Рожава – это южный Вьетнам вчера и Украина завтра

Новые власти Сирии смогли то, что не удалось Башару Асаду: подчинить главного союзника американцев в регионе – курдов. Однако Израиль, в отличие от США, сдаваться не собирается, он обеспечил сирийскому правительству другую территориальную проблему, вложившись в создание нового квазигосударства

Рожава – это южный Вьетнам вчера и Украина завтра

Источ­ник фото: change.org

Январь 2026 года стал послед­ним меся­цем для Рожа­вы – непри­знан­но­го госу­дар­ства, кото­рое име­ло слав­ную исто­рию, несмот­ря на корот­кий по исто­ри­че­ским мер­кам век – все­го 13 с поло­ви­ной лет. Но фев­раль обе­ща­ет стать пер­вым меся­цем ново­го сепа­ра­тист­ско­го обра­зо­ва­ния под рабо­чим назва­ни­ем Сувей­да. В обо­их слу­ча­ях речь идет о тер­ри­то­рии Сирии.

Сувей­да (так­же Сувай­да и Эс-Сувай­да) – это город и одно­имен­ная южная муха­фа­за (про­вин­ция), жите­ли кото­рой на этой неде­ле вышли на мно­го­ты­сяч­ные митин­ги с тре­бо­ва­ни­ем к мест­ным вла­стям объ­явить о госу­дар­ствен­ной неза­ви­си­мо­сти. Во фла­гах ново­го ква­зи­го­су­дар­ства, колы­хав­ших­ся над тол­пой в товар­ных коли­че­ствах, лег­ко уга­ды­ва­лось наци­о­наль­ное зна­мя дру­зов, основ­но­го насе­ле­ния Сувей­ды. Это осо­бая закры­тая этно­кон­фес­си­о­наль­ная общ­ность, частью кото­рой мож­но стать толь­ко по рож­де­нию. Все­го их око­ло полу­то­ра мил­ли­о­нов, боль­шин­ство – в Сирии, но круп­ные диас­по­ры есть так­же в Ливане и Изра­и­ле.

В эпо­ху Аса­дов – отца и сына – дру­зы более-менее гар­мо­нич­но впи­сы­ва­лись в их про­ект сирий­ско­го госу­дар­ства. Оно было сво­е­го рода коа­ли­ци­ей раз­лич­ных мень­шинств, где воен­ная и поли­ти­че­ская власть при­над­ле­жа­ла ала­ви­там, а дру­гие кон­цес­сии и малые наро­ды высту­па­ли их союз­ни­ка­ми про­тив реван­шиз­ма боль­шин­ства – ара­бов-сун­ни­тов.

Коа­ли­ция Аса­да-стар­ше­го свою вой­ну в 1976–1982 годах выиг­ра­ла. Ту вой­ну, кото­рая нача­лась в 2011?м, коа­ли­ция Аса­да-млад­ше­го при актив­ном уча­стии Рос­сии и Ира­на спер­ва тоже выиг­ры­ва­ла и про­дли­ла век мно­го­на­ци­о­наль­ной Сирии на 13 лет. Но в кон­це осе­ни 2024 года из муха­фа­зы Идлиб вышли силы, объ­еди­нен­ные нынеш­ним руко­во­ди­те­лем стра­ны Ахме­дом аш-Шараа, быст­ро заняв Дамаск, Алеп­по и боль­шую часть тер­ри­то­рии стра­ны. Реги­о­ны с пре­об­ла­да­ни­ем мень­шинств оста­лись вне зоны их фак­ти­че­ско­го кон­тро­ля.

Уже вес­ной нача­лось «соби­ра­ние земель» под новой вла­стью – вла­стью рели­ги­оз­но­го и этни­че­ско­го боль­шин­ства, кото­ро­му сирий­ские мень­шин­ства не дове­ря­ли. Как это почти все­гда быва­ет в подоб­ных слу­ча­ях, про­цесс ока­зал­ся кро­ва­вым (осо­бен­но в ала­вит­ской Лата­кии) и затя­нул­ся – про­дол­жа­ет­ся до сих пор.

