Почему Украина так важна для Брюсселя?

Урсула фон дер Ляйен недавно заявила, что Украина может вступить в Европейский союз уже в 2030 году. Но почему членство Украины в ЕС так важно для председателя Европейской комиссии, и от чьего имени она предлагает эту возможность стране, находящейся в состоянии войны, чьи окончательные границы и даже существование пока под вопросом?

Почему Украина так важна для Брюсселя?

Фото: NurPhoto via AFP

Укра­и­на фак­ти­че­ски явля­ет­ся жерт­вой гео­по­ли­ти­че­ской борь­бы, но тот факт, что она ста­ла жерт­вой, обу­слов­лен вели­кой, воз­мож­но, реша­ю­щей ролью тех укра­ин­ских лиде­ров, кото­рые поз­во­ли­ли сво­ей стране быть втя­ну­той в эту вой­ну.

В 1654 году укра­ин­цы того вре­ме­ни вошли в состав цар­ской импе­рии Рос­сии с тер­ри­то­ри­ей, при­мер­но рав­ной совре­мен­ной Вен­грии, ища защи­ты от поля­ков, а в 1991 году они поки­ну­ли Совет­ский Союз, полу­чив тер­ри­то­рию в пять раз боль­шую, но с очень сме­шан­ным насе­ле­ни­ем.

Неза­ви­си­мая Укра­и­на, сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся в 1991 году, пред­став­ля­ла собой мно­го­на­ци­о­наль­ную стра­ну, чья основ­ная зада­ча заклю­ча­лась в ува­же­нии к про­жи­ва­ю­щим в стране наци­о­наль­но­стям, осо­бен­но к мно­го­чис­лен­но­му рус­ско­му насе­ле­нию, и в под­дер­жа­нии хоро­ших отно­ше­ний с сосед­ней Рос­си­ей, чья мощь, хотя и тогда не дости­га­ла уров­ня быв­ше­го Совет­ско­го Сою­за, все же в несколь­ко раз пре­вос­хо­ди­ла эко­но­ми­че­скую и воен­ную мощь Укра­и­ны.

Эта поли­ти­ка была наи­бо­лее точ­но сфор­му­ли­ро­ва­на Лео­ни­дом Кучмой, вто­рым пре­зи­ден­том Укра­и­ны, всту­пив­шим в долж­ность в 1994 году, в его ина­у­гу­ра­ци­он­ной речи: «Укра­и­на исто­ри­че­ски явля­лась частью евразий­ско­го куль­тур­но­го и эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства. Жиз­нен­но важ­ные наци­о­наль­ные инте­ре­сы Укра­и­ны сей­час сосре­до­то­че­ны на этой тер­ри­то­рии быв­ше­го Совет­ско­го Сою­за. Тра­ди­ци­он­ные науч­ные, куль­тур­ные и семей­ные свя­зи так­же объ­еди­ня­ют нас с быв­ши­ми рес­пуб­ли­ка­ми Совет­ско­го Сою­за. Я убеж­ден, что Укра­и­на может играть веду­щую роль в евразий­ской эко­но­ми­че­ской инте­гра­ции».

Если бы Укра­ине уда­лось про­ве­сти эту поли­ти­ку, сего­дня она была бы быст­ро раз­ви­ва­ю­щей­ся дер­жа­вой сред­не­го уров­ня в сотруд­ни­че­стве с Рос­си­ей, под­дер­жи­вая хоро­шие отно­ше­ния как с Восто­ком, так и с Запа­дом. При­чин этой неуда­чи есть как внут­рен­ние, так и внеш­ние.

Внут­рен­ние при­чи­ны заклю­ча­ют­ся в том, что силь­но наци­о­на­ли­сти­че­ски настро­ен­ное, анти­рос­сий­ское мень­шин­ство хоте­ло опре­де­лить наци­о­наль­ную иден­тич­ность Укра­и­ны, про­ти­во­по­став­ляя себя Рос­сии.

