Ложные цели в небе: как российские военные распознают украинские дроны-обманки

На Харьковском направлении подконтрольные Киеву подразделения попытались пойти на хитрость и начали запускать в небо так называемые обманки. Это ложные цели, используемые для отвлечения российской системы противовоздушной обороны от настоящих боевых и разведывательных дронов. Однако этот номер у ВСУ не прошел, российские бойцы научились их распознавать.

В объектив камеры попал приближающийся силуэт украинского разведывательного беспилотника. FPV-перехватчик 22-го зенитно-ракетного полка группировки «Север» заходит на удар. Уничтожение происходит путем разлета поражающих элементов осколочно-фугасной боевой части.

Позывной Егерь, заместитель командира взвода противодействия БПЛА: «Мы работаем только на дистанционном подрыве, подрываем с кнопки. Бывают моменты, когда в условиях работающих систем радиоэлектронной борьбы мы можем потерять дрон. То есть он будет абсолютно безопасен, не подорвется никаким образом».

Чтобы привести механизм в действие, к вражескому борту необязательно приближаться вплотную. На Харьковском направлении спецоперации противник применяет так называемые обманки — ложные цели, чтобы отвлечь расчеты противовоздушной обороны от того, что действительно несет угрозу.

Позывной Леший, начальник радиолокационной станции: «Определяется, как сама себя цель ведет, идет ли она по ветру, совершает маневры. Это все видно на РЛС. Опыт и насмотренность позволяют определить. Можем вылететь, проверить на всякий случай, подготовиться, но зачастую это сразу понятно».

Атакуют вражеских «птиц» не сразу. Из сопровождают, внимательно следят за их поведением на маршруте следования. При этом российские военные уже готовят FPV к запуску. В режиме повышенного внимания работают и мобильные огневые группы. Зенитчики поражают плотным огнем БПЛА дальнего действия, который летел через приграничные районы транзитом.

Большая часть выездов, как правило, приходится на ночные часы, однако прощупывать российскую ПВО противник не перестает и в светлое время суток. Расчеты могут работать как группы, прикрывающие системы противовоздушной обороны на боевом дежурстве, так и в качестве самостоятельных подразделений. В этом случае они забирают на себя так называемое малое небо, то есть поражают дроны на малых высотах, что не всегда удобно для больших зенитно-ракетных комплексов. Сбиты сотни вражеских БПЛА, среди которых нередко встречаются и образцы иностранного производства.

Позывной Джамбул, стрелок мобильной огневой группы: «У меня был опыт учебы в школе снайперов, поэтому попал сюда. Мой путь военного вообще начался с разведроты. Потом я перешел в мотострелковый полк, с мотострелковым полком в первый раз попал на СВО. Потом посчастливилось попасть в ПВО».

На участках фронта, где наблюдается высокая активность вражеских дронов, также работают мобильные группы операторов-перехватчиков. Это своего рода специалисты более узкого профиля.

Позывной Москва, командир отделения БПЛА: «Стационарная группа работает в круг. Она понимает, где больше пролет. Соответственно, мы выезжаем, сами определяем, чтобы нам закрывать этот сектор, местность, находим сопутствующие высоты и так далее, работаем в этом секторе».

В заданном квадрате группа находится до тех пор, пока поток украинских «птиц» не удастся задушить. Кроме того, бойцы взвода противодействия БПЛА помогают операторам обходить вражеские засады, при необходимости расчищая путь ударным и разведывательным беспилотникам.

Сбор военного корреспондента НТВ Ильи Лядвина на беспилотники для десантников