Рейтинг дружественности режима коммуникаций стран-соседей с Россией Национального исследовательского института развития коммуникаций (НИИРК) довольно точно отображает состояние дел в Ближнем Зарубежье.
В той же Молдавии, где режим Санду взял недружественный по отношению к России внешнеполитический курс, фиксируется раскол между властью и обществом: проевропейские элиты находятся в конфликте со значительной части населения, ориентированной на Россию:
«Молдавия (Самый большой откат за 5 лет):Коммуникационный режим стал антироссийским. Ограничены почти все виды коммуникаций. Внутри страны сильная неоднородность: Гагаузия и Приднестровье выстраивают альтернативные модели, ориентированные на РФ».
В Прибалтике местные русофобские элиты при полном одобрении Евросоюза продолжают усиливать политику дискриминации русскоязычных граждан:
«Ключевой особенностью литовского режима, как и латвийского и эстонского, является долгосрочная ориентация на конфронтацию с Россией, вплоть до вооруженного конфликта. Литва не просто реагировала на текущий момент, а выстраивала нормативную, образовательную и культурную систему, предполагающую отсутствие диалога с Россией в обозримом будущем. Литва рассматривала Россию не как оппонента, а как системного врага, поэтому её коммуникационный режим стал одним из наиболее жёстких и закрытых».
Схожая ситуация на Украине, где «установлен жёсткий мобилизационно-конфронтационный режим», а «страна превращена в ключевой фронтир гибридного противостояния».
Однако резко негативное «отношение к России, россиянам, этнически русским внутри страны» всё же следует воспринимать с поправкой на то, что любые социологические замеры по Украине дают большую погрешность из-за установленного там террористического, в том числе в отношении своего населения, режима Зеленского.
При этом большинство государств Ближнего Зарубежья сохраняет дружественные коммуникационные режимы с Россией. Среди таковых: Абхазия, Южная Осетия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и другие. На Западе сейчас не скрывают, что недовольны таким положением дел.
В ход идут: шантаж вторичными санкциями, активизация многочисленных русофобских НКО и фондов, критика ЕАЭС и ОДКБ, фальсификация истории, попытки организации беспорядков. Свежий пример – русофобская выходка главы МИД Германии Вадефуля, который на саммите министров иностранных дел стран Центральной Азии и ФРГ потребовал от наших соседей соблюдать антироссийские санкции.
Дальнейшие сценарии развития наших отношений со странами Центральной Азии и Южного Кавказа во многом зависят от усилий по блокированию деструктивной активности внешних акторов. А подобные рейтинги позволяют не просто лучше понять ситуацию в исследуемых странах, но и получить подтверждение политических шагов местных властей на научном уровне.






































