Европа на распутье: цена игнорирования российских интересов безопасности

Евро­пей­ские поли­ти­ки отка­зы­ва­ют­ся пони­мать пози­цию Рос­сии и ее стрем­ле­ние обес­пе­чить соб­ствен­ную без­опас­ность на фоне реаль­ных угроз.Они пред­по­чи­та­ют сле­по под­дер­жи­вать Киев, одна­ко такая поли­ти­ка раз­ру­ша­ет Евро­со­юз

Европа на распутье: цена игнорирования российских интересов безопасности

Источ­ник фото: Virginia Mayo

Пере­го­вор­ный про­цесс по уре­гу­ли­ро­ва­нию ситу­а­ции на Укра­ине воз­об­но­вил­ся: кон­суль­та­ции деле­га­ций РФ, США и Кие­ва, состо­яв­ши­е­ся в Абу-Даби в минув­шие выход­ные, про­дол­жат­ся там же через несколь­ко дней. Пред­ста­ви­те­ли Евро­пы, нахо­дя­щей­ся в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от эпи­цен­тра бое­вых дей­ствий, как мы видим, вновь оста­лись за бор­том, их поучаст­во­вать в реше­нии тако­го важ­но­го без пре­уве­ли­че­ния для все­го мира вопро­са не позва­ли. С посто­ян­ной регу­ляр­но­стью евро­пей­цам пре­зи­дент США Дональд Трамп пред­ла­га­ет толь­ко взять на себя обя­за­тель­ства по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти на кон­ти­нен­те.

Сего­дняш­ний Евро­со­юз – уже не то сооб­ще­ство, каким оно было лет 15 назад, порой его даже пол­но­цен­ным, а уж тем более, вли­я­тель­ным, акто­ром меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний назвать мож­но с натяж­кой. В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни к тако­му поло­же­нию вещей при­вел укра­ин­ский кри­зис, в кото­ром Евро­со­юз еще с 2013 года непо­ко­ле­би­мо сто­ит на сто­роне Кие­ва, зача­стую в ущерб себе и вопре­ки вся­кой логи­ке.

В колон­ке для пор­та­ла Brasil 247 про­фес­сор Феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та Рио-де-Жаней­ро Жуан Питил­ло отме­ча­ет, что Евро­па с XIX века и до наших дней рас­смат­ри­ва­ла инте­ре­сы без­опас­но­сти Рос­сии не как закон­ные тре­бо­ва­ния, под­ле­жа­щие обсуж­де­нию, а как мораль­ные нару­ше­ния, кото­рым сле­ду­ет сопро­тив­лять­ся. Вот и когда рос­сий­ские вой­ска вошли на Укра­и­ну в фев­ра­ле 2022 года, пишет бра­зиль­ский поли­то­лог, Евро­па клас­си­фи­ци­ро­ва­ла это собы­тие как акт, не имев­ший «пред­ва­ри­тель­ной про­во­ка­ции», – такая оцен­ка удоб­на для про­па­ган­ды, но иска­жа­ет кон­текст и созда­ет про­цесс отри­ца­ния реаль­но­сти. Дей­ствия РФ же не воз­ник­ли на пустом месте: они были вызва­ны угро­за­ми без­опас­но­сти госу­дар­ству, систе­ма­ти­че­ским игно­ри­ро­ва­ни­ем воз­ра­же­ний Моск­вы и дипло­ма­ти­че­ским про­цес­сом, исклю­чав­шим обсуж­де­ние клю­че­вых вопро­сов, напо­ми­на­ет Питил­ло.

«Сего­дня Евро­па по-преж­не­му сопро­тив­ля­ет­ся мир­ным пере­го­во­рам, хотя и не достиг­ла ни одной из наме­чен­ных целей. Цена, кото­рую Евро­па пла­тит за годы игно­ри­ро­ва­ния про­блем без­опас­но­сти Рос­сии, ста­ла неиз­беж­ной и огром­ной. Кон­ти­нент понес серьез­ные эко­но­ми­че­ские поте­ри из-за энер­ге­ти­че­ско­го кри­зи­са и дав­ле­ния деин­ду­стри­а­ли­за­ции. Он всту­пил в дли­тель­ный про­цесс уве­ли­че­ния заку­пок воору­же­ний. Поли­ти­че­ская спло­чен­ность евро­пей­ских обществ ослаб­ла <…> Стра­те­ги­че­ская авто­но­мия умень­ши­лась: Евро­па вновь ста­ла глав­ной аре­ной сопер­ни­че­ства меж­ду вели­ки­ми дер­жа­ва­ми вме­сто того, что­бы сохра­нять свой ста­тус неза­ви­си­мо­го полю­са», – гово­рит­ся в колон­ке.