Ина­че гово­ря, вой­на еще не закон­че­на, про­сто Асад был выве­ден из игры.

Под­чи­нить неко­гда союз­ных Аса­ду дру­зов пла­ни­ро­ва­лось путем вне­зап­но­го уда­ра по Сувей­де, эда­кой кара­тель­ной акции с пока­за­тель­ной зачист­кой. Одна­ко в ситу­а­цию вме­шал­ся Изра­иль, из-за авиа­ци­он­ных нале­тов кото­ро­го гене­ра­лам аш-Шараа при­шлось свер­нуть опе­ра­цию и отве­сти силы.

Патро­нат Изра­и­ля над дру­за­ми – это осо­бая исто­рия, еврей­ское пра­ви­тель­ство счи­та­ет их кем-то вро­де «брат­ско­го наро­да». Так пове­лось со вре­мен окку­па­ции Голан­ских высот, с друз­ским насе­ле­ни­ем кото­рых Изра­иль нашел общий язык, и теперь кля­нет­ся защи­тить Сувей­ду в слу­чае, если вой­ска аш-Шараа вер­нут­ся для вос­ста­нов­ле­ния тер­ри­то­ри­аль­ной целост­но­сти.

Моти­вы Изра­и­ля в дан­ном слу­чае не так важ­ны: нынеш­ний пре­мьер Бинья­мин Нета­нья­ху чело­век амби­ци­оз­ный до наг­ло­сти, так что име­ет свои виды на Сувей­ду. Для самих дру­зов важ­но то, что они пока что един­ствен­ное круп­ное мень­шин­ство в Сирии, чье само­управ­ле­ние усто­я­ло под натис­ком новой вла­сти.

В этом плане мно­гие ста­ви­ли на кур­дов, но полу­чи­лось наобо­рот: курд­ская Рожа­ва быст­ро пала. В послед­ний день янва­ря было объ­яв­ле­но о нача­ле инте­гра­ции курд­ско­го само­управ­ле­ния в сирий­скую систе­му вла­сти, хотя бои, судя по сооб­ще­ни­ям с мест, кое-где все еще идут.

Рожа­ва – это по-курд­ски зна­чит запад. Для Сирии это севе­ро-восток, но это запад для Кур­ди­ста­на, реги­о­на исто­ри­че­ско­го рас­се­ле­ния кур­дов. Его север нахо­дит­ся в Тур­ции, юг – в Ира­ке, а восток – в Иране. Собрать все это воеди­но кур­ды меч­та­ют до сих пор, но их мак­си­мум пока – это непри­знан­ные обра­зо­ва­ния или широ­кая авто­но­мия.

Про кур­дов ино­гда гово­рят, что это круп­ней­ший народ без сво­е­го госу­дар­ства. Это спе­ку­ля­тив­ное утвер­жде­ние.

Все­го их поряд­ка 50 млн чело­век, а напри­мер, телу­гу и маратхи – по 80 млн, если счи­тать, буд­то Индия госу­дар­ство для хин­дустан­цев, а не для всех индус­ских наро­дов. Если же для всех, то госу­дар­ством кур­дов вполне может счи­тать­ся совре­мен­ный Ирак. Все его пре­зи­ден­ты после Сад­да­ма Хусей­на (а было их уже четы­ре) – кур­ды, прав­да, после Хусей­на пре­зи­дент­ский пост во мно­гом цере­мо­ни­аль­ный.

Кро­ме того, Ирак­ский Кур­ди­стан обла­да­ет широ­чай­шей авто­но­ми­ей и име­ет пра­во отде­лить­ся, если, соглас­но дого­во­ру, Баг­дад «отка­жет­ся от прин­ци­па феде­ра­лиз­ма». Но и сей­час он выгля­дит, как совер­шен­но дру­гая стра­на, гораз­до более раз­ви­тая и спо­кой­ная.

