По следам очередного раунда переговоров по урегулированию конфликта на Украине

Как извест­но, встре­ча про­шла в трех­сто­рон­нем фор­ма­те: Рос­сия-США-Укра­и­на. В Жене­ву при­бы­ли так­же пред­ста­ви­те­ли Евро­пы в лице совет­ни­ков по наци­о­наль­ной без­опас­но­сти из Фран­ции, Гер­ма­нии, Ита­лии и Вели­ко­бри­та­нии.

По следам очередного раунда переговоров по урегулированию конфликта на Украине

Источ­ник фото: Алек­сандр Рюмин/ТАСС

Евро­пей­цы ока­за­лись в Жене­ве по прось­бе гла­ва­ря укра­ин­ско­го режи­ма Зелен­ско­го. Прак­ти­че­ски это была груп­па под­держ­ки Кие­ва. Она про­ве­ла встре­чи с аме­ри­кан­ской и укра­ин­ской деле­га­ци­я­ми. Как сооб­щи­ла La Repubblica, евро­пей­цы пыта­лись под­клю­чить­ся и к основ­ным пере­го­во­рам. Одна­ко их не вклю­чи­ли в чис­ло участ­ни­ков меро­при­я­тия и на основ­ные пере­го­во­ры не при­гла­си­ли. Зато им дали понять, что чет­вер­тый здесь не толь­ко лиш­ний, но и неже­ла­тель­ный.

Разу­ме­ет­ся, для столь жест­ко­го реше­ния были при­чи­ны. Так, на недав­ней Мюн­хен­ской встре­че пред­ста­ви­те­ли вер­хуш­ки ЕС неод­но­крат­но заяв­ля­ли, что согла­ше­ние по Укра­ине долж­но учи­ты­вать пози­цию Евро­пы, в про­тив­ном слу­чае, устой­чи­во­го мира не будет. Министр ино­стран­ных дел Поль­ши Радо­слав Сикор­ский отме­чал, что США боль­ше не могут играть веду­щую роль в пере­го­во­рах по Укра­ине, так как они послед­ний год почти не помо­га­ли Кие­ву. Но даль­ше всех в сво­ем «виде­нии» про­блем в про­дол­жа­ю­щих­ся пере­го­во­рах с Укра­и­ной пошла гла­ва евро­ди­пло­ма­тии Кая Кал­лас. Она напра­ви­ла в стра­ны Евро­со­ю­за спи­сок «тре­бо­ва­ний» к Рос­сии.

В доку­мен­те повто­ря­ет­ся уже изби­тую ман­тру о том, что «мира на Укра­ине не может быть» без уча­стия ЕС и уче­та его клю­че­вых инте­ре­сов. Но ведь извест­но, что клю­че­вой инте­рес Евро­пы в том, что­бы вер­нуть с «про­цен­та­ми» день­ги, потра­чен­ные на укра­ин­скую вой­ну евро­пей­ски­ми стра­на­ми, что, в свою оче­редь, невоз­мож­но без про­дол­же­ния вой­ны. Евро­па, таким обра­зом, пыта­ет­ся создать замкну­тый круг, в кото­рый наме­ре­на затя­нуть и Рос­сию, и США, для чего ей и необ­хо­ди­мо попасть в чис­ло участ­ни­ков пере­го­во­ров. Став­ка при этом явно дела­ет­ся на эко­но­ми­че­ское исто­ще­ние Рос­сии.

