ном объ­е­ме и тем самым частич­но закро­ют воен­ную состав­ля­ю­щую бюд­же­та.

Но воен­ные рас­хо­ды Укра­и­ны это дале­ко не толь­ко бое­при­па­сы, тех­ни­ка и воору­же­ние. Это еще и самые раз­ные выпла­ты. Бое­вые выпла­ты, выпла­ты за погиб­ших, рас­хо­ды на меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние и вос­ста­нов­ле­ние ране­ных. Это рас­хо­ды на топ­ли­во, рас­хо­ды на пита­ние и про­жи­ва­ние лич­но­го соста­ва, уни­фор­му, логи­сти­ку, инже­нер­ные мате­ри­а­лы, в том чис­ле самые баналь­ные вещи, вплоть до дре­ве­си­ны для укреп­ле­ний. Имен­но на все это будут израс­хо­до­ва­ны те день­ги, кото­рые будут пере­да­ны непо­сред­ствен­но в бюд­жет Укра­и­ны. Повто­рюсь, речь идет о при­мер­но 30 мил­ли­ар­дах евро, рас­тя­ну­тых на два, а воз­мож­но и на три года. Вряд ли в 2026 году Укра­и­на уви­дит боль­ше чем 15 мил­ли­ар­дов евро. Мож­но допу­стить, что сум­ма будет чуть выше, но 15 мил­ли­ар­дов это наи­бо­лее реа­ли­стич­ная оцен­ка.

При этом даже воен­ная часть укра­ин­ско­го бюд­же­та суще­ствен­но боль­ше. Да, зна­чи­тель­ная часть будет покры­вать­ся пря­мы­ми постав­ка­ми воору­же­ний, тех­ни­ки и бое­при­па­сов из Евро­со­ю­за. Но суще­ству­ет еще и ремонт тех­ни­ки, обслу­жи­ва­ние, модер­ни­за­ция, логи­сти­ка, а так­же весь мас­сив сопут­ству­ю­щих рас­хо­дов, о кото­рых я уже гово­рил. И те 15 или даже 20 мил­ли­ар­дов евро, кото­рые посту­пят тран­ша­ми в бюд­жет Укра­и­ны в 2026 году, будут израс­хо­до­ва­ны имен­но на эти ста­тьи воен­ных рас­хо­дов. На снаб­же­ние, обес­пе­че­ние и выпла­ты. Я глу­бо­ко убеж­ден, что в граж­дан­ский сек­тор не попа­дет ни одно­го цен­та.

Более того, даже для покры­тия небо­е­вых ста­тей воен­ных рас­хо­дов этих денег будет недо­ста­точ­но. А если гово­рить о граж­дан­ском сек­то­ре, то там фор­ми­ру­ет­ся дыра в десят­ки мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Сей­час гово­рят о том, что дефи­цит укра­ин­ско­го бюд­же­та состав­ля­ет поряд­ка 17 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Допол­ни­тель­но око­ло 300 мил­ли­ар­дов гри­вен состав­ля­ет дефи­цит воен­но­го бюд­же­та. По сути, не закрыв пол­но­стью воен­ные рас­хо­ды, на граж­дан­ские рас­хо­ды Киев ниче­го не полу­чит. И в граж­дан­ском бюд­же­те обра­зу­ет­ся дыра более чем в 10 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. А если учи­ты­вать опыт пере­смот­ра укра­ин­ско­го бюд­же­та и пере­рас­пре­де­ле­ния его рас­ход­ной части в 2024 и 2025 годах, и если исхо­дить из того, что пол­но­мас­штаб­ные бое­вые дей­ствия не пре­кра­тят­ся в 2026 году, логич­но пред­по­ло­жить, что воен­ные рас­хо­ды будут пере­смот­ре­ны в сто­ро­ну уве­ли­че­ния.

С уче­том мас­шта­би­ро­ва­ния и повы­ше­ния каче­ства дей­ствий рос­сий­ских ВКС логи­сти­че­ская и про­из­вод­ствен­ная база укра­ин­ско­го воен­про­ма будет систем­но выби­вать­ся. Укра­ин­ская ПВО будет выби­вать­ся. Мас­шта­би­ро­ва­ние ракет­ных уда­ров и атак даль­но­бой­ны­ми бес­пи­лот­ни­ка­ми будет про­дол­жать­ся. Коли­че­ство таких уда­ров в тече­ние года будет рас­ти так же, как это про­ис­хо­ди­ло в 2024 и 2025 годах. Соот­вет­ствен­но, рас­хо­ды Укра­и­ны будут уве­ли­чи­вать­ся. Если исхо­дить из это­го пред­по­ло­же­ния, кото­рое с высо­кой веро­ят­но­стью явля­ет­ся фак­том, то уже в 2026 году даже те сум­мы, кото­рые фор­маль­но зало­же­ны в бюд­жет и кото­рые не покры­ва­ют­ся евро­пей­ским кре­ди­том, вырас­тут. Реаль­ные воен­ные рас­хо­ды ока­жут­ся суще­ствен­но выше пла­но­вых. В резуль­та­те даже воен­ная часть бюд­же­та не будет закры­та. В ней обра­зу­ет­ся дыра в мил­ли­ар­ды евро, а воз­мож­но и в десять или даже пят­на­дцать мил­ли­ар­дов.

