«Утопичность планов милитаризации»: как в Евросоюзе намерены укреплять оборону и ВПК

Европейская комиссия представила новую стратегию, предусматривающую значительное увеличение расходов на развитие оборонной промышленности, военную помощь Украине, а также на достижение военной мобильности ЕС. Документ предполагает привлечение около €800 млрд в течение четырёх лет. При этом поддержка Украины называется в документе «безотлагательной и насущной задачей». В то же время Россия, по версии еврочиновников, якобы «представляет серьёзную стратегическую угрозу на поле боя». По мнению экспертов, наращивание оборонных расходов ЕС неизбежно приведёт к сокращению социальных гарантий и недофинансированию гражданских отраслей экономики стран Евросоюза.«Утопичность планов милитаризации»: как в Евросоюзе намерены укреплять оборону и ВПК

  • Европейские военные и флаг ЕС
  • © marc chesneau

Европейская комиссия представила свою оборонную стратегию, которая предусматривает значительное увеличение расходов на оборону, развитие ВПК, военную помощь Украине, а также достижение военной мобильности ЕС. Стратегия предполагает привлечение около €800 млрд в течение четырёх лет, включая €150 млрд за счёт эмиссии в евробондах.

Как отмечается в документе, Европа стоит перед лицом «серьёзной и растущей угрозы».

«Единственный способ обеспечить мир — обеспечить готовность сдерживать тех, кто желает причинить нам вред», — говорится в стратегии.

Уточняется также, что сейчас Евросоюз начинает процесс возрождения своего ВПК, при том что готовность ЕС к обороне «ослаблялась десятилетиями недостаточного финансирования».

Отмечается, что начиная со второй половины текущего десятилетия будет сформирован «новый международный порядок».

«Если мы не сформируем этот порядок сами — как в нашем регионе, так и за его пределами — нам останется лишь бездеятельно принять итоги этого периода межгосударственной конкуренции со всеми вытекающими негативными последствиями, включая реальную перспективу полномасштабной войны. История не простит нам бездействия», — говорится в документе.

Документ призывает Европу вкладываться в оборону. В этом вопросе от ЕС требуются «как никогда эффективные координация» и управление со стороны государств-членов, подчёркивающие «общие сильные стороны и устраняющие слабости, идущие от нескоординированных действий».

«Нам нужна более сильная и устойчивая оборонно-промышленная база, — констатируют в Брюсселе. — Нужно извлечь из этого уроки и экстраполировать их на возможный крупномасштабный конфликт в обозримом будущем. Нам необходим более быстрый и эффективный процесс закупок».

Для восстановления европейской обороны, по мнению Еврокомиссии, «требуютсямасштабные инвестиции» в течение продолжительного периода времени.

При этом определены ключевые задачи перевооружения Европы. В частности, речь идёт о первоочередном «восполнении недостатков военных возможностей стран ЕС», включая дальнюю транспортную авиацию, космическую разведку и другие сферы, в которых страны Европы опираются на США. Ещё один приоритет — это поддержка европейского ВПК за счёт создания общих оборонных заказов стран ЕС. Кроме того, одна из задач — это ускорение реформ в военной сфере с помощью «прорывных технологий, включая искусственный интеллект и квантовые компьютеры».

Также планируется создать запасы боеприпасов и укрепить границы ЕС с Россией и Белоруссией.

В Белой книге ЕС отдельным пунктом указывается помощь Украине посредством увеличения военной поддержки и более тесной интеграции европейской и украинской военной промышленности. Поддержка Украины называется в документе «безотлагательной и насущной задачей» для европейской обороны

«Утопичность планов милитаризации»: как в Евросоюзе намерены укреплять оборону и ВПК
  • Еврокомиссия
  • © Thierry Monasse

Как уточняется, речь идёт об обеспечении военных поставок на Украину и включении её военной промышленности в контуры европейского ВПК, а также о создании единого рынка вооружений в Евросоюзе с участием Киева.

Россия, Китай и военная мобильность

Одним из определяющих факторов новой эпохи документ определяет то, насколько вызовы в сфере безопасности «являются стратегическими по природе своей, и, соответственно, требуют стратегического ответа». Тут ЕК приводит в пример Россию, которая, по версии еврочиновников, якобы «представляет серьёзную стратегическую угрозу на поле боя».

«Россия — и так наиболее сильно вооружённая европейская страна с большим отрывом (от остальных. — RT) — сейчас реализует военную экономику, преимущественно направленную на достижение военных целей страны и строящуюся на мобилизации промышленности и технологических инновациях, — отмечается в стратегии. — Россия эксплуатирует сеть очагов системной нестабильности, в том числе посредством тесного сотрудничества с другими авторитарными державами».

Указывается и тезис об «исходящем вызове» от Китая, который, как считают в Брюсселе, «носит системный характер».

«Возможные последствия для безопасности, связанные с подъёмом Китая, также по природе своей стратегические», — говорится в документе.