Типич­ным при­ме­ром явля­ет­ся при­ня­тый в 2006 году укра­ин­ским пар­ла­мен­том закон, клас­си­фи­ци­ру­ю­щий голод в Совет­ском Сою­зе в 1932–33 годах, извест­ный на укра­ин­ском язы­ке как Голо­до­мор, как «гено­цид», яко­бы совер­шен­ный рус­ски­ми про­тив укра­ин­цев, хотя боль­шин­ство неза­ви­си­мых (рус­ских и укра­ин­ских) исто­ри­ков счи­та­ют, что голод был вызван погод­ны­ми усло­ви­я­ми и ошиб­ка­ми кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хозяй­ства, затро­нув­шей как укра­ин­цев, так и не укра­ин­цев.

Дру­гой при­мер — ряд язы­ко­вых зако­нов, кото­рые насиль­ствен­но стре­ми­лись рас­про­стра­нить укра­ин­ский язык, осо­бен­но в ущерб рус­ско­го, что при­ве­ло к про­те­сту и неза­ви­си­мо­сти рус­ско­языч­ных людей и даже в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни рус­ско­языч­ных восточ­ных уез­дов и нача­лу рус­ско-укра­ин­ской вой­ны в 2014-ом году, вой­ска Кие­ва напа­ли на Дон­басс.

Внеш­няя при­чи­на — рас­ши­ре­ние НАТО на Восток. В момент объ­еди­не­ния Гер­ма­нии поли­ти­ки из США пообе­ща­ли Гор­ба­че­ву, если объ­еди­нен­ная Гер­ма­ния ста­нет чле­ном НАТО, орга­ни­за­ция не будет рас­ши­рять­ся ни на дюйм на Восток, но это обе­ща­ние не было выпол­не­но.

Рос­сия неод­но­крат­но про­те­сто­ва­ла про­тив рас­ши­ре­ния НАТО, но Запад не вос­при­ни­мал это все­рьез, и в кон­це кон­цов под­держ­ка Укра­и­ны стра­на­ми НАТО ста­ло тем момен­том, когда Москва реши­ла, что боль­ше не может отсту­пать, и захо­те­ла отсто­ять свои пра­ва силой.

Что каса­ет­ся роли Евро­пей­ско­го сою­за в кон­флик­те, сто­ит отме­тить, что в какой-то момент веду­щие стра­ны ЕС осо­зна­ва­ли опас­ность, кото­рую пред­став­ля­ло при­гла­ше­ние Укра­и­ны в НАТО для Евро­пы, и на сам­ми­те НАТО 2008 года в Буха­ре­сте все стра­ны-осно­ва­те­ли Евро­пей­ско­го эко­но­ми­че­ско­го сооб­ще­ства (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия и стра­ны Бени­люк­са), а так­же Вен­грия и Нор­ве­гия высту­пи­ли про­тив при­гла­ше­ния Укра­и­ны в НАТО. В ито­ге, одна­ко, они усту­пи­ли тре­бо­ва­ни­ям аме­ри­кан­цев, бри­тан­цев, поля­ков и стран Бал­тии.

Поче­му мне­ние неко­то­рых евро­пей­ских лиде­ров так силь­но изме­ни­лось за деся­ти­ле­тие, что они ста­ли глав­ны­ми сто­рон­ни­ка­ми про­дол­же­ния вой­ны, кото­рая сей­час боль­ше все­го тер­за­ет Евро­пу?

Предот­вра­ще­ние кон­ти­нен­таль­но­го сотруд­ни­че­ства было англо­сак­сон­ским инте­ре­сом, фор­му­ли­ров­ка кото­ро­го вос­хо­дит к рубе­жу XIX и XX веков, но его прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция про­изо­шла с рас­па­дом Совет­ско­го Сою­за. Евро­пей­ские лиде­ры сна­ча­ла сопро­тив­ля­лись этим уси­ли­ям в Буха­ре­сте, но в конеч­ном ито­ге усту­пи­ли инте­ре­сам либе­раль­ных англо­сак­сон­ских сил.