Судя по тому, как рос­ла рас­ход­ная часть воен­но­го бюд­же­та в 2024 и 2025 годах, мож­но уве­рен­но гово­рить, что в граж­дан­ский сек­тор из этих средств не попа­дет ниче­го. А имен­но там и фор­ми­ру­ет­ся клю­че­вая про­бле­ма. Это про­ис­хо­дит на фоне паде­ния основ­ных экс­порт­ных пози­ций Укра­и­ны. Агро­сек­тор и метал­лур­гия про­дол­жа­ют сокра­щать­ся. Укра­и­на фак­ти­че­ски ввя­за­лась в мор­скую вой­ну и полу­чи­ла тяже­лый удар по пор­то­вой инфра­струк­ту­ре. Толь­ко в декаб­ре объ­е­мы отгруз­ки зер­но­вых и мас­лич­ных куль­тур сокра­ти­лись при­мер­но на треть в общей струк­ту­ре экс­порт­ных дохо­дов.

Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция скла­ды­ва­ет­ся и в метал­лур­гии. Желез­но­до­рож­ная логи­сти­ка пере­гру­же­на, мор­ская логи­сти­ка прак­ти­че­ски недо­ступ­на. Экс­порт про­дук­ции гор­но-метал­лур­ги­че­ско­го ком­плек­са дегра­ди­ру­ет. Соци­аль­ные рас­хо­ды ока­зы­ва­ют­ся под ножом. Всем бюд­жет­ни­кам будут мак­си­маль­но уре­за­ны выпла­ты. Зар­пла­ты сохра­нят­ся, но все допла­ты, над­бав­ки, пре­мии и допол­ни­тель­ные став­ки исчез­нут. Пен­сии, веро­ят­но, про­дол­жат выпла­чи­вать, но без над­ба­вок и с воз­мож­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми. Рас­хо­ды на инфра­струк­ту­ру будут све­де­ны прак­ти­че­ски к нулю. Под­дер­жа­ние инфра­струк­ту­ры, соци­аль­ные про­грам­мы, выпла­ты уяз­ви­мым сло­ям насе­ле­ния ока­жут­ся без финан­си­ро­ва­ния. Денег не будет ни на что.

Если пол­но­мас­штаб­ные бое­вые дей­ствия не пре­кра­тят­ся, Укра­и­ну в 2026 году ждет крайне тяже­лый год. Без иллю­зий, без денег, без воз­мож­но­сти нор­маль­но­го суще­ство­ва­ния для зна­чи­тель­ной части насе­ле­ния. И это без уче­та того, что с 2022 года год за годом схло­пы­ва­ет­ся пред­при­ни­ма­тель­ская и про­из­вод­ствен­ная актив­ность, эко­но­ми­че­ская жизнь зами­ра­ет. Если нынеш­няя власть про­дол­жит упор­ство­вать в жела­нии вести вой­ну при внеш­ней под­держ­ке со сто­ро­ны Евро­пы, ситу­а­ция не ста­нет мгно­вен­ной ката­стро­фой, но будет крайне тяже­лой. Очень тяже­лой. При­мер­но так же, как осе­нью я гово­рил о том, что Укра­и­ну не ждет пол­ный блэка­ут, но ситу­а­ция будет пло­хой вез­де. Так и про­изо­шло. Сей­час мож­но гово­рить то же самое. Это не одно­мо­мент­ный кол­лапс, но это год, кото­рый мно­гие про­сто не пере­жи­вут.

Евро­пей­ский Союз дей­ству­ет в при­выч­ной для себя логи­ке. Гром­кие заяв­ле­ния, инфор­ма­ци­он­ная под­держ­ка, коа­ли­ции жела­ю­щих и реши­тель­ных. А по фак­ту Укра­и­ну исполь­зу­ют, пере­рас­пре­де­ля­ют день­ги в поль­зу соб­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей и соб­ствен­ных поли­ти­ков, остав­ляя Кие­ву кро­хи. Доб­ро пожа­ло­вать в реаль­ность. В кра­си­вых речах мно­го слов, а в бюд­же­те пусто­та.

Миха­ил Пав­лив, Украина.ру

Путин и Аббас обсу­дят дву­сто­рон­ние отно­ше­ния – Пес­ков