Украинцы немного начинают понимать, что реальность и местечковые фантазии вещи разные. И на переговорах в Женеве произошла явная сенсация украинская делегация надела костюмы и галстуки. Переговоры шли два дня, в первый общались четыре с половиной часа, на следующий около двух. Глава российской делегации Владимир Мединский также провел отдельную встречу с украинской группой. По итогам трехсторонних консультаций, руководитель посланников Киева Умеров на английском и по бумажке зачитал заявление, где назвал дискуссии интенсивными и содержательными, Мединский выступил, конечно, на русском и совсем кратко.
Владимир Мединский, помощник президента РФ, руководитель российской переговорной группы: «Как вы знаете, переговоры шли два дня — очень долго вчера в разных форматах, и вот еще сегодня около двух часов. Они были тяжелыми, но деловыми. В ближайшее время состоится следующая встреча. Это все, что мы хотели сказать».
Большего пока не сказано. За кадром остались и подробности отчетов российских переговорщиков по возвращении в Москву. Известно, что первый доклад был Владимиру Путину лично, еще один — на заседании Совета безопасности, по просьбе самого президента.
На фоне традиционной сдержанности Москвы, считающей что переговоры требуют тишины, кто-то гадает на фотокарточках. Так, женевская газета Le Temps отмечает, что россияне сидели по правую руку от американцев, украинцев же от Уиткоффа с Кушнером отделял представитель Швейцарии, что, по мнению авторов, свидетельствует о растущем разрыве между между Украиной и США. Зато утекло, как обычно из Киева, журнал The Economist делится — в украинской делегации раскол, одна ее часть во главе с новым главой офиса Будановым (внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) выступает за скорейшее заключение мира, пока окно возможностей не захлопнулось, а вторая, тайно руководимая ушедшим в отставку, но по-прежнему влиятельным Ермаком — за продолжение войны.
Как бы то ни было, но общий расклад и до, и после Женевы, похоже, пока остается прежним. Принципиальный вопрос — территории, по нему Киев на уступки идти не хочет. Несмотря на давление США, которое становится все более откровенным.
Дональд Трамп, президент США: «Украине лучше поспешить с переговорами. Наша позиция в том, что именно этого мы от них и хотим».
Явно неизменной осталась в Женеве и позиция России: она исходит из принципиальных договоренностей, обсуждавшихся с США в Анкоридже, цели СВО прежние, переговоры — один из способов их достичь, но с учетом продвижения российской армии не единственный. Подтверждением жесткого подхода Москвы западные СМИ сочли и то, что российскую делегацию возглавил Владимир Мединский, которого считают неудобным для Украины переговорщиком.
Дуг Герберт, международный обозреватель France 24: «Можете называть это „тревожным знаком“, но я скажу больше: это свидетельствует о том, что Владимир Путин отправляет своего человека диктовать условия украинцам».
Больше других тревожатся, конечно, отстраненные от диалога европейцы. Представители миссий ЕС и Британии были замечены в отеле, где проходили встречи между россиянами, украинцами и американцами. В переговорную комнату их не пригласили, они часами пили чай и кофе в гостиничном баре, так что почти буквально обивали пороги. Что, видимо, было особенно неприятно, с учетом того, что после двух раундов в Арабских Эмиратах, трехсторонние встречи, наконец, состоялись и в самом центре Европы.
Майкл Кларк, аналитик Sky News: «Нужно понять, почему США хотят взять все в свои руки, ставки для них очень высоки. Они стремятся поскорее исключить Украину из повестки разговора с Россией, потому что на кону — стратегическое и экономическое партнерство между Вашингтоном и Москвой».
Двусторонний разговор, тем не менее, продолжается. В Женеву прилетал спецпредставитель российского президента по внешнеэкономическому сотрудничеству Кирилл Дмитриев, который во встречах с украинцами не участвовал, а проводил с американцами отдельные.
И все-таки понятно, что успех этого диалога во многом зависит от украинского урегулирования. И Зеленский, похоже, видит в этом повод для ответного давления на США. На прошлой неделе в Мюнхене он выдвигал требования тому, кого сам же называет главным союзником. Он заявил, что Украина желает иметь 30–50 лет американских гарантий безопасности вместо предлагаемых 15. Причем решений Трампа ей недостаточно, Киев хочет, чтобы это было ратифицировано Конгрессом. И все это в стиле торга «утром деньги, вечером стулья». Сначала гарантии, а уж потом уступки со стороны Украины, в том числе по территориям. На то, что компромисса ждут от него, а не от России, Зеленский жалуется уже буквально в каждом интервью, упирая на то, что народ этого не одобрит.
Каролин Галактерос, политолог, председатель аналитического центра Geopragma: «Зеленский по-прежнему хочет всего и побольше — вернуть территории, гарантии безопасности, европейские войска на своей территории, все еще хочет и в НАТО, и в ЕС. И американцы, столкнувшись с этим хамским упрямством, уже теряют терпение».
Роджер Кеппель, главный редактор Die Weltwoche: «Зеленский — здесь нельзя не согласиться с Трампом — и есть самое большое препятствие на пути к миру. Если вы послушаете его, то увидите, он просто постоянно подливает масла в огонь».
Смотрите все выпуски программы «Итоги недели» на NTV.RU





































