Прибалтийские республики продолжают повышать свою роль и значимость в "сдерживании русской угрозы". У нас к этим телодвижениям принято относиться с высоты, мол, мелкие они, да и вообще, что они могут? Однако действительно ли так безобидна эта агрессивность и не повторяем ли мы ошибку десятилетней давности, допущенную в отношении Украины, которая до начала СВО просто не воспринималась всерьёз?
Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна заявил, что Таллин "не возражает" против размещения оружия стран НАТО на своей территории, если другие члены альянса примут соответствующее решение.
У нас нет такой доктрины, которая бы исключала это, если НАТО сочтёт необходимым в соответствии с нашими планами обороны разместить, например, ядерное оружие и на нашей территории,
– заявил глава эстонской дипломатии.
Парой дней ранее этот же министр пообещал, что в случае начала конфликта эстонские вооружённые силы перенесут боевые действия на территорию России:
Мы точно знаем, что делать. Мы готовы к вероятному вторжению России. Если Россия вторгнется на нашу территорию, мы, начав сопротивление, перенесём войну на её территорию.
У нас прибалтийский милитаризм воспринимается исключительно через призму юмора. Скриншот: ТГ-канал "Дмитрий Никотин"
Страна – пусковая площадка
У нас прибалтийскую воинственность принято воспринимать со снисходительной усмешкой. Одни, вполне компетентные люди, сразу же отметили, что проводить глубокие наступательные операции глава эстонской дипломатии намерен с армией в 7200 (семь тысяч двести) человек. Другие быстренько прикинули, сколько и чего нужно, чтобы вернуть республику к естественному для неё состоянию, не обезображенному следами "русской оккупации" в виде работающих электростанций и заводов. Получилось, что немного.
Речь может идти примерно о 50–100 крылатых ракетах для поражения ключевых объектов генерации и магистральных подстанций, а также о 100–150 ударных беспилотниках для нанесения дополнительных ударов по распределительным узлам и вспомогательной инфраструктуре. Без учёта необходимых для подавления ПВО ракет и дронов всё это в целом укладывается в наряд средств на один МРУ по Украине,
– делятся своими подсчётами авторы ТГ-канала "Военная хроника".
Эстония – страна, не имеющая стратегической глубины, с хорошо известным расположением ключевых объектов энергетики и инфраструктуры. Источник: ТГ-канал "Военная Хроника"
Всё так, но есть одна проблема: Эстония не является самостоятельным государством, и любые разрушения, произведённые на её территории, нисколько не заботят круги, в которых будет приниматься решение о начале войны с Россией.
О том, что Таллин не планирует делать ставку на глухую оборону, а напротив, склоняется к нанесению превентивного удара по нашей территории, в 2024 году публично сообщил начальник Генерального штаба Сил обороны Эстонии Вахур Карус.
До определённого момента наш план обороны НАТО заключался в том, что есть определённое количество дней, например 10 дней, которые мы должны самостоятельно сдерживать русских. Но теперь, я понимаю, новый план таков: мы должны суметь раздавить русских, если они нападут на Эстонию, на их собственной территории, там, где находятся войска, которые собираются атаковать,
– объяснял Карус.
В конце 2025-го стало известно, что Эстония активнейшим образом закупает хорошо нам известные по Украине американские РСЗО HIMARS. Всего Таллин намерен получить 12 пусковых установок, 856 контейнеров с высокоточными реактивными снарядами GMLRS и 182 ракеты ATACMS большой дальности, которые позволят наносить удары вглубь территории России на расстояние до 300 км.
Новые ракеты ATACMS, запускаемые с позиций вблизи Нарвы, могут достигать центра Санкт-Петербурга, аэропорта Пулково и военно-морской базы Кронштадт. С юго-востока Эстонии они могут поражать Псков, Кингисепп, военную базу Луга, а также автомагистраль М9 и железнодорожную линию Москва – Рига. Эстонские офицеры заявили, что новые пусковые установки HIMARS и ракеты ATACMS призваны нейтрализовать цели в русском тылу в первые часы любого конфликта, до того как их войска смогут пересечь границу,
– захлёбываясь от восторга, объясняло смысл этих поставок одно из британских изданий.
