Известный донецкий культуролог и продюсер Дмитрий Кожухов рассказал изданию Украина.ру о том, что сегодня происходит с украинской культурой в Донбассе, почему дончане и луганчане не могут пока дать культурный продукт всероссийского уровня, о Добром Шубине и о том, почему больше нет культового клуба "Куприн"
- Дмитрий, объясни мне как донецкий культрегер, почему такой индустриальный регион как Урал дал России так много в культурном плане в отличие от такого же индустриального региона как Донбасс? Литература: Павел Бажов и Дмитрий Мамин-Сибиряк, а из современных – Алексей Иванов. Рок-музыка: уфимец Юрий Шевчук, екатеринбуржцы "Наутилус-Помпилиус", "Агата Кристи", "Чайф", "Смысловые галлюцинации", песни которых пела и поет вся Россия. Поэты: Борис Рыжий и Илья Кормильцев. Театральное искусство и драматургия: Николай Коляда и "Коляда-театр". Почему такого же нет в Донбассе? В поэзии есть дончанка Анна Ревякина и луганчанка Елена Заславская, но я не уверен, что они произвели такой же эффект и оказали такое же влияние на русскую поэзию как Кормильцев и Рыжий. В чем наша проблема? Чего нам не хватает, чтобы быть культурным образцом для всей России?
- Сходу можно сказать, что всё это из-за недостатка свободного времени. Когда, спрашивается, писать стихи, если нужно выполнить и перевыполнить трудовую норму. Поэтому Стаханов, Ангелина, Изотов, Мазай, Кривонос не с Урала.
Вообще, считаю, не совсем уместно разграничивать по административному делению, так уж и Таганрог, бывший частью Екатеринославской губернии, можно причислить к Донбассу. А тут уже Бажову сложнее будет тягаться с Чеховым.
К объективным же причинам могу отнести отсутствие производственных баз, в том же Екатеринбурге более 20 театров, а в Донецке с Макеевкой всего пять. Мне кажется, что именно в театре происходит максимальное культурное обогащение.
Поэтому, чем больше точек соприкосновения с прекрасным, тем больше представляется возможностей для культурного развития. Справедливости ради хочу отметить, что билеты в наши театры достать практически невозможно, стало быть, потребность в обогащении есть, а предложения весьма ограничены. Так что, с ростом количества театров у нас будет чем удивить Россию в будущем.
- Послушай, ну какой там "недостатком времени"? Это несерьезно. Понятно, что Паша Ангелина или Алексей Стаханов никаких романов писать не будут и ставить опер и балетов тоже, это делают интеллигенты, у которых-то есть свободное время, но они его не использовали. Может ли быть объяснением того, что Донбасс не дал чего-то такого выдающегося, то, что "пролетарско-поселковая" атмосфера в нем способствовала тому, что из Донбасса интеллигенция просто уезжала или хотела уехать - в Москву, Питер или в Киев?
- В "пролетарско-поселковой" среде несколько зазорно писать лирические вещи, гораздо почетней быть спортсменом и уметь постоять за себя. А большая часть интеллигенции действительно стремилась уехать в более развитые культурные центры, в том числе по причине, уже озвученной мной - ограниченным количеством точек соприкосновения с искусством.
- Украинская культура в Донбассе умерла? Вообще есть ли у нас ее носители, и если есть, то кто это?
- Скорее забронзовела, как памятники Шевченко на одноименном донецком бульваре и в кинотеатре. Большая часть населения абсолютно безразлично относится к украинскому языку, местами высмеивая его. Нынешние старшеклассники в принципе никак не контактировали с украинской культурой, она им чужда и непонятна.
Есть те, у кого украинский язык вызывает отвращение, но, разумеется, есть и те, кто продолжает потреблять украинский контент посредством VPN и спутниковых антенн, этого нельзя отрицать.
Мне кажется, эти люди не хотят менять свой привычный уклад, несмотря на то количество бед, которое принесла эта страна Донбассу. По моему субъективному мнению, нет ничего крамольного в том, чтобы послушать или почитать что-то на украинском, увидевшее свет до 2014 года. Поскольку эти произведения были частью нашей жизни, то с ними могут быть связаны личные воспоминания и впечатления, а то, что их авторы после известных событий лишились всего человеческого - нас уже не касается.
До 2022 года в Донецке еще оставались авторы, в открытую пишущие и поющие на украинском языке, но с началом СВО они как-то окончательно разбежались по "європейских мiстах".
- В прошлом интервью – семилетней давности – ты интересно рассказал о дончанах-культуртрегерах, которые в 2014 году перешли на сторону Украины и покинули Донецк, переехав в Киев, или вступив в украинские карательные батальоны. Например, меня впечатлил твой рассказ о владельце донецкой "Избы-читальни" Богдане Чабане, вступившем в украинский нацбат, успевшем побывать под украинским судом за мародёрство и насилие, и представлявшем оккупированный ВСУ Донецк как Багдад, по которому со своими дружами-нациками он будет разъезжать на хаммере. Что с ним сейчас? Что вообще стало со всеми этими коллаборационистами?
-Не знаю, да и, честно говоря, абсолютно неинтересно, что с ним сейчас. Главное, что места ему в Донецке уже нет и не будет. Но, как показывает история, судьба у коллаборационистов незавидная.
- В ДНР есть два самых крупных нацменьшинства – греки и татары. Они как-то сейчас проявляют себя в национальном культурном плане, или всё, это реликтовые этносы в Донбассе, и они практически русифицированы?
- Отвечая на твой вопрос, могу только кратко сказать, что первые ежегодно проводят праздник "Калимэра" в Старобешево, а вот татарский праздник "Сабантуй" отмечают скорее локально и всё никак не запустят на республиканском уровне.