Не менее любо­пыт­но и дру­гое тре­бо­ва­ние, реа­ли­за­ция кото­ро­го пред­по­ла­га­ет ослаб­ле­ние воен­ной мощи РФ. Это — сокра­ще­ние чис­лен­но­сти рос­сий­ских войск наря­ду с укра­ин­ской арми­ей и запрет на рос­сий­ское воен­ное при­сут­ствие в Бело­рус­сии, Мол­да­вии (оче­вид­но, дама име­ет в виду При­дне­стро­вье), Арме­нии (воен­ная база в Гюмри) и Гру­зии (там рос­сий­ских войск уже лет трид­цать как нет). А еще Кал­лас жаж­дет выпла­ты «репа­ра­ций» за совет­скую «окку­па­цию» по при­ме­ру поля­ков, и «демо­кра­ти­за­цию» обще­ства (то есть сме­ны вла­сти в Рос­сии и уста­нов­ле­ния удоб­но­го Евро­пе режи­ма как на Укра­ине или в При­бал­ти­ке).

Может ли евро­чи­нов­ник высо­ко­го ран­га состав­лять подоб­ные доку­мен­ты, будучи в здра­вом уме и рас­суд­ке? Вполне: этот вопрос, похо­же, сле­ду­ет адре­со­вать все­му руко­вод­ству Евро­со­ю­за, посколь­ку пред­по­ла­га­ет­ся, что пись­мо Кал­лас будет обсуж­дать­ся на встре­че глав МИД ЕС 23 фев­ра­ля.

И глав­ное: все евро­пей­ские тре­бо­ва­ния к Рос­сии — это не бред какой-то одной невме­ня­е­мой русо­фоб­ки. Напро­тив, она лишь выпол­ни­ла чисто тех­ни­че­скую рабо­ту, доб­ро­со­вест­но собрав в одном доку­мен­те все преды­ду­щие евро­пей­ские нара­бот­ки по Рос­сии. И у нее явно есть под­держ­ка.

Когда уже начал­ся вто­рой этап женев­ских пере­го­во­ров, пре­зи­дент Чехии Петр Павел заявил, что не видит смыс­ла в мире на Укра­ине для стран Запа­да. «Речь идет о том, что через Укра­и­ну Рос­сия ведет вой­ну с демо­кра­ти­ей и демо­кра­ти­че­ским миром. Эта вой­на не закон­чит­ся, когда будет под­пи­сан мир на Укра­ине, пото­му что Рос­сия будет про­дол­жать вой­ну дру­ги­ми сред­ства­ми», — ска­зал он.

При этом Павел счи­та­ет, что если Рос­сия одер­жит на Укра­ине побе­ду, это ста­нет для нее «под­твер­жде­ни­ем ее воз­мож­но­стей», и если впо­след­ствии она сочтет кон­фликт со стра­ной или стра­на­ми НАТО выгод­ным, она его яко­бы осу­ще­ствит.

По его сло­вам, дол­го­сроч­ная стра­те­гия Рос­сии «осно­ва­на на непре­рыв­ном кон­флик­те со все­ми демо­кра­ти­че­ски­ми стра­на­ми, и в нем меня­ет­ся лишь тип и интен­сив­ность исполь­зу­е­мых инстру­мен­тов, кото­рые могут вклю­чать в себя обыч­ные воору­жен­ные столк­но­ве­ния, шпи­о­наж, кибе­р­ата­ки и гибрид­ные опе­ра­ции».

При­чем, Павел уве­рен, что Рос­сия про­во­дит стра­те­гию экс­пан­сии еще со вре­мен цариз­ма, «и они так это вос­при­ни­ма­ют до сих пор — нуж­но про­сто их почи­тать и послу­шать». По мне­нию чеш­ско­го пре­зи­ден­та, един­ствен­ный путь для Евро­пы — стать в эко­но­ми­че­ском, поли­ти­че­ском и воен­ном плане доста­точ­но силь­ной, что­бы самой отста­и­вать свою без­опас­ность и образ жиз­ни. Но кто же вам меша­ет?

Офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель МИД Рос­сии Мария Заха­ро­ва заяви­ла на бри­фин­ге, что для при­сут­ствия за сто­лом пере­го­во­ров Евро­пей­ский союз дол­жен под­твер­дить свой ста­тус парт­не­ра, с кото­рым мож­но иметь дело. «Они свое рено­ме уни­что­жи­ли, я имею в виду как людей, кото­рым мож­но дове­рять. Им сна­ча­ла каким-то обра­зом нуж­но вос­ста­но­вить свой ста­тус в меж­ду­на­род­ных отно­ше­ни­ях как парт­не­ров или по край­ней мере тех, с кем мож­но, если не сра­зу за стол, то по край­ней мере на ногах пере­го­во­рить. И даже в этот момент они обма­ны­ва­ют или заве­до­мо дез­ин­фор­ми­ру­ют», — объ­яс­ни­ла Заха­ро­ва.

Яркой демон­стра­ци­ей истин­ных наме­ре­ний Евро­пы ста­ли уче­ния НАТО — опе­ра­ция «Стой­кий дро­тик», кото­рые стар­то­ва­ли в зем­ле Шлез­виг-Голь­ш­тейн (Гер­ма­ния) — так сов­па­ло! — во вто­рой день женев­ских пере­го­во­ров. Под­черк­нем: в манев­рах США непо­сред­ствен­но не участ­ву­ют.

Пока­за­тель­на и леген­да уче­ний: отра­ба­ты­ва­ет­ся быст­рая пере­брос­ка войск с юга Евро­пы к восточ­но­му флан­гу — побли­же к гра­ни­цам Рос­сии. Задей­ство­ва­ны доста­точ­но круп­ные силы: око­ло 10 тыс. воен­ных, более 1500 еди­ниц тех­ни­ки, 17 кораб­лей из 13 стран. Наи­боль­шие кон­тин­ген­ты напра­ви­ли Тур­ция, Испа­ния, Ита­лия и Гре­ция. Силы быст­ро­го реа­ги­ро­ва­ния, участ­ву­ю­щие в уче­ни­ях, назы­ва­ют «нако­неч­ни­ком копья» НАТО. В слу­чае кри­зи­са они долж­ны быть спо­соб­ны раз­вер­нуть до 40 тыс. воен­но­слу­жа­щих в тече­ние деся­ти дней.

Но это пока в тео­рии, а на днях выс­шие воен­ные руко­во­ди­те­ли Бри­та­нии и Гер­ма­нии откры­то высту­пи­ли с бес­пре­це­дент­ным сов­мест­ным при­зы­вом к обще­ствен­но­сти при­нять «мораль­ные» дово­ды в поль­зу пере­во­ору­же­ния и под­го­то­вить­ся к угро­зе вой­ны с Рос­си­ей. Они заяви­ли, что высту­па­ют с этим заяв­ле­ни­ем не толь­ко как воен­ные лиде­ры двух круп­ней­ших в Евро­пе стран, тра­тя­щих сред­ства на обо­ро­ну, но и «как голо­са за Евро­пу, кото­рая теперь долж­на про­ти­во­сто­ять непри­ят­ной прав­де о сво­ей без­опас­но­сти», пишет The Guardian.

Глав­ный мар­шал авиа­ции Ричард Най­тон, началь­ник шта­ба обо­ро­ны Вели­ко­бри­та­нии, и гене­рал Кар­стен Брой­ер, гла­ва обо­ро­ны Гер­ма­нии, под­черк­ну­ли, что воен­ная пози­ция Рос­сии «реши­тель­но сме­сти­лась на запад» и в сфе­ре обо­ро­ны и без­опас­но­сти Евро­пы необ­хо­ди­мы «кар­ди­наль­ные изме­не­ния».

В сов­мест­ной ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в бри­тан­ской The Guardian и немец­кой газе­те Die Welt* по ито­гам Мюн­хен­ской кон­фе­рен­ции по без­опас­но­сти, вое­на­чаль­ни­ки из двух евро­пей­ских стран заяви­ли, что их долг «объ­яс­нить, что постав­ле­но на кар­ту, что­бы обще­ствен­ность мог­ла понять, поче­му Вели­ко­бри­та­ния и Гер­ма­ния взя­ли на себя обя­за­тель­ства по само­му зна­чи­тель­но­му уве­ли­че­нию рас­хо­дов на обо­ро­ну с тех пор, как окон­чи­лась холод­ная вой­на».