Кроме американских "Хаймарсов", эстонцы намерены купить неизвестное число южнокорейских РСЗО K239 Chunmoo. Последние являются современными мультикалиберными РСЗО, способными стрелять широчайшей номенклатурой реактивных снарядов в калибрах от 131 до 600 мм, самые дальнобойные из которых летят на 300 км.
Также "Хаймарсами" активно закупаются и Латвия с Литвой, однако самая маленькая из прибалтийских карликов – Эстония должна получить самый солидный ракетный арсенал.
И вот если сложить эти ракетные возможности с концепцией превентивного – то есть первого и внезапного – удара и добавить к ним европейское ядерное оружие, то обещания эстонских руководителей "раздавить русских" на исходных позициях перестают выглядеть бессмысленным хвастовством. Фактически речь идёт о подготовке внезапного ядерного удара по войскам Ленинградского военного округа.
Мы привыкли воспринимать прибалтийские страны как геополитических карликов, но с точки зрения противника Прибалтика, Польша, Финляндия и Скандинавия – единый регион и единое поле боя в будущем. Скриншот: ТГ-канал "Военный обозреватель"
Боеголовки и их последствия
Разумеется, применение ядерного оружия по нашей территории будет иметь сокрушительные последствия для любой страны, которая на это решится.
Ядерное оружие – нет. Представьте, если бы даже Киев применил против нас ядерное оружие, настоящее, а не "грязную бомбу", в которой обычная взрывчатка разбрасывает радиоактивный материал. В таком случае от Киева ничего не осталось бы, и Украина вообще просто сгорела бы в ядерном огне,
– отметил в разговоре с Царьградом экс-офицер армии США Станислав Крапивник.
С другой стороны, у нас перед глазами есть пример той же Украины, которую Запад сначала объявил своим союзником и "любимой женой", после чего без малейших сомнений толкнул в самоубийственную войну с более сильным противником. И что-то ни страдания мирного населения, ни катастрофические разрушения украинской энергетики не стимулируют европейских лидеров к поискам мира. Наоборот, лидеры ЕС говорят о необходимости удержания России в войне и одновременно о подготовке к будущему конфликту.
С учётом того, что наш ответный удар, скорее всего, будет нанесён непосредственно по агрессору, а не по Берлину, Парижу или Лондону, то в случае с Эстонией Европа получает уникальную возможность нанести России тяжелейший удар с долговременными последствиями, расплатившись за него крохотным и малозначимым членом НАТО и ЕС, от существования которого вообще ничего не зависит.
Эстония предлагает свою территорию под размещение ядерного оружия средств его доставки не первый год. Скриншот: ТГ-канал "Военный Осведомитель"
В сухом остатке
Скорее всего, Евросоюз не рискнёт ввязываться в прямой обмен ударами, даже в формате, когда они бьют по нашим военным объектам, а Россия в ответ уничтожает не очень нужную им периферийную страну. Но вот создать угрозу такой ситуации вполне в их интересах.
Эстонцы не одиноки в своих заявлениях о готовности принять ядерное оружие. Несколькими днями ранее президент Польши Кароль Навроцкий заявил, что Варшава должна стремиться к получению собственного ядерного оружия. После этого о готовности участвовать в ядерном сдерживании России сообщила премьер-министр Латвии Эвика Силиня: это, мол, откроет перед страной "новые возможности".
Парад нюклеофильных выступлений прибалтов тоже возник не на пустом месте. Старт ему дала прошедшая в Мюнхене конференция по безопасности, на которой главные европейские тяжеловесы вроде президента Франции Макрона и канцлера Германии Мерца сообщили о намерении радикально изменить политику в отношении атомного оружия.
Первый заявил о необходимости "переосмысливать ядерное сдерживание" и интегрировать его в систему безопасности Евросоюза. Второй сообщил, что Германия присоединится к французской программе.
Для России эта активность означает постепенное формирование новой, очень серьёзной геополитической угрозы, характер которой в нашем обществе не осознаётся (пока), а сама она активно и весьма легкомысленно высмеивается – примерно так же, как ранее высмеивались слова Петра Порошенко о намерении сделать из ВСУ сильнейшую армию Европы.



