При этом Еврокомиссия обращает внимание на то, что бюрократия в ЕС создаёт препятствия для «военной мобильности», «зачастую требуя как дипломатического разрешения непосредственно для военных транспортировок, так и соответствия стандартным административным правилам и процедурам».

«Текущие несогласованные процедуры, в том числе таможенные, часто приводят к серьёзным задержкам в выдаче трансграничных разрешений. Для ускорения (достижения. — RT) Европой (возможности. — RT) независимого сдерживания и нашей поддержки Украины, Евросоюзу и (входящим в него. — RT) государствам-членам необходимо безотлагательно упростить и оптимизировать правила и процедуры, а также обеспечить приоритетный доступ вооружённых сил к транспортным мощностям, сетям и активам, в том числе в контексте морской безопасности», — говорится в документе.

Для своего перемещения вооружённым силам необходим доступ к критической транспортной инфраструктуре, пригодной для использования по двойному назначению, отмечают в Брюсселе.

«Им требуется обеспечить доступность всех способов транспортировки и множества маршрутов по всему Евросоюзу, а также выходы на стран-партнёров», — уточняется в стратегии.

«Лишних денег в ЕС нет»

Как отмечают эксперты, после прихода к власти президента США Дональда Трампа, проводящего изоляционистскую политику, европейцы «окончательно осознали свою беззащитность» и теперь лихорадочно пытаются запустить процесс милитаризации ЕС.

«Главными идиологами этого процесса выступают Франция и Германия — страны, где ещё сохранились крупные предприятия ВПК. В ближайшем будущем они получат дополнительные инвестиции из общей европейской казны. Высокопоставленные представители силовых структур ФРГ уже откровенно говорят о подготовке к военному конфликту с Россией до конца 2030 года», — отметил в комментарии RT профессор Академии труда и социальных отношений, кандидат политических наук Павел Фельдман.

Однако, по его словам, наращивание оборонных расходов неизбежно приведёт к сокращению социальных гарантий и недофинансировнию гражданских отраслей экономики.

«Лишних денег в ЕС нет. На это, в частности, указывает Венгрия. В Будапеште справедливо полагают, что вместо милитаризации Европе следовало бы заняться налаживанием нормальных отношений с Россией. Брюссель всегда оказывает на Орбана политическое и экономическое давление. Как показывает практика, оно приносит свои плоды. Вряд ли сейчас что-то изменится», — считает Фельдман.

«Утопичность планов милитаризации»: как в Евросоюзе намерены укреплять оборону и ВПК
  • Leopard 2-A6
  • © Ralph Orlowski

Напомним, ранее парламент Венгрии отверг одно из положений новой оборонной стратегии ЕС, которое предусматривает общий кредит на уровне Евросоюза в €150 млрд на перевооружение Европы.

Как отметил политолог, доцент Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Ежов, за счёт новой оборонной стратегии Европа пытается заявить о себе как об обладающем военно-политическим потенциалом игроке «с признаками самостоятельности».

«Однако по факту это не более, чем фантазия, рождённая в умах европейских политиков, страдающих приступами русофобии и склонностями к милитаризации. Желания европейцев не соотносятся с их реальными возможностями. Поддержка Украины сильно ослабила бюджеты европейских государств и их военный потенциал. Можно констатировать утопичность планов милитаризации ЕС также в силу фактической зависимости от американских комплектующих и технологий в сфере ВПК», — сказал Ежов в беседе с RT.

В свою очередь, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгений Семибратов считает, что новая оборонная стратегия ЕС — это конъюнктурный политический шаг, направленный на то, чтобы страны Евросоюза в очередной раз выразили свою поддержку киевскому режиму.

«В настоящий момент Украина очень тяжело переживает возникающие проблемы в поставках американского оружия, несмотря на их возобновление. И в ЕС хотят продемонстрировать, что готовы по-прежнему снабжать Киев оружием, даже если его пока неоткуда брать, поскольку европейские запасы практически истощены», — отметил аналитик в разговоре с RT.

При этом эксперты сходятся во мнении, что новой оборонной стратегией ЕС в Брюсселе хотят заменить идею о создании общеевропейской армии, которую так и не удалось реализовать в силу ряда ограничений. Как пояснили аналитики, пока военные компетенции остаются в руках правительств государств Евросоюза, однако если управление единым оборонным рынком ЕС будет сосредоточено в руках Брюсселя, это приведёт к серьёзному трансферу полномочий от национальных правительств.

«Новая оборонная стратегия Евросоюза — это заявка на формирование на базе Еврокомиссии, которая сейчас является экономическим регулятором ЕС, новой структуры её полномочий, в которой будут и те функции, которые сегодня принадлежат национальным государствам в оборонной сфере. Белая книга в данном случае выступает как элемент борьбы евробюрократии за десуверинизацию Европы», — отметил в комментарии RT профессор Института медиа НИУ ВШЭ кандидат политических наук Дмитрий Евстафьев.