Поми­мо креп­ко­го наци­о­наль­но­го чув­ства, осно­ва это­го бла­го­по­лу­чия – нефть.

Кур­ды исто­ри­че­ски жили в неф­те­нос­ных рай­о­нах, кото­рые были раз­де­ле­ны меж­ду собой вели­ки­ми дер­жа­ва­ми в XIX веке, когда нефть осо­зна­ли в каче­стве чер­но­го золо­та. Сме­нив­шие коло­ни­за­то­ров лиде­ры пост­ко­ло­ни­аль­ной эпо­хи тоже не жела­ли лишать себя неф­те­до­бы­чи, отпу­стив кур­дов на все четы­ре сто­ро­ны. Тем не менее их судь­ба в четы­рех частях Кур­ди­ста­на сло­жи­лась весь­ма по-раз­но­му.

Хуже все­го там, где их боль­ше все­го, то есть в Тур­ции. Кур­ды для Анка­ры – глав­ный враг, им даже думать запре­ща­ют об авто­но­мии. Более того, тур­ки гото­вы при­ме­нять любые сред­ства, что­бы курд­ско­го госу­дар­ства не воз­ник­ло и в дру­гих местах. Имен­но это­му посвя­ще­ны мно­же­ствен­ные воен­ные опе­ра­ции в Ира­ке и Сирии, кото­рые силь­но услож­ни­ли отно­ше­ния пре­зи­ден­та Редже­па Тайи­па Эрдо­га­на с аме­ри­кан­ца­ми.

В Иране есть про­вин­ция Кур­ди­стан, но с пере­ри­со­ван­ны­ми гра­ни­ца­ми, кото­рые не соот­вет­ству­ют рас­се­ле­нию кур­дов. Это под­стра­хов­ка на слу­чай воз­об­нов­ле­ния сепа­ра­тиз­ма, вспыш­ка кото­ро­го слу­чи­лась после Вто­рой миро­вой вой­ны. Москва тогда рас­смат­ри­ва­ла воз­мож­ность создать союз­ное курд­ское госу­дар­ство или даже Курд­скую Совет­скую Соци­а­ли­сти­че­скую Рес­пуб­ли­ку, но отсту­пи­ла под англо-аме­ри­кан­ским нажи­мом.

В Ира­ке курд­ских сепа­ра­ти­стов Хусейн тра­вил ядо­ви­ты­ми газа­ми. В то же вре­мя в вице-пре­зи­ден­ты к себе все­гда брал кур­да, чтоб пока­зать, что Ирак – госу­дар­ство двух наро­дов. Клю­че­вым обра­зом помог­ло ни то, ни дру­гое. Уже после пер­вой вой­ны в Пер­сид­ском зали­ве (то есть в 1991?м, через три года после хими­че­ской ата­ки) Ирак­ский Кур­ди­стан стал жить сво­ей жиз­нью, вос­поль­зо­вав­шись кри­тич­ным ослаб­ле­ни­ем Баг­да­да. А во вто­рой войне кур­ды высту­пи­ли как союз­ник США, став по ито­гам глав­ны­ми выго­до­при­об­ре­та­те­ля­ми свер­же­ния Хусей­на. Но повто­рить этот успех в Сирии не уда­лось.

После нача­ла сирий­ской граж­дан­ской вой­ны кур­ды ста­ли тре­тьей сто­ро­ной и объ­яви­ли о неза­ви­си­мо­сти Рожа­вы: мол, вы (то есть и Асад, и оппо­зи­ция) к нам не лезь­те, мы к вам тоже не поле­зем. Тем не менее Рожа­ва нача­ла рас­ти. Кур­ды очень неохот­но вою­ют за пре­де­ла­ми сво­е­го этни­че­ско­го аре­а­ла, но тогда их к это­му побуж­дал почти весь мир, посколь­ку в игру всту­пи­ла груп­пи­ров­ка, имев­шая кор­ни в войне в Ира­ке и извест­ная под назва­ни­ем ИГИЛ*.