Во вре­мя посе­ще­ния Мюн­хен­ской кон­фе­рен­ции по без­опас­но­сти бри­тан­ский пре­мьер ска­зал собрав­шим­ся: «Мы не та Бри­та­ния, кото­рая была во вре­ме­на Brexit». По его сло­вам, дол­го­сроч­ная угро­за, исхо­дя­щая яко­бы от Рос­сии, и необ­хо­ди­мость того, что­бы Евро­па взя­ла на себя боль­шую ответ­ствен­ность за свою соб­ствен­ную обо­ро­ну, тре­бу­ют от Вели­ко­бри­та­нии более тес­ной инте­гра­ции в сфе­ре обо­рон­ных заку­пок с евро­пей­ски­ми союз­ни­ка­ми. Евро­па ока­за­лась «спя­щим гиган­том», но в ней суще­ству­ет раз­дроб­лен­ное про­мыш­лен­ное пла­ни­ро­ва­ние и закуп­ки. Бри­та­нии сроч­но необ­хо­ди­мо нала­дить более тес­ные обо­рон­ные отно­ше­ния с Евро­пой, охва­ты­ва­ю­щие закуп­ки и про­из­вод­ство, что­бы Вели­ко­бри­та­ния была в цен­тре более силь­ной евро­пей­ской обо­рон­ной струк­ту­ры.

Как видим, поли­ти­ка Лон­до­на оста­ет­ся неиз­мен­ной неза­ви­си­мо от того, нахо­дит­ся ли Бри­та­ния в соста­ве ЕС или вне его: оста­ва­ясь за Кана­лом, управ­лять евро­пей­ца­ми. Имен­но так про­ис­хо­дит на Укра­ине, и по той кро­ва­вой бойне, что про­ис­хо­дит на ее тер­ри­то­рии, нагляд­но вид­но, к чему при­во­дит уча­стие Лон­до­на в евро­пей­ских про­цес­сах. Сего­дня чет­ко про­сле­жи­ва­ет­ся их мили­та­рист­ская направ­лен­ность — реванш Евро­пы над Рос­си­ей. Так, Вели­ко­бри­та­ния стро­ит шесть заво­дов по про­из­вод­ству бое­при­па­сов, целью кото­рых явля­ет­ся созда­ние того, что бри­тан­ское мини­стер­ство обо­ро­ны назы­ва­ет «посто­ян­но вклю­чен­ным» потен­ци­а­лом. Гер­ма­ния на посто­ян­ной осно­ве раз­ме­ща­ет бое­вую бри­га­ду чис­лен­но­стью 4000—5000 воен­но­слу­жа­щих на восточ­ном флан­ге НАТО и внес­ла поправ­ки в свою кон­сти­ту­цию, что­бы обес­пе­чить прак­ти­че­ски неогра­ни­чен­ное финан­си­ро­ва­ние воен­ных нужд.

Высту­пая на Мюн­хен­ской кон­фе­рен­ции, канц­лер Гер­ма­нии Фри­дрих Мерц выде­лил угро­зу, кото­рую Рос­сия яко­бы пред­став­ля­ет для Евро­пы, пре­ду­пре­див, что «сво­бо­ду боль­ше нель­зя вос­при­ни­мать как нечто само собой разу­ме­ю­ще­е­ся».

