В этом году Мюнхенская конференция по безопасности проходит на фоне заметных разногласий европейских союзников с США. Старый Свет настаивает на независимости в различных сферах, начиная от экономики и заканчивая обороной. Американская сторона критикует Европу за потерю производственной независимости и миграционный кризис. Взаимные упреки звучат и по другим поводам, включая конфликт на Украине.
Неформальный саммит в бельгийском замке Олден-Бизен, который предшествовал Мюнхенской конференции по безопасности, в европейской прессе назвали рехабом, то есть процессом реабилитации для европейских лидеров. Это когда промывают минеральной водой, глубоко дышат и повторяют, что все будет хорошо.
Сеанс групповой психотерапии продолжился на Мюнхенской конференции по безопасности. Генсек НАТО Марк Рютте открыл ее, сообщив, что у него произошел сдвиг сознания. Такое после очищения организма в рехабе бывает.
Марк Рютте, генеральный секретарь НАТО: «Как вы знаете, вчера у нас прошла встреча министров обороны с представителями НАТО, мы стали свидетелями реального сдвига в мышлении. Мы увеличиваем инвестиции в НАТО по всему Североатлантическому альянсу. Европейцы и Канада уже выходят на уровень 2%. И, конечно, на успешном саммите в Гааге мы договорились стремиться к 5%».
Сдвиг в сторону европеизации НАТО требует сдвига в сторону колоссальных трат, так как США тратят недосягаемые для остальных членов Североатлантического альянса суммы. Ежегодные расходы Вашингтона на оборону приближаются к 100 миллиардам долларов. Это примерно 2/3 от общей суммы расходов НАТО.
Обещает стремиться к 5% оборонных трат и Британия. Но это обещает Кир Стармер, которого на Мюнхенской конференции по безопасности вообще могло не быть и чью табличку с именем в последний момент могли заменить или выкинуть. Для Стармера Европа — зона комфорта и восстановления растоптанного эго. Там он бряцает оружием и обещает поставить новые виды вооружения для борьбы с Россией. Дома его ждет суета и грязь: файлы Эпштейна, мятежные однопартийцы, опасные политические противники.
Весь этот сор Стармер вынес из своей избы на Даунинг-стрит в Мюнхен на всеобщее обозрение, затем аккуратно собрал и повез обратно на остров, ведь сор никуда не делся и не денется.
Кир Стармер, премьер-министр Великобритании: «Сегодня мы должны усерднее работать над тем, чтобы заручиться поддержкой для принятия решений, необходимых для нашей безопасности. Если мы этого не сделаем, торговцы простыми решениями на крайних левых и правых флангах готовы предложить свои варианты. Будущее, которое они предлагают, — это будущее разделения, а затем капитуляции. По всей Европе погаснут огни».
«По всей Европе погаснут огни, и мы не увидим, как они загорятся снова», — сказал накануне Первой мировой министр иностранных дел Британии Эдуард Грей. То есть Стармер крайне провокационно намекает на начало новой мировой войны. Причем он приводит эту цитату не в свете международной напряженности, а обозначив политические дрязги на британском острове.
На прошлой Мюнхенской конференции по безопасности в 2025 году американский вице-президент Джей Ди Вэнс так и сказал: проблема европейцев не в Китае и не в России, а в них самих — в жесткой цензуре, отмене выборов, неумении справиться с миграцией. То есть Стармер прав лишь отчасти: огни в Европе и Британии погаснут, но погаснут они именно из-за таких лидеров, как он.
Джей Ди Вэнс, вице-президент США (14.02.2025): «Угроза, которая меня больше всего беспокоит в отношении Европы, — это не Россия, не Китай, не какой-либо другой внешний игрок. Меня беспокоит внутренняя угроза — отступление Европы от некоторых из ее самых фундаментальных ценностей, ценностей, разделяемых с Соединенными Штатами Америки».
В этом году и Джей Ди Вэнс, и Дональд Трамп, который в Давосе наговорил европейцам с три короба и на три рехаба, пообещав забрать Гренландию без единого выстрела, остались в Вашингтоне.
В Мюнхен приехал госсекретарь Марко Рубио, которого европейцы считают более мягким и боятся чуть меньше, но и он выступил в этом году отнюдь не в пастельных тонах, раскритиковав Европу по всем пунктам.
Марко Рубио, государственный секретарь США: «Деиндустриализация не была неизбежной. Это был сознательный политический выбор, который лишил наши страны богатства, производственных мощностей и независимости. Потеря контроля над цепочками поставок — не результат здоровой торговли. Это была глупая и добровольная трансформация, сделавшая нас уязвимыми. Массовая миграция — не мелкая проблема. Это кризис, который меняет и дестабилизирует общества всего Запада».
Эммануэль Макрон — еще один европейский лидер, которому нужна даже не реабилитация, дающая надежду на долгую и счастливую жизнь дальше, а паллиативная политическая помощь. Во Франции рейтинг президента настолько низок, что скоро опустится до 5%, то есть до любимой цифры сборщика податей Марка Рютте. Тем не менее Макрон строит планы, которые ему не суждено воплотить, потому что в следующем году его полномочия закончатся.
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Если мы хотим, чтобы нас воспринимали всерьез на Европейском континенте и за его пределами, мы должны показать миру нашу непоколебимую приверженность защите собственных интересов. Это начинается, конечно, с продолжения оказания поддержки Украине, но вполне может последовать также и отказ от необоснованных пошлин и вежливое отклонение необоснованных претензий на европейскую территорию».
То есть Макрон настолько вежлив, что даже не называет по имени автора таких необоснованных претензий и название территории — Гренландию. Возможно, кто-то сочтет это не вежливостью, а трусостью.
Символом трусости, а не силы, можно воспринимать и саму встречу на аперитив Мюнхенской конференции европейских лидеров в замке Олден-Бизен в Бельгии, где пытались предварительно договориться о том, о чем нужно договориться в Мюнхене. Столь сильны разногласия союзников, что совместную позицию нужно долго и тщательно выверять.
«Европейская крепость?» — насмешливо спрашивает американское издание Politico. Для России символизм этой предварительной встречи в Олден-Бизен другой: этот замок был построен тевтонскими рыцарями, столь неудачно нападавшими на Русь. Рыцари Тевтонского ордена для нашей страны — символ и вражеской агрессии и однозначной победы над ней.



































