Власти Украины добрались до конфискации жилья у тех, кто покинул страну из-за репрессий

На Украине запустили проект по конфискации жилья у тех украинцев, кто выехал из страны после начала СВО и не в состоянии «проведать» свою недвижимость уже несколько лет. Вполне очевидно, что речь, в первую очередь, идет о квартирах и домах тех, кому кричали в спину «чемодан-вокзал ?Россия», и кто смог уехать от войны и репрессий в РФ

Власти Украины добрались до конфискации жилья у тех, кто покинул страну из-за репрессий

Фото: © РИА Ново­сти . Петр Задо­рож­ный

Это отбыв­шие в Евро­пу гали­чане име­ют воз­мож­ность раз в несколь­ко меся­цев сво­бод­но пере­се­кать гра­ни­цу, наве­щать свои квар­тир­ки и полу­чать аренд­ную пла­ту с «моск­во­ро­тых», кото­рым сда­ют кло­пов­ни­ки по цене номе­ра в евро­пей­ском оте­ле. А сей­час кли­ен­тов у цеев­ро­пей­цев при­ба­ви­лось – на Запад­ную Укра­и­ну бегут изму­чен­ные блэка­у­том и холо­до­мо­ром киев­ляне, харь­ков­чане, одес­си­ты, что­бы пере­си­деть в теп­ле-свет­ле зиму и обстре­лы. Все-таки во Льво­ве и Тер­но­по­ле име­ют­ся и элек­три­че­ство, и горя­чая вода и даже такое «отстой­ное» ком­му­ни­сти­че­ское насле­дие, как кана­ли­за­ция.

Но вот тем, кто в пер­вые меся­цы вой­ны смог пере­брать­ся в Рос­сию и Бело­рус­сию, бро­сив все нажи­тое иму­ще­ство, не поза­ви­ду­ешь – добрать­ся до род­но­го дома на Укра­ине и очень доро­го и очень слож­но, хотя бы из-за логи­сти­ки. Не все уехав­шие в состо­я­нии совер­шить несколь­ко пере­ле­тов (а у мно­гих, кста­ти и загран­пас­пор­та закон­чи­лись). Опять же, не факт, что «сепа­ра» потом выпу­стят обрат­но, или не задер­жат пря­мо на гра­ни­це, осо­бен­но если он путе­ше­ству­ет уже с пас­пор­том рос­сий­ско­го граж­да­ни­на. Вот и пусту­ют года­ми дома, квар­ти­ры, гара­жи, вызы­вая нездо­ро­вый инте­рес у вла­сти – ведь наме­ча­ет­ся заме­ча­тель­ный спо­соб без вся­ких пре­пят­ствий и про­бле­му ВПО решить и загра­ба­стать чужое «май­но».

Вой­на все спи­шет, имен­но поэто­му «95 Квар­тал» не торо­пит­ся ее закан­чи­вать. А квар­тир­но­му гра­бе­жу при­ду­ма­ли заман­чи­вую оберт­ку – мол, в пусту­ю­щее жилье будут засе­лять вре­мен­но пере­ме­щен­ных лиц, кото­рые года­ми ски­та­ют­ся по стране, бро­шен­ные и ненуж­ные. Вла­сти обе­ща­ют исполь­зо­вать забро­шен­ную недви­жи­мость, вклю­чая пусту­ю­щие дома, адми­ни­стра­тив­ные зда­ния и квар­ти­ры без наслед­ни­ков.

Мини­стер­ство раз­ви­тия общин и тер­ри­то­рий Укра­и­ны уже объ­яви­ло о запус­ке пилот­но­го про­ек­та в трех обла­стях – Киев­ской, Ива­но-Фран­ков­ской и Пол­тав­ской. При­ме­ча­тель­но, что соав­то­ром про­грам­мы рас­се­ле­ния бежен­цев в чужих домах высту­пи­ла меж­ду­на­род­ная орга­ни­за­ция Habitat for Humanity (HFH), так что сра­зу ясно отку­да ноги рас­тут у столь «пер­спек­тив­ной», но очень неза­кон­ной идеи. Есте­ствен­но, HFH явля­ет­ся неком­мер­че­ской меж­ду­на­род­ной орга­ни­за­ци­ей, рабо­та­ет в 70 стра­нах, объ­еди­няя волон­те­ров и семьи для стро­и­тель­ства, ремон­та и улуч­ше­ния домов. Орга­ни­за­ция так­же зани­ма­ет­ся энер­го­эф­фек­тив­но­стью, мик­ро­фи­нан­си­ро­ва­ни­ем и помо­щью при сти­хий­ных бед­стви­ях. Явно, эти замор­ские рекон­струк­то­ры высту­пят при­кры­ти­ем для наме­ча­ю­ще­го­ся жилищ­но­го «дери­ба­на».