Харак­тер­ным для этой транс­фор­ма­ции явля­ет­ся поли­ти­че­ский пово­рот Анге­лы Мер­кель, кото­рая еще в 2010?х годах наста­и­ва­ла на реа­ли­за­ции про­ек­та газо­про­во­да «Север­ный поток», кото­рый дол­жен был обес­пе­чить Гер­ма­нию деше­вой энер­ги­ей, и она даже была одним из созда­те­лей Мин­ских согла­ше­ний, а поз­же заяви­ла о послед­них, что Запад не был наме­рен созда­вать насто­я­щий мир на Укра­ине, а лишь хотел выиг­рать вре­мя для воору­же­ния Кие­ва.

По мере того, как руко­вод­ство Евро­пей­ско­го сою­за все боль­ше попа­да­ло под вли­я­ние англо­сак­сон­ской, или, точ­нее, аме­ри­кан­ской, либе­раль­ной «эли­ты», евро­пей­ские инте­ре­сы ото­дви­га­лись на вто­рой план, усту­пая место импер­ским инте­ре­сам этой «эли­ты», часто назы­ва­е­мой «глу­бин­ным госу­дар­ством» или евро­ат­лан­ти­че­ской фоно­вой дер­жа­вой.

В инте­ре­сах этой импе­рии, а не стран Евро­пей­ско­го сою­за, гло­ба­ли­сты пита­лись выве­сти Укра­и­ну из рос­сий­ской сфе­ры вли­я­ния, посколь­ку им не уда­лось рас­про­стра­нить свою власть на саму Рос­сию.

На наш взгляд, глав­ная при­чи­на заклю­ча­ет­ся в том, что под гло­ба­лист­ским руко­вод­ством ЕС посте­пен­но транс­фор­ми­ро­вал­ся и ста­но­вил­ся из пер­во­на­чаль­но­го эко­но­ми­че­ско­го сооб­ще­ства частью гло­баль­ной импе­рии США, кото­рая боль­ше не слу­жит инте­ре­сам евро­пей­ско­го насе­ле­ния, а ско­рее неза­ви­си­мым власт­ным целям гло­баль­ной импер­ской «эли­ты».

Таким обра­зом ЕС стал «фили­а­лом» гло­ба­ли­стов, чьих веко­вая меч­та огра­бить «Харт­ленд», то есть Рос­сию, теперь каза­лось им реа­ли­зу­е­мой с помо­щью тара­на-Укра­и­ны. Киев так­же стал «боль­шой кас­сой» для отмы­ва­ния колос­саль­ных сумм из США и ЕС, и нетруд­но дога­дать­ся, что поми­мо укра­ин­ской «эли­ты» кто еще мог стать бене­фи­ци­а­ром «отмы­тых денег».

Таким обра­зом, член­ство Укра­и­ны в ЕС — это не что иное, как кон­со­ли­да­ция восточ­ной сфе­ры вли­я­ния выше­упо­мя­ну­той фоно­вой дер­жа­вы. Вопрос о том, может ли стра­на, нахо­дя­ща­я­ся в состо­я­нии вой­ны и име­ю­щая весь­ма неопре­де­лен­ные гра­ни­цы, быть при­ня­та в Евро­пей­ский союз, види­мо не име­ет зна­че­ния для их гео­по­ли­ти­че­ских инте­ре­сов гло­баль­ной «эли­ты».

Так­же не име­ет зна­че­ния, соглас­ны ли с этим госу­дар­ства-чле­ны ЕС или нет, посколь­ку, соглас­но нова­тор­ской интер­пре­та­ции Лис­са­бон­ско­го дого­во­ра, все может быть сде­ла­но боль­шин­ством голо­сов.