Греки и татары, которые очень давно проживают в регионе - первые несколько столетий, вторые - почти сто лет - настолько ассимилировались, что их какая-то серьезная культурная обособленность не ощущается.
Их, в общем-то, не видно и не слышно сегодня в отличие от приезжих армян и таджиков, которые пока еще живут закрытыми сообществами, общаются между собой на родных языках и имеют свои хозяйственные ниши - например, таджики в области строительства и ремонта квартир и домов. Но рано или поздно и в их случае русификация своё возьмет.
- Куда пропал твой культовый клуб "Куприн", где читались лекции, проводились выставки, проходили дискуссии, выступали заезжие знаменитости? Что произошло? Помню, как с лекциями там выступал донецкий историк Донбасса и писатель Олег Измайлов, свои стихи читала Анна Ревякина, часто приходил Рамиль Замдыханов, тогдашняя донецкая телезвезда. Стоит ли ожидать, что "Куприн" возобновит свою работу
- Мне кажется, он изжил себя, и пока я не вижу способов его трансформации. В период активной деятельности (2016-2022 гг.) мы находились в своего рода вакууме, когда одна сторона отвернулась и начала методично уничтожать регион, а вторая - протянула руку, но пока еще не приняла в свои объятия.
При этом, нам удавалось создавать свой самобытный продукт, который был именно донецким, а наши участники и посетители стали, по сути, одной семьей, связанной любовью к городу и краю.
Для меня это была постоянная гонка с самим с собой, где я старался выдавать на-гора всё новые и новые форматы мероприятий, пробуя разные жанры и в какой-то момент осознал, что лучше создать уже не могу. Изменились условия и люди, многие разъехались, некоторых уже нет с нами, поэтому "Куприн" прошлого в текущем невозможен. Возможно, придет время, и он возродится в новой форме, но в какой именно - сложно сказать.
- Кстати, почему несмотря на то, что в Донбассе 12 лет идет война, а люди ЛДНР не оскотинились, не потеряли человеческое лицо, а наоборот – ходят в театры, на концерты, интересуются литературой и искусством? Почему дончанам так нужна культура?
-Живой интерес дончан к искусству связан как раз с потребностью переключения сознания от двенадцатилетней военной жизни. Невозможно постоянно находиться в стрессе и ощущении внезапного конца. Бытовые трудности, к слову, лишь усиливают эту потребность.
- Ты, если я все правильно понимаю, снимаешь документальный фильм о самом, пожалуй, главном мифологическом существе Донбасса – Добром Шубине. Во-первых, давай расскажем читателям, кто это. Во-вторых, объясни, почему для тебя это важная тема? Что заставило тебя к этой теме обратиться?
- Я сейчас с головой ушел в видеопроизводство, параллельно учусь во ВГИКе на специальности продюсер. В 2024 запустил аудиоспектакль-променад по Мариуполю о событиях, предшествующих свадьбе Архипа Куинджи.
Прошлым летом снимал серию роликов о путешествиях по историческим регионам, один из этих выпусков был посвящен легендам Донбасса, там мы рассказывали, в том числе и о Добром Шубине - горняцком духе и покровителе шахтеров. Пожалуй, это наиболее самобытная легенда Донбасса, которая явно нуждается в развитии.
Ведь этот мистический персонаж может стать прародителем целой фантастической Вселенной. А что, если под землей он такой не один, на какие события он может повлиять, и в чем принимать участие? Можно размещать маленьких Шубинов по городу, как это делают с хомлинами в Калининграде (небольшие бронзовые фигурки вымышленных сказочных существ, напоминающих домовых, которые расположены в культурных и исторических местах Калининграда в качестве арт-объектов – прим.), можно снимать мультфильмы, писать стихи и сказки, производить сувениры. В общем необъятное поле для деятельности.
В планах продолжить серию выпусков по историческим регионам, посвятив больше материала историям о людях, ну и продолжить исследования легенд и мифов.
- Мне нравится твоя убежденность в том, что Добрый Шубин может породить "целую фантастическую Вселенную". Типа Киновсеселенной Марвела или Лавкрафта - типа загадочного гигантского чудовища по имени Ктулху. Но самое интересное - некому российским кинематографистам подсказать такую отличную тему, потому что донбасская интеллигенция в силу своего тяжелого провинциализма не видит этих перспектив. Нет?
- Прежде всего нужно убедить московского продюсера в экономической целесообразности данной затеи, а это достаточно сложно. Продукт скорее локальный и для начала нужно раскрутить его на внутреннем рынке, но у нас как-то не принято кичиться своими героями, к сожалению.
- Кстати, мне понравилась твоя мысль, что в Донбассе в силу до сих пор господствующего "пацанского мировоззрения" именно спорт превалировал и превалирует над искусством? Вот в спорте Донбасс смог так высоко подняться. Вспомним, что местные олигархи патронировали футбол и хоккей: Ахметов - "Шахтер", Тарута – "Металлург", Бойко – мариупольский "Ильичевец", Колесников – хоккейную команду "Донбасс". Никого из них я не помню пропагандирующими театры или каких-то литераторов. Может, сейчас, когда в Донбасс пришла Россия, у него появился шанс сделать что-то большое в искусстве?
- В России огромное количество программ, направленных на поддержку культурных инициатив, раньше мы и представить не могли, что существует такое многообразие, поэтому у нас точно есть все шансы, чтобы проявить себя и занять достойное место в культурном пространстве страны.
Читайте также раннее интервью Дмитрия Кожухова, которое он дал Александру ЧаленкоДонецкий культуртрегер: кто сегодня занимается культурой Донбасса

























