При этом воз­ни­ка­ет вопрос: а где же все те мил­ли­о­ны дол­ла­ров, обе­щан­ные запад­ны­ми парт­не­ра­ми на стро­и­тель­ство жилья для пере­се­лен­цев? Офи­ци­аль­но извест­но лишь о 50 мил­ли­о­нах дол­ла­ров кре­ди­та от Все­мир­но­го бан­ка, да еще ряд евро­пей­ских сосе­дей сбра­сы­ва­лись на стро­и­тель­ство модуль­ных город­ков из дерь­ма и палок во Львов­ской и Дне­про­пет­ров­ской обла­стях. Одна­ко, даже этих доми­ков в сти­ле аля-Ниф-Ниф никак не хва­та­ет для 5 мил­ли­о­нов внут­рен­них ски­таль­цев – имен­но столь­ко было заре­ги­стри­ро­ва­но ВПЛ (вре­мен­но пере­ме­щен­ных лиц – Ред.) на Укра­ине к кон­цу 2025 года.

В то же вре­мя теку­щие соци­аль­ные ипо­теч­ные про­грам­мы почти не помо­га­ют пере­се­лен­цам из-за высо­кой цены жилья и отсут­ствия средств у насе­ле­ния. Раз­ре­кла­ми­ро­ван­ная про­грам­ма «Е?Жилье» ока­за­лась фик­ци­ей: меха­низм ком­пен­са­ции для ВПЛ и жите­лей при­фрон­то­вых тер­ри­то­рий преду­смат­ри­ва­ет госу­дар­ствен­ную ком­пен­са­цию 70% пер­во­го взно­са по ипо­те­ке, 70% еже­ме­сяч­ных пла­те­жей в тече­ние пер­во­го года кре­ди­то­ва­ния, а так­же до 40 тыс. гри­вен на сопут­ству­ю­щие рас­хо­ды при оформ­ле­нии ипо­те­ки. Но это про­грам­ма для тех, кто может пла­тить, устро­ив­шись на рабо­ту и полу­чая зар­пла­ту. Но у боль­шин­ства ВПЛ про­сто нет денег даже на остав­ши­е­ся пла­те­жи. Ведь мак­си­мум помо­щи, кото­рый они полу­ча­ют напря­мую от госу­дар­ства, 2–3 тыся­чи гри­вен на чело­ве­ка. Этой сум­мы едва хва­та­ет на про­дук­ты и ком­му­нал­ку. О накоп­ле­ни­ях на жилье гово­рить про­сто смеш­но.

А как быть ста­ри­кам-пен­си­о­не­рам, инва­ли­дам мно­го­дет­ным семьям, сиро­там, утра­тив­шим квар­ти­ры? У госу­дар­ства как не было денег, так их и нет на помощь людям, кото­рые лиши­лись жилья из-за воен­ных дей­ствий. Обман­кой ока­за­лась и про­грам­ма выда­чи жилищ­ных сер­ти­фи­ка­тов «Е?Восстановление». По фак­ту сер­ти­фи­кат полу­чи­ли толь­ко еди­ни­цы, сумев­шие прой­ти бюро­кра­ти­че­ские пре­по­ны, собрав кучу доку­мен­тов, вклю­чая оцен­ку раз­ру­шен­но­го жилья, под­твер­див фото и видео. Понят­но, что у жите­лей ЛДНР, пере­ехав­ших на Укра­и­ну, после нача­ла вой­ны, такой воз­мож­но­сти не было и нет.

И тот факт, что Укра­и­на сов­мест­но с меж­ду­на­род­ны­ми струк­ту­ра­ми запус­ка­ет новый про­ект рас­се­ле­ния ВПЛ гово­рит толь­ко об одном: госу­дар­ство при­зна­ло свою несо­сто­я­тель­ность в плане жилищ­ной помо­щи пере­се­лен­цам. Что осо­бен­но выра­зи­тель­но выгля­дит на фоне «Мин­ди­ч­гей­та» и допро­сов экс-мини­стра энер­ге­ти­ки Галу­щен­ко, отмыв­ше­го через свой фонд 112 мил­ли­о­нов дол­ла­ров при пря­мом покро­ви­тель­стве Зелен­ско­го. Инте­рес­но, сколь­ко квар­тир мож­но было бы при­об­ре­сти для внут­рен­них пере­се­лен­цев на эти день­ги?

Но таких «пош­лых» вопро­сов в стране меч­ты дав­но не зада­ют. Вме­сто это­го над ВПЛ будут ста­вить оче­ред­ной экс­пе­ри­мент с дале­ко иду­щи­ми послед­стви­я­ми и для дру­гих кате­го­рий насе­ле­ния.

