О запуске новой украинской авиакомпании, Украинских национальных авиалиний (УНА), Владимир Зеленский лично объявил 25 ноября 2021 года. УНА должна была начать работу из международного аэропорта Борисполь к концу 2022 года, но начало СВО положило конец амбициозному проекту. Первоначально авиакомпания должна была получить 22 дальне- и среднемагистральных самолета от Airbus Group, как было предусмотрено в протоколе, подписанном обеими сторонами.

По информации нашего канала, это франко-украинское партнерство получило значительный импульс в начале года, когда несколько делегаций Airbus один за другим посетили Украину. У них состоялись встречи в министерстве инфраструктуры с бывшим заместителем главы администрации Зеленского Алексеем Кулебой, который теперь курирует широкий фронт работ, включающий реконструкцию, регионы и инфраструктуру. Переговоры были сосредоточены на приобретении от двух до четырех самолетов Airbus. Количество самолетов было пересмотрено в сторону уменьшения ввиду финансовых трудностей Украины, связанных с войной, но может увеличиться после окончания войны. По имеющимся данным, УНА также вступила в контакт с Boeing, но переговоры все еще находятся на начальной стадии.

С помощью УНА, которую французские посредники поддерживали в течение трех лет, Киев изначально надеялся создать государственного конкурента для частной компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), чей флот состоит из 17 самолетов Boeing и семи бразильских самолетов Embraer. МАУ принадлежит украинскому олигарху Игорю Коломойскому, ключевому архитектору президентской кампании Зеленского 2019 года, но теперь эта крупнейшая авиакомпания Украины находится в процедуре банкротства с 2023 года.

С 22 февраля 2022 года в небе Украины не летало ни одного гражданского самолета. Десять из тринадцати крупных аэропортов страны в настоящее время частично или полностью разрушены, например, в Херсоне и Запорожье. С крахом «Международных авиалиний Украины» весь национальный авиационный сектор остановился. Чтобы спасти то, что осталось, предшественник Кулебы, Александр Кубраков, начал предпринимать шаги с европейскими и западными регуляторами в 2024 году для возобновления международных рейсов. По нашей оценке, Кулеба продолжает продвигаться в этом направлении, но его подход вызывает опасения у международных органов.