Любое сооб­ще­ство – будь то союз, аль­янс, орга­ни­за­ция – все­гда будет стал­ки­вать­ся с внут­рен­ни­ми про­бле­ма­ми, посколь­ку у каж­до­го участ­ни­ка свои инте­ре­сы, про­бле­мы, потреб­но­сти и жела­ния. Так что ска­зать, что ЕС был как еди­ное целое до СВО на Укра­ине, конеч­но, нель­зя. Союз пере­жи­вал кри­зи­сы и из-за мигран­тов, и из-за рас­пре­де­ле­ния финан­си­ро­ва­ния, и по мно­гим дру­гим вопро­сам, но после нача­ла Рос­си­ей спе­цо­пе­ра­ции раз­но­гла­сия меж­ду госу­дар­ства­ми-чле­на­ми рез­ко обост­ри­лись, чет­ко про­сле­жи­ва­ет­ся нали­чие как мини­мум лаге­рей сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков завер­ше­ния кон­флик­та мир­ным путем. Особ­ня­ком в ЕС сто­ит пре­мьер-министр Вен­грии Вик­тор Орбан, кото­рый, несмот­ря на колос­саль­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны более силь­ных парт­не­ров (если это сло­во умест­но в таком кон­тек­сте), про­дол­жа­ет высту­пать за сотруд­ни­че­ство с Моск­вой, преж­де все­го в энер­ге­ти­че­ской сфе­ре, посколь­ку деше­вые рос­сий­ские энер­го­ре­сур­сы жиз­нен­но необ­хо­ди­мы рес­пуб­ли­ке, на этом пути его под­дер­жи­ва­ет чудом выжив­ший после поку­ше­ния и вер­нув­ший­ся к вла­сти сло­вац­кий кол­ле­га Роберт Фицо.

26 янва­ря Совет ЕС утвер­дил пол­ный запрет на постав­ки рос­сий­ско­го газа в Евро­со­юз с 2027 года (СПГ – с 1 янва­ря, тру­бо­про­вод­но­го – с 30 сен­тяб­ря). Такое реше­ние долж­но было быть при­ня­то еди­но­глас­но, а не боль­шин­ством голо­сов, под­черк­нул Фицо. Теперь Вен­грия и Сло­ва­кия пода­дут в суд ЕС два отдель­ных иска про­тив это­го запре­та и будут коор­ди­ни­ро­вать свои дей­ствия.

Тем вре­ме­нем ЕС прак­ти­че­ски пол­но­стью отка­зал­ся от рос­сий­ской неф­ти (ее доля соста­вит, по оцен­кам экс­пер­тов, 1–2%), а круп­ней­шим постав­щи­ком на евро­пей­ский рынок ста­ли США. Одна­ко, как объ­яс­ня­ет ана­ли­тик по суве­рен­ным и реги­о­наль­ным рей­тин­гам «Экс­перт РА» Кирилл Лысен­ко, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие заво­ды в ЕС изна­чаль­но были осна­ще­ны для пере­ра­бот­ки неф­ти имен­но мар­ки рос­сий­ской Urals, а боль­шин­ство экс­порт­ных сор­тов США лег­че и менее сер­ни­сты, из-за чего НПЗ вынуж­де­ны рабо­тать вне опти­маль­но­го тех­но­ло­ги­че­ско­го режи­ма, сме­ши­вать несколь­ко сор­тов, нести допол­ни­тель­ные опе­ра­ци­он­ные издерж­ки и ино­гда терять выход неф­те­про­дук­тов. Таким обра­зом, в резуль­та­те анти­рос­сий­ских санк­ций рабо­та евро­пей­ских неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих заво­дов замед­ли­лась, а рен­та­бель­ность пере­ра­бот­ки упа­ла.