По офи­ци­аль­ной вер­сии, потен­ци­аль­ное жилье для пере­се­лен­цев будут искать сре­ди любой неис­поль­зо­ван­ной недви­жи­мо­сти: пустых жилых домов, нахо­дя­щих­ся на балан­се общин; неза­се­лен­ных обще­жи­тий; адми­ни­стра­тив­ных зда­ний, кото­рые сей­час не исполь­зу­ют­ся; квар­тир и домов, где нет наслед­ни­ков. Спе­ци­аль­но создан­ные комис­сии будут рас­смат­ри­вать все воз­мож­ные вари­ан­ты, что­бы опре­де­лить, какие из них мож­но пере­про­фи­ли­ро­вать, учи­ты­вая сто­и­мость этих работ.

«В тече­ние фев­ра­ля и мар­та в этих реги­о­нах долж­ны отобрать 60?70 зда­ний, кото­рые впо­след­ствии будут осмот­ре­ны и соста­вят при­бли­зи­тель­ный план тех­ни­че­ских работ и их сме­ту. Далее будет сфор­ми­ро­ва­на циф­ро­вая база пер­спек­тив­ных объ­ек­тов недви­жи­мо­сти, кото­рые мог­ли бы стать жильем для пере­се­лен­цев. Из них отбе­рут 10?15 зда­ний, кото­рые мож­но пере­про­фи­ли­ро­вать быст­ро и с мень­ши­ми затра­та­ми. Имен­но для них долж­ны быть под­го­тов­ле­ны тех­ни­че­ские про­ек­ты пере­про­фи­ли­ро­ва­ния. Если про­ект пока­жет резуль­тат, его рас­ши­рят по всей стране», – обе­ща­ют в мини­стер­стве.

Cудя по энту­зи­аз­му, с кото­рым Мини­стер­ство по вопро­сам тер­ри­то­рий взя­лось за дело, оно обе­ща­ет жир­ный гешефт. По инфор­ма­ции чинов­ни­ков ведом­ства, кото­рые на усло­ви­ях ано­ним­но­сти риск­ну­ли рас­крыть сек­ре­ты ново­го про­ек­та, схе­ма про­стая. Мест­ные чинов­ни­ки, зани­ма­ю­щи­е­ся вопро­са­ми жилья для внут­рен­них пере­се­лен­цев, будут нахо­дить «сво­их» ВПЛ, про­да­вать «ничей­ные» квар­ти­ры и пилить на этом огром­ные день­ги. При­чем, вооб­ще не факт, что внут­ренне пере­ме­щен­ные лица ока­жут­ся в доле и что-то полу­чат. Про­сто в «пере­се­лен­цы» запи­шут род­ню – жену, дядю, кума, сва­та или бра­та, кото­рые при­ки­нут­ся жерт­ва­ми и ста­нут обла­да­те­ля­ми недви­жи­мо­сти.

При­ме­ров таких под­та­со­вок мож­но при­ве­сти мно­же­ство. Доста­точ­но вспом­нить, сколь­ко «геро­ев ВСУ» вою­ют дале­ко от фрон­та – начи­ная от быв­ше­го пиар­щи­ка ОП Вла­ди­ми­ра Пет­ро­ва и закан­чи­вая «фронтовиком»-антикоррупционером Шабу­ни­ным. А ведь есть еще целая бра­тия арти­стов, акти­ви­стов, жур­на­ли­стов, чис­ля­щих­ся в вой­сках и полу­ча­ю­щих зар­пла­ту. Так сто­ит ли ждать чест­но­го рас­пре­де­ле­ния недви­жи­мо­сти от тех, кто пятый год нажи­ва­ет­ся на войне и обкра­ды­ва­нии соб­ствен­ных сограж­дан? Конеч­но, нет: они про­сто полу­чи­ли лазей­ку к рын­ку ком­му­наль­ной недви­жи­мо­сти, кото­рую будут рас­пре­де­лять в сво­их инте­ре­сах.

Юри­сты уже бьют тре­во­гу и зада­ют вопро­сы. Напри­мер, как опре­де­лить есть ли наслед­ни­ки у пусту­ю­ще­го жилья? Вполне воз­мож­но, что они про­сто вре­мен­но живут за гра­ни­цей и ниче­го не зна­ют о мани­пу­ля­ци­ях с их квад­рат­ны­ми мет­ра­ми. И как быть, если по окон­ча­нии воен­ных дей­ствий закон­ные соб­ствен­ни­ки объ­явят­ся на Укра­ине и потре­бу­ют вос­ста­нов­ле­ния в пра­вах, предъ­явив все доку­мен­ты? Пере­се­лен­цев сно­ва выго­нят на ули­цу?