Он отме­тил: «Мы долж­ны пони­мать, что в эпо­ху вели­ких дер­жав наша сво­бо­да боль­ше не явля­ет­ся дан­но­стью. Она постав­ле­на на кар­ту. Нам нуж­но будет про­явить твер­дость и реши­мость, что­бы отсто­ять эту сво­бо­ду». Мерц так­же сооб­щил, что про­вел пер­во­на­чаль­ные пере­го­во­ры с пре­зи­ден­том Фран­ции Эмма­ну­элем Мак­ро­ном о воз­мож­но­сти при­со­еди­не­ния Фран­ции к «ядер­но­му зон­ту», под­черк­нув свой при­зыв к Евро­пе раз­ра­бо­тать более силь­ную само­сто­я­тель­ную стра­те­гию без­опас­но­сти. Так­же Мерц ранее гово­рил, что его стра­на не нахо­дит­ся в состо­я­нии мира с Рос­си­ей, «но мы боль­ше не нахо­дим­ся в состо­я­нии мира. Мы живем в совер­шен­но дру­гом мире».

О состо­я­нии вой­ны меж­ду Евро­пой и Рос­си­ей гово­рил и экс-гла­ва бри­тан­ской MI6 Ричард Дир­лав. «Я счи­таю, что это насто­я­щая вой­на», — утвер­ждал он. Пре­мьер-министр Поль­ши Дональд Туск заяв­лял, что Запад нахо­дит­ся в состо­я­нии «вой­ны ново­го типа» с Рос­си­ей. «Это вой­на. Мы не хоте­ли это­го. Ино­гда это стран­но, вой­на ново­го типа, но это все рав­но вой­на», — ска­зал он и при­звал лиде­ров обще­ствен­но­го мне­ния в запад­ных стра­нах доне­сти это до мест­но­го насе­ле­ния.

Воен­ный экс­перт Васи­лий Дан­ды­кин уве­рен, что подоб­ные заяв­ле­ния запад­ных поли­ти­ков гово­рят о под­го­тов­ке стран НАТО к нача­лу актив­ной фазы бое­вых дей­ствий про­тив Рос­сии. «Это, оче­вид­но, пото­му, что хоть они вой­ну не объ­яв­ля­ют, но про­во­дят уче­ния, при­чем дела­ют это на Бал­ти­ке, зани­ма­ют­ся созда­ни­ем какой-то дро­но­вой сте­ны. Бри­тан­цы в Чер­ном море зани­ма­ют­ся бэка­ми. Гото­вит­ся актив­ная фаза, хотят это­го, преж­де все­го, нем­цы, кото­рые стре­мят­ся вос­со­здать бун­дес­вер вре­мен его рас­цве­та и сде­лать веду­щей арми­ей Евро­пы», — ска­зал Дан­ды­кин. Имен­но этим, по его сло­вам, объ­яс­ня­ет­ся под­держ­ка стра­на­ми Евро­пы киев­ско­го режи­ма. «Они хотят выжать с киев­ско­го режи­ма все до послед­ней кап­ли, что­бы нас осла­бить, не дать решить зада­чи спе­ци­аль­ной воен­ной опе­ра­ции. И, конеч­но, затем настро­е­ны перей­ти к раз­ме­ще­нию сво­их войск», — уточ­нил экс­перт.

Сей­час все идет в ход для того, что­бы не дать мир­но­му про­цес­су по Укра­ине состо­ять­ся, заяви­ла офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель рос­сий­ско­го МИД Мария Заха­ро­ва. «Все, что толь­ко мож­но сде­лать по сры­ву пере­го­во­ров, это к нача­лу наше­го раз­го­во­ра — ком­мен­та­рии, заяв­ле­ния, тех­ни­че­ские пара­мет­ры, — это все идет в ход лишь бы толь­ко не дать это­му мир­но­му не само­му уре­гу­ли­ро­ва­нию, а направ­ле­нию, в прин­ци­пе, состо­ять­ся», — ска­за­ла Заха­ро­ва в эфи­ре радио Sputnik, рас­суж­дая о пере­го­во­рах по укра­ин­ско­му уре­гу­ли­ро­ва­нию в Жене­ва.

