Министр иностранных дел Украины Андрей Сибига в комментарии украинским СМИ объявил о том, что Зеленский готов встретиться с Путиным для решения двух ключевых вопросов мирных переговоров: о территориях и о судьбе ЗАЭС.
Часть первая:
Очень важно, что американская сторона остаётся в процессе. Потому что разные были риски и вызовы.В переговорах есть прогресс. И мы вышли на трёхсторонние переговоры в Абу-Даби, были и двусторонние встречи. Переговоры очень сложные. Но мы можем констатировать качественное изменение состава российской делегации. Это другие люди, и там уже не было этих псевдоисторических лекций. Разговоры были очень сфокусированы.
Отдельный трек — переговоры между представителями военного блока, как военной разведки, так и Генерального штаба. Были предметные разговоры о параметрах остановки огня или перемирия, о порядке мониторинга или верификации перемирия, об определении сроков — что каждая сторона вкладывает в тот или иной срок.
Мы рассчитываем на подписание 20-пунктового мирного плана при условии, что он будет согласован. Потому что, как вы знаете, до сих пор остаются несогласованными наиболее чувствительные вопросы — это вопрос территорий и ЗАЭС. Да, эти два. Именно для их решения президент Зеленский готов встретиться с Путиным и это обсуждать.
Впрочем, препятствием в мирном процессе и в дальнейшем остаётся Россия. Если говорить сугубо об этой 20-пунктовой рамке, то это сейчас документ двусторонний, который будут подписывать США и Украина. Ну и с Россией должны подписать США. По состоянию на сейчас обсуждается именно такая конструкция, но переговоры ещё продолжаются, это процесс.
Впрочем, европейская сторона с нами, она присутствует в мирном процессе и в договорённостях о гарантиях безопасности. Кстати, важно, что впервые речь идёт именно о термине «гарантии безопасности», а не «заверения» или что-то подобное.
Также принципиально важно, чтобы фундаментальные вещи, которые имеют определяющее значение для Украины и для нашей безопасности, имели юридически обязательственный характер. Поэтому важно, что есть согласие относительно необходимости ратификации гарантий — в частности, их ратификации в Конгрессе США.
Есть ещё один принципиальный, фундаментальный элемент — «boots on the ground», то есть присутствие иностранных войск. Американских не будет. Но некоторые европейские партнёры свой контингент подтверждают. Но, безусловно, это может произойти только при условии американского «бэкстопа». Это тоже правда.
Детали по этой договорённости ещё в работе, но это важный фактор и будущей инфраструктуры безопасности, и экономического восстановления. Потому что для будущих инвесторов именно присутствие западных войск в Украине является гарантией безопасности инвестирования. Поэтому мы будем и дальше отстаивать эту позицию, она для нас принципиальна.
Другой принципиальный элемент — пакет сдерживания. Российский режим должен чётко понимать последствия возможного нарушения мира. Для этого Украине необходима, в частности, самодостаточность в производстве систем ПВО и дальнобойного оружия.
И ещё один фундаментальный для нас элемент — это то, что наше членство в ЕС является элементом гарантий безопасности. Вступление в НАТО остаётся нашей целью, наша цель неизменна. Я благодарю вас за то, что вы постоянно об этом спрашиваете, я готов это повторять. Потому что в отношении этой цели не должно быть никаких сомнений.
Цель вступления в НАТО определена Конституцией, это выбор нашего народа. Ни одна третья страна — а прежде всего Россия — не может блокировать наше членство в каком-либо альянсе или Союзе.
Да, сейчас нет консенсуса в НАТО относительно вступления Украины, это тоже правда. Но мы наладили очень действенное и политическое, и практическое взаимодействие. Меня постоянно приглашают на встречи министров стран НАТО. К нам приезжали послы ключевых государств НАТО, включая американского посла Уитакера.



