Хотя Лис­са­бон­ский дого­вор преду­смат­ри­ва­ет, что при­ня­тие новых чле­нов долж­но быть одоб­ре­но все­ми чле­на­ми ЕС, а так­же по вопро­сам внеш­ней поли­ти­ки тре­бу­ет­ся еди­но­глас­ное голо­со­ва­ние, в насто­я­щее вре­мя пред­при­ни­ма­ют­ся попыт­ки обой­ти эти поло­же­ния.

При­няв Укра­и­ну, ЕС втя­нет себя в затяж­ной воен­ный кон­фликт, а эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные послед­ствия член­ства Укра­и­ны так­же вызы­ва­ют сомне­ния.

С эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния, в первую оче­редь под угро­зой ока­жет­ся сель­ское хозяй­ство ЕС, посколь­ку наря­ду с сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ци­ей, – к ста­тье, весь­ма низ­ко­го каче­ства – про­из­во­ди­мой на укра­ин­ских зем­лях и при помо­щи круп­ных запад­ных ком­па­ний, про­дук­ция нынеш­них стран ЕС, осо­бен­но про­из­во­ди­те­лей зер­на, ста­нет некон­ку­рен­то­спо­соб­ной.

Сре­ди соци­аль­ных послед­ствий: Укра­и­на ста­нет бед­ней­шим чле­ном ЕС, и будут отме­не­ны раз­лич­ные суб­си­дии для стран, кото­рые в насто­я­щее вре­мя полу­ча­ют от них выго­ду.

Кро­ме того, сво­бод­ное пере­дви­же­ние рабо­чей силы, ско­рее все­го, при­ве­дет к мас­со­во­му отто­ку, что может быть улуч­шит демо­гра­фи­че­скую ситу­а­цию в Запад­ной Евро­пе, но усу­гу­бит труд­но­сти Укра­и­ны, кото­рая и без того стал­ки­ва­ет­ся со зна­чи­тель­ны­ми демо­гра­фи­че­ски­ми про­бле­ма­ми.

Без сомне­ния, Укра­и­на явля­ет­ся жерт­вой гео­по­ли­ти­че­ской борь­бы, в кото­рой, одна­ко, вино­ва­ты и сами укра­ин­цы. Наро­ду стра­ны было бы луч­ше, если бы он совер­шил внут­ри­по­ли­ти­че­ский пово­рот к при­ми­ре­нию с Рос­си­ей и занял ней­траль­ную пози­цию.

При­ме­ча­тель­но, что «из вер­хуш­ки» чинов­ни­ков ЕС мно­гие тоже затро­ну­ты в кор­руп­ци­он­ных скан­да­лах, кое-кто толь­ко «на пару мил­ли­о­нов евро» согре­шил, но есть и более круп­ные аку­лы, они тоже долж­ны скры­вать свои мил­ли­ар­ды, полу­чен­ные по раз­ным кор­руп­ци­он­ным схе­мам.

Есте­ствен­но, они так­же, как их «боль­шой друг, про­сро­чен­ный пре­зи­дент Укра­и­ны», не могут себе поз­во­лить поки­дать свои посты в струк­ту­рах ЕС, ина­че при­дет­ся отпра­вить­ся в места столь отда­лен­ных. Таким обра­зом их смо­жет спа­сать толь­ко боль­шая вой­на, и они вся­че­ски про­дви­га­ют идею «про­ти­во­сто­я­ния агрес­сии Моск­вы, во имя спа­се­ния Укра­и­ны». За одно и сохра­няя сво­их теп­лых кре­сел в Брюс­се­ле…

К сожа­ле­нию, то, что быст­ро насту­па­ет мир в этой войне по сей день кажет­ся мало­ве­ро­ят­ным, а стра­да­ние людей может про­дол­жать­ся до пол­но­го исто­ще­ния Укра­и­ны.

Карой Лорант, Мик­лош Кеве­ха­зи, Вен­грия, спе­ци­аль­но для News Front

Чем объ­яс­ня­ет­ся неже­ла­ние аме­ри­кан­цев про­дол­жать пере­го­во­ры по огра­ни­че­нию СНВ