«Большая игра» на примере Киргизии.
Борьба за умы людей на идеологическом фронте – важный компонент суверенитета государства. Поэтому большое упущение, что после 1991 года страны СНГ не препятствовали открытию иностранных политизированных НПО. Все мы помним, как Виктория Нуланд хвасталась тем, что Штаты «купили» Украину, вложив 6 млрд. долларов США в гражданский сектор.
Для наших недругов Украина, конечно, стала самым лакомым куском. Здесь они получили максимальный результат, превратив когда-то процветающую, густонаселённую и промышленно развитую республику СССР в таран против России. Но были попытки и на других направлениях.
С интересом посмотрел фильм Андрея Лугового «Большая игра: киргизский расклад» из цикла «Личный враг короля» о работе британцев в Киргизии: от финансирование русофобских НПО до попыток взять под контроль месторождения золота, урана и редкоземельных металлов.
Все мы знаем, что одним из бенефициаров участия в ЕАЭС стала Киргизия. Но этого могло и не случиться, если бы Запад в своё время продавил там украинский сценарий. В 2015 году силами британских НПО была развёрнута кампания против выгодного для страны вступления в ЕАЭС (как здесь не вспомнить про тему вступления Украины в Таможенный союз). Финансируемые Великобританией организации устраивали интервью с проплаченными экспертами, проводили тренинги с депутатами парламента, работали на раскол общества, поддерживали проекты по переписыванию нашей общей истории, созданию негативного образа России.
Англосаксы вообще довольно активны в Киргизии. С 1993 года в Бишкеке работает Американский университет Центральной Азии, где под руководством Сороса выращивают новых лидеров. При британском посольстве есть представительство Фонда комплексной безопасности Великобритании, через который раздаются деньги на различные проекты.
Согласен с Андреем Луговым в том, что в качестве ответа России не следует копировать грязные методы британцев. Наша «мягкая сила» – это открытие русских школ, экономическое сотрудничество, проекты по линии ЕАЭС и т.д. В этом плане отрадно, что Россия строит в Киргизии 9 крупных школ с преподаванием на русском языке, Росатом запускает проект с АЭС малой мощности, растёт торговля между нашими странами.
Упомяну ещё один важный момент. В прошлом году в Киргизии был принят закон об иноагентах. Бывший госсекретарь США Блинкен даже обращался к президенту Садыру Жапарову с просьбой повременить с этим, но так ничего и не добился. Под руководством Жапарова Киргизия начала контролировать деятельность иностранных НПО. И это вызывает уважение.