На кар­те вопрос был постав­лен так: если тер­ри­то­рию не зай­мут кур­ды, ее зай­мет само­про­воз­гла­шен­ный хали­фат, ужас­нув­ший все чело­ве­че­ство.

Когда же ИГИЛ* раз­гро­ми­ли, кур­дов ста­ли кри­ти­ко­вать за то, что они слиш­ком широ­ко рас­се­лись – кон­тро­ли­ру­ют зем­ли, где в боль­шин­стве ара­бы, но при этом не хотят инте­гри­ро­вать­ся обрат­но и заклю­чать дого­вор с Дамас­ком. Осно­ва это­го упрям­ства – под­держ­ка США, в надеж­ность кото­рой после все­го, что было в Мосу­ле, кур­ды не сомне­ва­лись. Разу­ме­ет­ся, зря.

При пре­зи­ден­те Дональ­де Трам­пе Вашинг­тон пла­ни­ру­ет окон­ча­тель­но свер­нуть при­сут­ствие в Сирии и выве­сти отту­да послед­нюю тыся­чу воен­спе­цов. А новым вла­стям в Дамас­ке, судя по все­му, дан карт-бланш.

Вско­ре после пере­го­во­ров Трам­па с аш-Шарааа пра­ви­тель­ствен­ные силы Сирии заня­ли тер­ри­то­рии Рожа­вы с араб­ским боль­шин­ством, но на этом не оста­но­ви­лись. Курд­ское опол­че­ние было отбро­ше­но на восточ­ный берег Евфра­та, а на теку­щий момент кон­тро­ли­ру­ют толь­ко два раз­роз­нен­ных участ­ка, во-пер­вых, окрест­но­сти Камыш­лы и Хасе­ке, «серд­це» Рожа­вы, во-вто­рых, Айн-эль-Араб. Но и это будет вли­то в еди­ную Сирию с роспус­ком леген­дар­ной пеш­мер­ги – курд­ской армии, как сле­ду­ет из вто­рич­но заклю­чен­но­го согла­ше­ния. После пер­во­го дого­во­ра – точ­но тако­го же, по сути капи­ту­ля­ци­он­но­го для кур­дов – бои про­дол­жи­лись.

От ради­ка­ли­зи­ро­ван­но­го ара­бо-сун­нит­ско­го боль­шин­ства кур­ды ждут все­го само­го пло­хо­го, вплоть до этни­че­ских чисток. США же дали понять, что их все устра­и­ва­ет. Не то что­бы в Вашинг­тоне радо­ва­лись про­бле­мам кур­дов, про­сто боль­ше не счи­та­ют их про­бле­мы сво­и­ми.

В отли­чие от Лата­кии, где ала­ви­ты были разору­же­ны Аса­дом и не мог­ли ока­зать сопро­тив­ле­ние людям аш-Шараа, кото­рых воору­жи­ли тур­ки, кур­ды рас­по­ла­га­ли сред­ства­ми для борь­бы за Рожа­ву, но при усло­вии аме­ри­кан­ской под­держ­ки (преж­де все­го, с воз­ду­ха). Одна­ко док­тор ска­зал – в морг. Зна­чит, в морг.

Эта исто­рия уже про­ис­хо­ди­ла во мно­гих частях све­та и повто­ри­лась вновь: поте­ряв инте­рес к тому или ино­му кон­флик­ту, аме­ри­кан­цы остав­ля­ют сво­их контр­аген­тов на рас­тер­за­ние про­тив­ни­ка. Рожа­ва – это южный Вьет­нам вче­ра. И Укра­и­на зав­тра.

* Орга­ни­за­ция (орга­ни­за­ции) лик­ви­ди­ро­ва­ны или их дея­тель­ность запре­ще­на в РФ

Дмит­рий Бавы­рин, ВЗГЛЯД

Связь Мак­ро­на с Эпш­тей­ном необ­хо­ди­мо рас­сле­до­вать – Филип­по