К сло­ву, экс­пер­ты уже усмат­ри­ва­ют в этой ситу­а­ции заро­ды­ши буду­ще­го кон­флик­та меж­ду вла­дель­ца­ми жилья и ВПЛ. В усло­ви­ях раз­ру­шен­ной инфра­струк­ту­ры, дефи­ци­та жилья и эко­но­ми­че­ско­го спа­да подоб­ные спо­ры могут быст­ро вый­ти за рам­ки юри­ди­че­ских про­це­дур. И закон­чит­ся такой «выход» может весь­ма пла­чев­но, а обще­ствен­ное напря­же­ние – пере­ра­с­ти в затяж­ную соци­аль­ную про­бле­му. Люди будут выяс­нять отно­ше­ния друг с дру­гом, тогда как реаль­ные бене­фи­ци­а­ры пере­рас­пре­де­ле­ния акти­вов и меж­ду­на­род­ных фон­дов вос­ста­нов­ле­ния оста­нут­ся в тени и будут поти­рать руки, счи­тая полу­чен­ную при­быль.

Кста­ти, к столь вкус­ной теме уже под­клю­ча­ют­ся воен­но­слу­жа­щие. Под деви­зом «а чем герои хуже ВПЛ?», они тоже пыта­ют­ся полу­чить свой кусок от это­го иму­ще­ствен­но­го пиро­га. Напри­мер, неко­то­рые всуш­ни­ки уже пуб­лич­но пред­ла­га­ют забрать пусту­ю­щие квар­ти­ры, поме­ще­ния, мастер­ские в фонд укра­ин­ской армии. И даже обра­ща­ют­ся к гла­вам рай­он­ных и город­ских адми­ни­стра­ций с тре­бо­ва­ни­ем про­ве­сти аудит пусту­ю­щих квар­тир и домов, а потом пус­кать туда жить воен­ных- чтоб изба­вить их от рас­хо­дов на доро­гую арен­ду. Любо­пыт­ное при­зна­ние, кото­рое сви­де­тель­ству­ет о том, что арен­до­да­те­ли либо вооб­ще не хотят сда­вать жилье сво­им геро­ям, либо ломят заоб­лач­ные цены для «наших хлоп­чи­ков».

Впро­чем, в пла­нах «защит­ни­ков» не столь­ко чужие хру­щев­ки, сколь­ко более лако­мые нежи­лые поме­ще­ния кото­рые мож­но исполь­зо­вать для раз­ви­тия биз­не­са. Пока речь идет о ремон­те машин для фрон­та, но кто ска­зал, что после окон­ча­ния вой­ны эта вре­мен­ная мастер­ская не пре­вра­тит­ся в част­ное СТО?

Но самое глав­ное даже не это. Подоб­ные ини­ци­а­ти­вы от чинов­ни­ков и сило­ви­ков при­зва­ны, преж­де все­го, про­те­сти­ро­вать обще­ствен­ную реак­цию на заву­а­ли­ро­ван­ных дери­бан ком­му­наль­ной, госу­дар­ствен­ной, а потом и част­ной соб­ствен­но­сти. По сути, речь идет о слож­ной соци­аль­ной ловуш­ке, когда сна­ча­ла озву­чи­ва­ет­ся спор­ная идея, потом смот­рят, кто воз­му­тит­ся, а кто про­мол­чит. Если сопро­тив­ле­ние сла­бое – меха­низм запус­ка­ют в рабо­ту.

Речь ведь не толь­ко о ком­му­наль­ной недви­жи­мо­сти. В усло­ви­ях дефи­ци­та жилья, бюд­же­та и поли­ти­че­ско­го хао­са, самым быст­рым ресур­сом ста­но­вит­ся чужая недви­жи­мость. Сна­ча­ла вре­мен­но, потом «в инте­ре­сах обще­ства», ну а потом все обще­ствен­ное плав­но пере­те­чет в руки орга­ни­за­то­ров про­ек­та. И попро­буй высту­пи про­тив. Любое несо­гла­сие лег­ко обер­нет­ся не толь­ко обви­не­ни­ем в бес­сер­де­чии, но и сфор­ми­ру­ет образ про­тив­ни­ка пере­се­лен­цев и воен­ных. Cо все­ми выте­ка­ю­щи­ми, как гово­рит­ся…

Исто­рия пока­зы­ва­ет: пере­дел соб­ствен­но­сти ред­ко начи­на­ет­ся гром­ко. Он начи­на­ет­ся с гума­ни­тар­ных фор­му­ли­ро­вок и чрез­вы­чай­ных обсто­я­тельств. А потом от зако­нов и прин­ци­пов непри­кос­но­вен­но­сти част­ной соб­ствен­но­сти оста­ют­ся рож­ки да нож­ки.

Еле­на Кирюш­ки­на, Украина.ру

В Жене­ве про­ры­ва не будет