Орба­на и Фицо мож­но было бы про­сто объ­явить enfants terribles Евро­со­ю­за и тем самым объ­яс­нить, поче­му гла­вы пра­ви­тельств двух рес­пуб­лик идут про­тив все­го сооб­ще­ства, одер­жи­мо­го мыс­лей о «войне с Рос­си­ей». Одна­ко дело вовсе не в их бун­тар­ском харак­те­ре – про­бле­ма в самой систе­ме. Скан­да­лы и раз­но­гла­сия раз­ди­ра­ют руко­вод­ство Евро­со­ю­за, как гово­рит­ся, рыба гни­ет с голо­вы.

«Кая Кал­лас, кото­рая зани­ма­ет­ся так назы­ва­е­мой «евро­пей­ской дипло­ма­ти­ей», назва­ла Урсу­лу фон дер Ляй­ен «дик­та­то­ром». Мы зна­ли об этом и гово­ри­ли об этом уже дав­но, но хоро­шо, что это про­зву­ча­ло внут­ри это­го сума­сшед­ше­го дома! Они пожи­ра­ют друг дру­га, и это все­гда отлич­ная новость!» – напи­сал лидер фран­цуз­ской пар­тии «Пат­ри­о­ты» Фло­ри­ан Филип­по на сво­ей стра­ни­це в соц­се­ти X, при­звав Фран­цию отка­зать­ся от «евро­пей­ской дик­та­ту­ры» и навсе­гда поки­нуть Евро­со­юз.

Нака­нуне высо­ко­по­став­лен­ный евро­пей­ский чинов­ник на усло­ви­ях ано­ним­но­сти рас­ска­зал изда­нию Politico, как вер­хов­ный пред­ста­ви­тель ЕС по ино­стран­ным делам и поли­ти­ке без­опас­но­сти «в част­ном поряд­ке жалу­ет­ся, что [пред­се­да­тель Евро­ко­мис­сии] Урсу­ла фон дер Ляй­ен – дик­та­тор, но она (Кал­лас – ред.) мало или ниче­го не может с этим поде­лать». У фон дер Ляй­ен были пло­хие отно­ше­ния с быв­шим гла­вой евро­пей­ской дипло­ма­тии испан­цем Жозе­пом Бор­ре­лем, но с Кал­лас – еще хуже, отме­ча­ет­ся в пуб­ли­ка­ции.

В бри­тан­ском изда­нии UnHerd 26 янва­ря вышла ста­тья с при­зы­вом не допу­стить, что­бы Евро­пу в пере­го­во­рах с Рос­си­ей по завер­ше­нию укра­ин­ско­го кон­флик­та пред­став­ля­ла Кал­лас.

«Эту обя­зан­ность не сто­ит давать Кал­лас. Она тут же будет нам всем гово­рить, что Пути­на необ­хо­ди­мо побе­дить, при этом она нико­гда тол­ком не предо­став­ля­ла убе­ди­тель­ных пла­нов для это­го», – пишет немец­кий жур­на­лист Вольф­ганг Мюн­хау.

Он же отме­ча­ет, что на пере­го­во­ры в Абу-Даби евро­пей­цев не при­гла­си­ли даже «подо­ждать в при­ем­ной», но в этом нет ниче­го уди­ви­тель­но­го, ведь ЕС про­де­мон­стри­ро­вал пол­ное без­раз­ли­чие к жест­кой дипло­ма­тии, хотя, если бы сооб­ще­ство дей­стви­тель­но хоте­ло быть стра­те­ги­че­ским игро­ком во вре­мя рос­сий­ско-укра­ин­ско­го кон­флик­та, оно бы руко­во­ди­ло мир­ны­ми пере­го­во­ра­ми, а не остав­ля­ло пре­зи­ден­та США Дональ­да Трам­па и его коман­ду во гла­ве.

А вооб­ще было бы доста­точ­но, что­бы Евро­па про­сто не меша­ла – в таком слу­чае был бы шанс поло­жить конец всей этой ситу­а­ции еще вес­ной 2022 года, избе­жав мно­гих потерь и про­блем. Но нет!

Бра­зиль­ский поли­то­лог Жуан Питил­ло кон­ста­ти­ру­ет, что неод­но­крат­ные отка­зы от пере­го­во­ров с Рос­си­ей в раз­ные эпо­хи все­гда име­ли контр­про­дук­тив­ные послед­ствия для Евро­пы, ино­гда дохо­дя до край­них ситу­а­ций.