Итак, оче­вид­но: Рос­сия высту­пи­ла про­тив при­сут­ствия Евро­пы за сто­лом пере­го­во­ров, посколь­ку ЕС рас­смат­ри­ва­ет любое пре­кра­ще­ние огня как воз­мож­ность допол­ни­тель­но воору­жить Укра­и­ну и про­дол­жить кон­фликт, а это про­ти­во­ре­чит целям дости­же­ния проч­но­го мира, о кото­рых гово­рят Вашинг­тон и Москва.

МИД Рос­сии напом­нил, что у стран Евро­со­ю­за было несколь­ко воз­мож­но­стей поучаст­во­вать в про­цес­се уре­гу­ли­ро­ва­ния ситу­а­ции на Укра­ине. В част­но­сти, они высту­па­ли гаран­та­ми при под­пи­са­нии согла­ше­ния в фев­ра­ле 2014 г. меж­ду быв­шим пре­зи­ден­том стра­ны Вик­то­ром Яну­ко­ви­чем и воору­жен­ной укра­ин­ской оппо­зи­ци­ей, усло­вия кото­ро­го были нару­ше­ны на сле­ду­ю­щий же день, а евро­пей­цы отка­за­лись от сво­их обя­за­тельств. Та же судь­ба постиг­ла и Мин­ские согла­ше­ния. В декаб­ре 2022 г. быв­ший канц­лер Гер­ма­нии Анге­ла Мер­кель при­зна­лась, что «Минск» был нужен ЕС толь­ко для того, что­бы замо­ро­зить кон­фликт и «сде­лать Укра­и­ну силь­нее». Сего­дня евро­по­ли­ти­ки пред­став­ля­ют Рос­сию как глав­ную угро­зу для Евро­пы.

Кон­фликт на Укра­ине закон­чит­ся, когда одна из двух сто­рон будет исто­ще­на. Об этом заявил канц­лер Гер­ма­нии Фри­дрих Мерц, сооб­ща­ет Der Spiegel. Как отме­ча­ет изда­ние, гла­ва немец­ко­го пра­ви­тель­ства не видит боль­ших шан­сов на быст­рое окон­ча­ние укра­ин­ско­го кон­флик­та путем пере­го­во­ров. «По моей оцен­ке, эта вой­на закон­чит­ся толь­ко тогда, когда одна из двух сто­рон будет исто­ще­на, либо в воен­ном, либо в эко­но­ми­че­ском плане», — ска­зал он. Прак­ти­че­ски Мерц дела­ет заяв­ку на вой­ну «до побед­но­го кон­ца». Над Рос­си­ей, разу­ме­ет­ся, посколь­ку за Укра­и­ной сто­ит воен­но-про­мыш­лен­ная и эко­но­ми­че­ская мощь Евро­пы. И с таким «бага­жом» сей г?н и иже с ним жела­ют быть в чис­ле пере­го­вор­щи­ков? Для чего? Что­бы не толь­ко оста­но­вить пере­го­вор­ный про­цесс, но и исклю­чить в даль­ней­шем воз­мож­ность завер­ше­ния укра­ин­ско­го кон­флик­та дипло­ма­ти­че­ским путем.

«Поэто­му ника­ких с нашей сто­ро­ны наме­ков и ини­ци­а­тив не будет. Хотят, оду­ма­ют­ся — пусть, пожа­луй­ста, обра­ща­ют­ся, а мы будем рас­смат­ри­вать эти обра­ще­ния, исхо­дя из наших инте­ре­сов», — ска­зал министр ино­стран­ных дел Рос­сии Сер­гей Лав­ров на «пра­ви­тель­ствен­ном часе» в Гос­ду­ме. А поз­же уточ­нил: «Не видим аль­тер­на­ти­вы доб­ро­со­сед­ству со все­ми сопре­дель­ны­ми госу­дар­ства­ми, пусть отно­ше­ния с неко­то­ры­ми из них на сего­дняш­ний день не в самом луч­шем состо­я­нии».

Вале­рий Панов, Сто­ле­тие

Сума­то­ха вокруг Ира­на в Кон­грес­се