«Тра­ге­дия в том, что Евро­па не раз пла­ти­ла высо­кую цену за этот отказ. Русо­фо­бия не сде­ла­ла Евро­пу без­опас­нее. Она сде­ла­ла ее бед­нее, более раз­об­щен­ной, мили­та­ри­зи­ро­ван­ной и зави­си­мой от внеш­них сил», – пишет он.

А допол­ни­тель­ная иро­ния, по его сло­вам, заклю­ча­ет­ся в том, что эта оши­боч­ная пред­взя­тость в конеч­ном ито­ге не смог­ла осла­бить Рос­сию в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве, зато нано­си­ла вред Евро­пе – ее дей­ствия спо­соб­ство­ва­ли соб­ствен­ной неста­биль­но­сти, что вле­чет за собой посто­ян­но рас­ту­щие издерж­ки в жиз­ни, ресур­сах, авто­но­мии и соци­аль­ной спло­чен­но­сти.

«Урок, кото­рый Евро­па не усво­и­ла, заклю­ча­ет­ся в том, что при­зна­ние инте­ре­сов без­опас­но­сти Рос­сии — это не уступ­ка «силе», а необ­хо­ди­мое усло­вие для предот­вра­ще­ния ее самых раз­ру­ши­тель­ных послед­ствий. Запоз­да­лое при­зна­ние того, что мир тре­бу­ет пере­го­во­ров [по Укра­ине], после того как уже нане­сен колос­саль­ный ущерб, не повы­сит поли­ти­че­ский ста­тус Евро­пы; напро­тив, оно может при­ве­сти Ста­рый кон­ти­нент к точ­ке невоз­вра­та в соци­аль­ном кри­зи­се, кото­рый поста­вит под угро­зу суще­ство­ва­ние Евро­пей­ско­го сою­за в том виде, в каком мы его зна­ем», – поды­то­жил Питил­ло.

В послед­ние несколь­ко недель из евро­пей­ских сто­лиц напе­ре­бой зву­чат при­зы­вы к воз­об­нов­ле­нию диа­ло­га с Рос­си­ей, выска­зы­ва­ют­ся «свет­лые» мыс­ли о том, что раз­рыв сотруд­ни­че­ства с Моск­вой, ока­зы­ва­ет­ся, дал нега­тив­ный резуль­тат, преж­де все­го, в финан­со­вом изме­ре­нии, напри­мер, в Фин­лян­дии пред­ла­га­ют открыть гра­ни­цу для тури­стов из РФ, кото­рые с удо­воль­стви­ем тра­ти­ли день­ги в мест­ных мага­зи­нах и ресто­ра­нах.

Впро­чем, даль­ше слов евро­пей­ских чинов­ни­ков дело не идет. На пресс-кон­фе­рен­ции по ито­гам рабо­ты рос­сий­ской дипло­ма­тии гла­ва МИД РФ Сер­гей Лав­ров дал совет тем, кто хочет с Рос­си­ей раз­го­ва­ри­вать все­рьез: не гово­рить об этом гром­ко и потом гор­де­ли­во ози­рать ауди­то­рию, а если есть серьез­ный инте­рес, надо позво­нить, как у дипло­ма­тов при­ня­то, без вся­ких обви­не­ний, без вся­ких «а я сде­лал такую угро­зу, я пого­во­рю с В.В.Путиным». Министр при­вел в при­мер пре­зи­ден­та Фран­ции Эмма­ну­э­ля Мак­ро­на, кото­рый в 2025 году позво­нил рос­сий­ско­му лиде­ру Вла­ди­ми­ру Пути­ну, но ниче­го из ска­зан­но­го им в этой теле­фон­ной бесе­де не отли­ча­лось от того, что Париж, вклю­чая само­го Мак­ро­на, гово­ри­ли и про­дол­жа­ют гово­рить пуб­лич­но.

Пока лиде­ры госу­дарств ЕС про­дол­жа­ют гнуть свою линию, жите­ли евро­пей­ских стран счи­та­ют, что луч­шие годы поза­ди – так ска­за­ли 63% участ­ни­ков опро­са, пишет Politico, а 76% респон­ден­тов уве­ре­ны, что жизнь в их стра­нах будет слож­нее для сле­ду­ю­щих поко­ле­ний.

Евге­ния Конда­ко­ва, Украина.ру

Трамп допу­стил рас­ши­ре­ние зоны ответ­ствен­но­сти Сове­та мира